И буду жить в коротком слове память

Любовь Архипова-Уральцева
Какая боль может быть сильнее, чем боль матери, пережившей детей? Ведь это она носила их под сердцем, а потом прислушивалась к дыханию в колыбели, радовалась первому зубику, первому шагу, первому слову. Это она разделяла успех и огорчалась неудачами. Учила мечтать. Ни одна мать в мире не растит своих сыновей для войны!

25 лет прошло с того дня, как из Демократической Республики Афганистан вышли советские войска, но не утихает боль в материнских сердцах. И 15 февраля остаётся днём скорби для тех, кто не дождался с войны сыновей, мужей, любимых.
Сегодня они живут в нашей памяти. В памяти матерей и отцов, друзей, одноклассников, учителей, подруг. И в канун 25-летия вывода войск из Афганистана они собрались в Орловской межпоселенческой центральной библиотеке вместе, чтобы поделиться воспоминаниями. Ребята запомнились им жизнелюбивыми, весёлыми, порой – бесшабашными.
Сейчас возмужавшие ребята, ветераны Афганистана, говорят, что им было трудно, но труднее было матерям. Это отразилось в письмах, позднее – в поэтических строках. «Я прошу тебя, мамочка, очень: проведи эти годы без слёз…» А мамы по ночам перечитывали дорогие письма – весточки с войны, о которой не знали почти ничего. Они совершали невидимый, молчаливый подвиг – ждали сыновей. Какой болью, каким страданием наполнено стихотворение Нины Поповой «Афганские письма» — своеобразный диалог писем сына и матери. Их и сегодня — спустя четверть века! – нельзя читать и слушать без слёз.
Афганцев называют совестью нашего времени. Они принесли с войны мощный заряд лучших человеческих качеств – товарищества, патриотизма, обострённого чувства справедливости. О тех, кто не вернулся, сложены стихи: «Я навсегда останусь молодым и буду жить в коротком слове «Память». В Орловский район не вернулись пятеро парней: Владимир Ющенко, Евгений Сиденко, Александр Муравин, Игорь Полещук, Василий Слюнченко.

И вот ведущая встречи памяти Е.В. Шаблий предоставляет слово учительнице Орловской школы №3 Н.В. Оленченко. В своей книге о родной школе она написала о выпускниках, призванных в армию, служивших в Афганистане и погибших там – о Евгении Сиденко и Владимире Ющенко. И вот – звучат воспоминания.
—Женя был удивительный мальчик. Любил математику, литературу, историю, хотел посвятить себя журналистике. Сразу поступить не получилось – парень просто не знал о творческом конкурсе, оценивающем газетные публикации. А потом был Афганистан. …По официальным данным, Женя умер от болезни. Хоронили его, как национального героя. Позднее друг рассказал: «Он погиб, как герой, в бою». Сегодня в школе есть класс, носящий имя Евгения Сиденко.
Одноклассница Володи Ющенко А.Н. Дроздова рассказывает:
—Володя погиб в январе 1983 года. Это был добрый, беззлобный парень. В майские дни, когда собираются одноклассники, мы всегда в первую очередь вспоминаем Володю. Он был бы замечательным человеком – мужем и отцом, трудягой.

Л.В. Кравченко, классный руководитель Игоря Полещука:
—Игорь был весёлым, дружелюбным, умел прощать педагогические домогательства, очень любил мороженое. Из Афганистана он мне писал о том, о чём никогда не написал бы маме. В одном из писем рассказал о страшном бое, когда наши вертолёты вели бой с душманами, земля взрывалась, гибли люди, и в окно их боевой машины сквозь разбитое стекло влетел кусок человеческого мяса. А в другом послании – о том, как красивы в Афгане тюльпаны…
Л.П. Александровская вспоминает, как она ходила по домам с классным журналом и беседовала с родителями уже великовозрастных шалунов. В дом Полещука пришла, когда уже стемнело. Игорь после встречи учительницы с отцом и матерью сказал:
—Лидия Петровна, я хоть и не звал Вас в гости, но не допущу, чтобы Вы одна шла по тёмному посёлку. – И проводил до её калитки!
Случались у парня и «двоечки». Из-за них его могли не принять в комсомол. Это очень задело самолюбие. Игорь всё же добился, что его приняли в ряды комсомольцев. Сейчас его билет – простреленный, окровавленный – дорогая реликвия и для семьи, и для школы.

Одноклассница Наташа, Наталья Петровна Кукота (Гончарова), говорит, что Игорь называл её всегда Крохой. В письмах мечтал: «Когда вернусь, куплю сто порций фруктового мороженого и сразу съем его». «Если у меня родится сын, я никогда не буду покупать ему пистолеты. Это так страшно – убивать!»
Галина Константиновна Гуляева – счастливая мама, дождавшаяся своего сына Игоря с войны. Но как тяжело было ждать! Сын сначала сообщил, что будет служить в Монголии, но позже признался: Афган. Там, в Кабуле, он встретился с земляками – Виктором Арсентьевым и Николаем Кондратенко. Им и повестки-то из военкомата принесли почти одновременно! Но потом боевые пути разошлись. И было очень тревожно, когда сообщили, что в Орловский район отправлен «груз-200». Все в школе, как могли, поддерживали Галину Константиновну. Беда обошла стороной её дом и постучалась в дом Муравиных. Игорь благополучно вернулся домой 15 февраля 1987 года, а 17 февраля в Камышевку привезли цинковый гроб с телом Александра.

…На чёрно-белых фотографиях Сергей Александрович Жученко. Вот его колонна направляется в Кандагар. Он попал в Афганистан в 29 лет – по боевому приказу. Сколько довелось всего вынести, испытать? Об этом всего не расскажешь. Служба была секретной. Родные заметили: уходил – носил одежду 50-го размера, вернулся – 44-й стал впору.

Сегодня у живущих рядом с нами ветеранов виски покрылись сединой. Это им, опалённым войной, посвятил свою новую песню «Ковыли» поэт-бард Александр Истрахов. Поют песни о войне школьники. И на встрече памяти Вадим Чуб спел песню воина-афганца «Ты знаешь, так хочется жить…»
Говорят, человек жив, пока люди помнят о нём. Мы помним солдат, помним об их подвиге. Они живут – в поэзии и песнях, а значит – в наших сердцах.

Февраль 2014 года.