Шевырёв. Жизнь П. Девы Богородицы, изд. А. Глинкой

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Жизнь пресвятыя Девы Богородицы. Из книг Чети-Минеи. Изданная Авдотьею Глинкою. Москва. В Унив. Тип. 1840.


Сочинительница, известная в нашей литературе многими изящными стихотворениями, в особенности же переводами Шиллера, посвятила прекрасный талант свой этому умилительному труду, который теперь перед нами. Если женщины приносят в храмы Божии дорогие шелковые ткани своей работы, то конечно еще прекраснее такое приношение, в котором кроме руки участвовала чистая мысль, согретая верою. Сей труд не есть ли также изящная ткань самых святых и непорочных дум и созерцаний? Для ума, сердца и воображения женщины, какое занятие может быть выше того, как всею мыслию и всем чувством погружаться в жизнь Той, Которая для нее изображает в небесах совершеннейший образец чистоты, целомудрия, смирения и всех добродетелей женских? - Но мы выпишем первые страницы предисловия, в которых сама издательница объяснит нам происхождение своего труда.

«Перелистывая иногда страницы огромных томов Чети-Минеи, книги, по многим отношениям драгоценной в Христианском мipe, я нашла, что многие черты из жизни Пресвятой Девы Богородицы и описание Успения ее рассеяны в отрывках по разным местам, под различными числами. Я подумала, если б соединить все эти отрывки, все предания в одно целое, это составило бы жизнь Пресвятой Богородицы, краткую, неполную, но все для нас драгоценную. Я подумала еще, что книжный Славянский язык, возвышенный, великолепный, не довольно знаком нашему светскому уху, не довольно слит с нашим бытом общественным. С этими двумя мыслями, я осмелилась, на первый раз, извлечь из разных томов Чети-Минеи то, что касалось до земной жизни и блаженного Успения Пресвятыя Богородицы, и эти драгоценные предания переложила, как съумела, на простой, почти разговорный Русский язык. - Многим понятно будет, если я скажу, что сближая черты повествований о священнейшем лице Пресвятой Девы и ее Божественных качествах, я не раз замечала, что на бумаге, под пером моим, искрились слезы умиления: оне невольно теснились из глаз от полноты сердца.
Признаюсь: ни одна из светских книг, украшенных всеми обаяниями слога, не производила на меня такого умилительного действия. Я падаю во прах пред великим таинством великих судеб пресвятой Девы Марии, таинственно зачатой, таинственно зачавшей! Наша святая Церковь, древняя, твердая, славная, воспевает, в своих гимнах и молитвословиях, событие непостижимое самим Ангелам. Но и простой, светской Христианке, доступно удивление Небесным добродетелям Пресвятой Девы Марии, в ее земной жизни. Как утешительно думать: «Она также носила наше стихийное тело; она также страдала, бедствовала; она знает, что значит потери и слезы; она была матерью и лишилась сына... С минуты грустной и вместе торжественной Успения пресвятой Девы, для нас настало новое время, новое счастье. Мы, гонимые всеми бурями нашей земной судьбы, получили верную заступницу в небесах. Среди легионов Ангелов и сил, среди существ
Безмятежных, не вздыхающих,
Не скорбящих, не теряющих...
теперь (о! как много значит это теперь!) есть одна, которая разумеет и вздох, и слезу, и горестный, часто неразумный вопль сердца, растерзанного борением внутренним, или сокрушительными налетами обуреваний внешних. Она все разумеет: Ей известны наши немощи».

