Абулия

Сергей Михальчук 1
Абулия - т. е. безволие - (от греч. a - отрицательная частица и bule - воля) - пон. Христианской Философской Антропологии. Оно обозначает одно из последствий феномена онтологического подчинения, подчинения личной воли человека его природной воле, которое обусловлено умалением Лица, как «образа Бога» и подмены феномена личной жизни феноменом индивидуальной жизни. Это происходит в результате увлечения личности, её «воли», страстными действиями, которые формируют в человеческой природе «квазиперсональную квазиволю» - индивидуальную волю человека. Эта «природная квазиволя» человека устремлена к не Богоподобию, как цели Божественного замысла, а устремлена к утверждению индивидуума, а в его персоне и всего человечества, в качестве «Венца творения» и «властителя мира».
Абулия далее (А.) появляется как психологический термин, обозначающий патологическое нарушение психической регуляции действий. Является одним из проявлений апатии. Признаки А. проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное «действие», хотя необходимость его осознаётся.
В ХФА - А. это не патологическое отсутствие «воли», как это трактуется в психологии, а, скорее, онтологическая дезориентация «воли», вызванная страстным опытом жизни человека, который называется в христианском учении греховным опытом или греховной жизнью. Понятие о грехе, как феномене, отделяющем лицо от индивидуума и персоны, а «личную волю» от «природной или индивидуальной воли», таким образом, становится онтологически чётким и понятным.
Следует подчеркнуть, что пон. о А. в ХФА включает в себя и слабоволие, как одну из форм её проявления, в силу того, что этот феномен болезни «личной воли» человека, отражающийся на характере его поведения, имеет ту же онтологическую природу. Хотя психология чётко отделяет слабоволие, как черту характера, от А., считая, что оно вызвано неправильным воспитанием и устраняется направленной тренировкой. Но «слабоволие» - это не феномен природной жизни человека (природного аспекта), а феномен его личной жизни (личного аспекта). Это не психология, а онтология.
Мнение психологии можно было бы считать истинным, если бы не наблюдалось достаточно большое число случаев, когда «слабоволие» оставалось неподвластно всем методам воспитания. Несомненным является то, что главным, в борьбе со слабоволием личности, является сама «личность», как онтологический абсолют, но не психологический феномен, и её взаимообщение с другими «личностями».
Преодоление «безволия» и «слабоволия» - это акт веры в Любовь, в Бога, и осознание необходимости действия в Общении.

Литература: [К78] – с. 6.
Виртуальные источники: [1] – д. I.