Поэзия нашего детства

Виталий Бердышев
Когда я провожу в школах Уроки Красоты, то обязательно включаю в них живую фортепианную музыку и поэтическую лирику. Дети с интересом слушают и то, и другое и включаются в разговор о красоте со своими многочисленными вопросами. Лет пять-шесть назад я читал ребятам стихи (на разные темы), пытаясь определить уровень современных знаний отечественных литературных классиков XIX века. Знание получались «не очень». Сейчас такой вариант обмена знаниями уже не проходит – дети моментально узнают и автора, и само стихотворение с помощью современных планшетов. Сегодня они больше проверяет меня «на прочность» (конечно, без всякой техники), задавая ту или иную тему, освещённую в отечественной поэзии (природа, явления природы, птицы, цветы, животные, насекомые и т.д. и т.п.). Порой приходится напрягаться, чтобы не ударить в грязь лицом и показать уровень знаний нашей ветеранской гвардии. Иногда, правда, приходится прибегать к французской лирике, которая также сохранилась в моей памяти. Это ребят вполне удовлетворяет, и даже приводит в восторг - от неожиданности.
– А сколько Вы знаете французских стихотворений?
– А каких писателей и французских поэтов Вы знаете?
– А когда выучили эти стихи?
– А книги на французском читаете? и т.п.

Относительно отечественных поэтов и поэзии вопросов задают меньше – вроде как, о них они должны всё знать уже сами.
Кое-что знают. По крайней мере, учили. И когда напоминаешь им то или иное известное стихотворение, дети с радостью его вспоминают - хором. А так в жизни к поэзии не возвращаются, не видя, не чувствуя в ней особой необходимости.
Пытаюсь убедить их в важности этих знаний - лирики, поэзии, в необходимости учить стихи наизусть.
– А для чего мы учим стихи? – спрашиваю.
 – Чтобы память развивать.
– Правильно. Ещё для чего?
– А они красивые!
– Отлично! И эта красота всегда с вами. И вы в любой момент можете ей воспользоваться... А ещё стихи наших прекрасных поэтов учат вас русскому языку, – настоящему, великому и могучему, без современных наслоений и искажений. А чистый русский (родной) язык дает вам возможность мыслить, думать, анализировать, принимать решения, обмениваться опытом и знаниями. Без языка невозможен мыслительный процесс. Поэтому чем больше вы будете читать классику, больше будете знать наизусть, тем легче вам будет заниматься творчеством, тем свободнее и доходчивее вы будете излагать свои мысли.

– А сколько вы всего знаете стихотворений?
– На французском – около двадцати пяти. На русском как-то пытался сосчитать – да разве все вспомнишь! Для этого надо все поэтические сборники пересматривать: поэзии золотого, серебряного века, современной поэзии и т.д. ... Где-то около двухсот. Должен сказать, что в пожилом возрасте постепенно начинаешь забывать отдельные слова, строки, целые четверостишья. Открываешь Тютчева, Фета, – смотришь, – ты уже свои слова вместо автора придумываешь. Так что перед цитированием обязательно проверяю в подлиннике.

– А как Вам удалось столько выучить? У меня не получается. Выучил всего шестнадцать!
– Это же здорово! Это прекрасно! Великолепных стихов многие тысячи! Надо учить особенно понравившееся. Да они и сами легко запоминаются.

... Примерно в таком варианте и проходят наши беседы – о красоте, о культуре, о поэзии, музыке, ... о духовности. И я очень рад, что имею такую возможность говорить с ребятами, рад что жизнь наделила меня необходимыми для этого опытом и знаниями, что дала мне наша советская школа в далёкие послевоенные годы, а также моя семья, явившаяся для меня примером высокой культуры и интеллигентности, – качеств, заложенных в бабушке с дедушкой в престижных частных гимназиях в конце XIX века.

... Но всё же почему так много? Откуда накопились эти знания поэзии? И почему сохранились в памяти до сих пор? Должен сказать, что в этом нет ничего необычного. По крайней мере для нас, ветеранов. Просто нас так учили, давали такой уровень общих, гуманитарных знаний. И они нам служат всю жизнь – не только для решения кроссвордов, но, прежде всего, для нашего собственного духовного обогащения, для общения с красотой, для внутреннего вдохновения. Помню, с какой радостью группа педагогов третьего возраста на одном из наших с Элеонорой Николаевной Софроновой концертов на тему о зиме стала вспоминать стихи. И мы вместе вспомнили их более двадцати, в том числе целые поэмы «Мороз – Красный нос» и «Генерал Топтыгин». И это было прекрасно! Мы вернулись в наше детство и юность, в школьные и студенческие годы, наполнившие нас этими знаниями.

Я не помню, чтобы мы прикладывали какие-либо героические усилия, чтобы запомнить поэзию Пушкина, Лермонтова, Никитина, Некрасова, требуемую по школьной программе. Нетрудно было запомнить и стихи Тютчева, Фета, А.К. Толстого, Плещеева, Майкова, Есенина, Брюсова и других поэтов, – помимо программы, но которые тоже вдохновляли нас своей красотой. Мы, школьники, были просто увлечены поэзией. Декламировали стихи друг другу, сами себе, тем самым обогащая себя знаниями и русского языка, и отечественной литературы. Любовь к поэзии не уменьшалась и в студенческие годы. Помню, как мы с другом Колькой Сатовым в каникулы ездили по лесным тропинкам на велосипедах и декламировали по строфам особенно любимого нами «Мцыри» - всего «Мцыри»! И с благодарностью вспоминали Владимира Алексеевича Дербенёва, который в пятом классе нещадно ставил нам двойки, пытаясь привить любовь к высокой поэзии и литературе. Привил в конце концов большинству из нас. А в шестом мы уже с упоением слушали в его исполнении переводы Шиллера, Гёте, Теофиля Готье и др.

Многое дала нам в приобщении к классической литературе и музыке наш классный руководитель – Морган Мария Алексеевна, моя бабушка. Вечера поэзии (и не только русской!), музыкальные занятия и выступления в зале, – думаю, что остались в памяти у ребят надолго.

Существенно обогатил меня знаниями в области классической французской поэзии преподаватель французского языка в Военно-морской Медицинской академии Костельянц Б.Л., который даже подарил мне сборник стихов французских поэтов. Часть из них я выучил в последующем со своими сыновьями и с внучкой, что существенно помогло последней в освоении этого прекрасного языка.

... Иногда меня школьники спрашивают, не жалко ли мне потраченного на поэзию времени? Не лучше ли было использовать его для других целей, например, для занятий спортом, или музыкой (даже математикой)? – Я успевал делать и то, и другое, и третье. И нисколько не жалею времени, потраченного на это. Тем более, что и то, и другое, и третье – всё это было творчество, всё делалось с интересом, и всё доставляло только радость как самим процессом приобретения навыков и знаний, так и его результатами. И вся последующая жизнь подтвердила правильность курса нашего многопланового гуманитарного образования. Это и часть нашей общей культуры, и наше духовное и физическое здоровье, и наша философия, и глубина мышления, – и многое, многое другое, необходимое для полноценной жизни...

Так что учите в детстве стихи! Возвращайтесь к поэзии вашего детства в зрелом и пожилом возрасте. Это великое счастье общаться с высоким искусством, культурой – и через них – с удивительной красотой и гармонией окружающего нас мира.