Красные рейтузы

Людмила Колбасова
Середина семидесятых. Время сплошных дефицитов. Одевались просто, но старались.
Десятый класс. Зима. Трескучие морозы. Короткая шубка, длинные белые сапоги и две пары простых колготок. Рейтузы – теплые шерстяные были большим дефицитом и особенно в зимнее время. Мама, озабоченная тем, что «ноги голые и з … ца тоже», судорожно пытается «достать» для меня вожделенные штаны.

Урок истории. Здание школы старое, построено ещё в семнадцатом веке. Стены толстые, окошки маленькие. Подоконники широкие остались в памяти. На улице мороз, метель, сумеречно и мрачно.
Зато в классе горят все светильники. Тепло, светло и интересно. Школу любила, как дом и очень уютно себя в ней чувствовала.

Стук в дверь. В приоткрытую дверную щёлочку вижу, сияющее великой радостью, мамино лицо. Выхожу из класса.
 - На, надень, последние забрала. Смотри – тёплые какие, - и протягивает мне ярко красные, ближе к алому, шерстяные вязанные рейтузы с грубым швом сбоку на внутренней поверхности бедра.
- Мама!!! – кричу испуганно, - они же красные и толстые!
- Ну и что, зато какие тёплые.
С тоской натягиваю яркие, как солнце, штаны под коричневое форменное платье и белые сапоги (тогда в школе не переобувались, по крайней мере в нашей).
Захожу в класс. Смешки.
- О, в классе теплее стало!
- Нет – светлее!
- А ножки у тебя ничего!
Учитель - молодой мужчина, требует тишины смотрит на меня и с трудом сдерживает смех.
Мои красные рейтузы долго были поводом для шуток и страшно жгли мне ноги.
Потом привыкли. Они – одноклассники, но не я.

Морозы спали, но я знала, что моя сердобольная мама, боясь «застудить женское» у меня, заставит носить их до апреля.
Нашла выход. Мама обычно уходила на работу очень рано. Ну и как-то я осмелилась снять эти ненавистные штаны. Заметалась по квартире в поисках тайника.  Спрятала в коробку с пылесосом «Буран». Несколько раз прошло. Но моя всеведущая и всезнающая мама имела удивительное свойство появляться внезапно совсем в неожиданных местах. И "нюх на мои тайны" у неё был отменный. В обеденный перерыв она, вместо того, чтобы поесть, рванула домой прибраться. Достала пылесос и …
… Урок геометрии. Стук в дверь. Выхожу. Мама, презрительно улыбаясь, молча протягивает рейтузы. Пришлось надеть.
Захожу в класс. Весёлый смех.
- Они её догнали!
- Они с тобой срослись!
- Это твоя визитная карточка, - соревновались в остроумии кто, как мог.
Учитель – молодой практикант, прыскает от смеха и требует тишины.

Долго размышляла, как их уничтожить. Решила, якобы, случайно порвать. Увидела большую бывалую горку с торчащими корнями деревьев и другими корягами, что выступили из-под тающего снега.
Съехала пару раз - ничего, только промокла. Разбежалась и поехала на ногах.
Упала, да так сильно! Зато штаны благополучно протёрла в левом колене и, появившимся стрелкам, помогла побежать дальше. Хромая, с окровавленной разбитой ногой и рваными штанами, а вместе с ними и колготками, пришла домой.
Всё. Штанам конец!
Но я рано радовалась. Мама отнесла рейтузы в мастерскую, где их ювелирно заштопали и подтянули стрелки. И дома аккуратно сложили в шкаф вместе с зимними вещами.
- Пусть лежат на всякий случай, - сказала мама, - мало ли что.

***
Прошло несколько лет. Я вышла замуж и уезжала насовсем из родительского дома и родного города. Мама сама упаковывала мою одежду, аккуратно укладывая её в ящик и, разбирая его по приезду, я обнаружила среди вещей аккуратно сложенные и красиво заштопанные на коленке красные рейтузы.
- Ну, мама!!! – воскликнула я и бережно положила их в шкаф – на всякий случай. Не могла я выкинуть мамино.

Несколько лет перекладывала нелюбимые штаны с полки на полку и как-то всё-таки отважилась отдать их, вместе с другими ненужными тряпками, уборщице для уборки дома.

Захожу как-то в подъезд, а мои красные рейтузы сложены на пороге для вытирания грязной обуви.
Посмотрела я на них – сердце заныло от жалости к моим штанишкам, и я аккуратно выровняла их, осторожно переступила через них, и с теплом вспомнила маму.