Наталия Ивановна была увлекающимся человеком.
Больше всего на свете она любила ботанику. В школьные годы она занималась в биологическом кружке. Её наставник Сергей Львович, под руководством которого она шагала по дорогам, собирая гербарии, занимал в её жизни место отца. Своего отца Наталия Ивановна видела в жизни всего два раза. Она не запомнила ни одного отцовского слова, обращённого к ней.
Главный ботаник её жизни Сергей Львович обладал жёстким характером. Он был постоянно включён в калейдоскоп собственных сердечных дел, и его личных сил не хватало на всех полу сирот, которых он учил разбираться в растениях.
Зато Наталия Ивановна запомнила два важнейших высказывания Сергея Львовича
в её адрес. Одно хорошее и одно плохое. Привожу эти высказывания здесь, вырванными из контекста.
Хорошее высказывание было такое: «Ты очень похожа на свою маму».
А плохое было такое: «Дура!»
Отчасти второе высказывание было правдой: Наталь Ивановне до «всего» приходилось додумываться самой. Никто вокруг не объяснял, как устроена жизнь. Сначала она пр додумалась до того, что все люди очень разные. И апоняла, что она - не как все, она - это она! И ещё додумалась до того, что каждый имеет право жить. И каждый живёт в соответствии со своими внутренними программами. Любая попытка заменить программу другого своей собственной (а это и есть насилие) или объяснить другому, как нужно поступать (со своей колокольни, конечно) приводит к разрушению внутренней гармонии человека, к расшатыванию сложившихся связей внутренного и внешнего. Разрушение наступает, как закономерный и нормальный итог борьбы различных программ, потому что каждая система защищается от насильственного вторжения.
Это Наталия Ивановна поняла и сначала постаралась разобраться в своих
внутренних порывах. Она внимательно «рассматривала себя под микроскопом», будто бы эти программы можно было и вправду отделить от неё самой.
Полтора её высших образования дали ей всё же некоторые навыки обращения с чужими мыслями, помогли отыскать чать причин, приводящих к неудачам в её жизни. Но не любую мысль нужно воспринимать, как доброго гостя.
И тексты в учебниках по педагогике написаны в основном бездушными людьми. Когда же она сама стала работать педагогом, то научилась молчать о том, до чего додумалась. Как говорится, вещай вслух по сознанию слушающих. Наталия Ивановна научилась действовать так, чтобы само действо и выражало её намерения.
Педагогика! Кто только не ругал эту дисциплину! Кто только не шутил по поводу учительского интеллекта!
Наталия Ивановна внимательно всматривалась в детей, которых учила. Она думала о
своих подопечных, подмечая нюансы в их поведении, запоминала их высказывания. Наталья Ивановна даже завела педагогический дневник. Навыки по собиранию гербария и тут пригодились! Она записывала в дневник свои наблюдения.
Всё это только подтверждало, что ничего более важного, чем её работа с детьми, в её жизни в тот момент не было.
Не надо думать, что так продожалось долго.
Чужак всегда приходит, влезая в события с доброй улыбкой и со словами: «Давай помогу!»
Какой же ошибкой было допустить в свой, хотя и неидеальный, созданный ею с таким трудом, мир, чужака-методиста, который тут же по - своему распорядился её достижениями, рассыпал собранные ею жемчуга, постарался подать свои идеи, как десерт после хлеба и воды, полученные детьми от Натальи Ивановны. Пришлось вначале потесниться, а потом и вовсе стать зайчиком без лубяной избушки.
Так ли всё было на самом деле? Мы вольны думать и в том или в другом направлении: «Всё совершается помимо воли и ума человека. Великая ложь, что человек - это хозяин судьбы. Ложь, что он может рулить влево, вправо, назад, вперёд». И можно ли винить во всём жизнь?
У самой Натальи Ивановы чувства вины за неудачу в проффессии не возникало. И за что ей было себя винить?
Ведь педагога, как правило, обвиняют те, кто сам является в этой области теоретиком без теории. Именно педагога часто обвиняют в том, что он воспитывал не так! А потом оказывается, что из его подопечных получились незаурядные люди. Да, педагогика загадочная профессия, в которой непонятен результат и совершенно загадочен процесс. Эта профессия насквозь мистична и требует богатой интуиции, тонкого наития.
Так или иначе, педагогические цепи, опутавшие нашу героиню, рассыпались. Быть может, программа, заложенная в её ДНК от рождения, к моменту расставания с педагогикой оказалась выполненной.
В этой ситуации у Натальи Ивановны возникло ощущение запутанности причин и следствий, бессмысленности приложенных ранее усилий.
Тут - то и пришлось Наталье Ивановне вспомнить, что она сами и есть те идеалы, ценности и смыслы, которые правят её жизнью! Идеалы! Смыслы! Их невозможно объяснить другим людям, невозможно передать через словесные структуры. А можно только организовать жизнь в соответствии с этими ценностями. Вот и в педагогике так!
Нам непонятны мотивы, которые руководили Натальей Ивановной.
Пусть так!
Живи неправой, Наталия Ивановна.
Жаль, что нельзя напечатать твой дневник.
Портрет Натальи Ивановны прилагается.
25.9.18