И так вот перед нами прекрасный плод благочестивых размышлений женщины, о жизни Пресвятой Девы. Эта книга есть подарок всякому набожному читателю, который любит, покидая суету окружающего мipa, уединяться душою в чисто религиозном созерцании и молитве. Но кроме того эта книга есть прекрасный подарок и всем Русским художникам, которые захотели бы посвятить свою кисть изображению событий из жизни Богоматери, и согласить живописные вдохновения свои с настоящим учением Православной нашей Церкви. Желательно бы было, чтобы искусство наше не увлекалось влиянием западным; чтобы оно, заимствуя там одну только красоту и возвышенность образов, подчиняло их требованиям нашей Церкви, имевшей от Бога свои видения, свои созерцания! Да, живописцы! Сколько изящных картин в ее молитвах и славословиях, в ее преданиях, в житиях Святых! Здесь источник вашему вдохновению; здесь начало искусству народному, чисто-Русскому, которое должно быть освящено благословением Церкви.
Мы пройдем теперь ряд духовно-изящных впечатлений, которые произвела в нас книга, подавшая повод к сим размышлениям. Мы предложим только самый верный отчет, извлеченный нами из этого назидательного чтения.
В Назарете жили праведные, благочестивые, целомудренные супруги, угождавшие Богу, Иоаким и Анна. Безчаден был брак их долгое время. Архиерей храма отвергнул дары Иоакимовы за его бесплодие. Печален, прискорбен блуждает Иоаким в пустыне - и возносит молитвы свои к Богу. Одинокая, сидит супруга его в саду и, видя птичье гнездо на дереве с маленькими птенцами, заливается плачем о своем безчадии. Ангелы слетают к печальным супругам с вестию великого утешения.
Вот, между блаженными супругами, приявшими благовествование, расцвела трехлетняя прекрасная их Дочь, озаренная лучами благодати, сосуд будущего спасения всего человечества. Супруги знают Ее грядущее и благоговейно взирают на младенца Деву, любя Ее как дочь и служа Ей как Госпоже своей.
Пред нами отверстые врата великолепного Иерусалимского храма: святитель Захария, в сопровождении священников, выходит из них... Что ж он изумился и поднял руки в знак благоговейного удивления? - На помосте храма, по обе стороны, идут с зажженными свечами прекрасные юные девы в белых одеждах и поют Давидовы псалмы... Но не на них устремил очи Святитель... Середи юного сонма взлетела сама собою по пятнадцати ступеням храма, трехлетняя младенец Дева, в сиянии лучей небесных, - в богатом облачении царственной дочери... Сей Младенец - кивот новозаветный, одушевленная Церковь Божия! Родители, сами привели Ее в дар Богу и стоят у ступеней храма; они пели песни, но умолкли, изумленные дивному восхождению Младенца. Весь народ Иерусалима волнами прилил сюда - и смотрит на дивное зрелище: отцы радуются с отцом, матери веселятся с матерью и указывают детям на высокий образец детей. Земному стечению отвечает небесное. Там Ангелы изумляются Деве, воспевают ей песни, и служат невидимо Ее введению.
Дева, обрученная Богу, живет при храме. В Своем покое занимается Она рукодельем, шьет покровы священникам и Своими руками изготовляет хитон из цельной ткани для Господа Иисуса, тот хитон, о котором после метали жребий его убийцы. Целые ночи и большую часть дня проводит Она в молитве за вто-рою завесою храма, во внутренней скинии, куда позволено Ей входить только одной особенным благоволением Святителя, знавшего Ее предназначение. Захария изумленный видел сам, как Ангелы являлись сюда к Пресвятой Деве, или принося Ей небесную манну в пищу, или предлагая святую беседу о небе, которого они жители. Ангелы окружали жизнь Ее своею чистотою: Мария была первая Дева, обручившая девство Свое Богу.
На двенадцатом году жизни, за два года до обручения Иосифу, в полночь, в то время, как Дева приносила обычные моления Богу, во внутренней скинии храма совершилось Ей первое благовестие. Свет небесный осиял Ее свыше, и Она услышала голос: «Ты родишь Моего Сына!».
В грешной Галилее, в убогом Назарете, в доме своего обручника Иосифа пребывала Дева, когда совершилось второе благовестие, исполнение первого. В скромном своем жилище читала Она священные книги Ветхого Завета; взоры Ее покоились на словах Пророка Исаии: «Се Дева зачнет во чреве»; сердце и мысль Ее горели Серафимскою любовию к Богу. В это самое время, тихо предстал перед Нее Благовеститель Архангел Гавриил и с кротостию небесною сказал Ей: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Смутилась сначала Дева, но потом преклонилась пред волею Господа. Каким восторгом духовным объята была душа Ее, когда Сын Божий, спасение мipa, зачинался в Ее лоне!
Две будущие матери, Елисавета и Мария, видятся в Хевроне, городе Иудином. Духовный поцелуй их свидания прообразует радостную встречу Крестителя с Спасителем мipa.
В малый Вифлеем стеклись толпы народа для переписи. Иосифу и Марии нет другого приюта, кроме пещеры, где укрывался скот. Здесь, в полночь, просиял Свет мipa. Она родила без муки и болезни. Белыми, чистыми, тонкими пеленами обвила Она сладчайшего Своего Сына и поклонилась Тому, который со неба сошел в ясли, служившие Богорожденному первым на земле престолом. Ангелы невидимо окружали Мать и Младенца. К яслям привязаны были вол и осел, да сбудется писание: «Позна вол стяжавшего его, и осел ясли господина своего». Великие чудеса совершились тогда в природе: заструился из камня источник в пещере Вифлеемской; сокрушились идолы в храме языческом Рима; в Иудее зимою расцвели виноградники. - Соседние пастухи, услышав пение Ангелов, пришли поклониться Пастырю нового стада. Волхвы - цари Востока, влекомые звездою, принесли дары Новорожденному. Цари и пастухи, величие и смирение мipa, сошлись у яслей, у колыбели Бога!
Иосиф и Мария с Младенцем бегут в Египет от гонения Иродова. Иаков, старший сын Иосифов, брат Божий, провожает их. Разбойники напали на странников и хотели отнять их осла, несшего запасы дорожные. Но один из разбойников изумился неописанной красоте Божественного Младенца, и отпустил их под своею защитою. Тот же разбойник после висел подле распятого Бога и, обращенный Его смертию, молил помянуть его в царствии Божии.
По восшествии Спасителя на небо, Матерь его пребывала еще долго на земле. Апостолы с духовною радостию смотрели на Нее, воображая в Ней видеть еще лик самого Спасителя. Все святые первоначальники Христовой церкви желали лицезреть Матерь Иисусову. «Для того оставил Господь наш на земле в живых Матерь свою, чтобы Ее присутствием, советами, поучениями и теплыми молитвами к Нему, Сыну и Богу, воюющая церковь могла утвердиться, умножиться и даже до пролития крови стоять за Господа». Юность первоначальной Церкви воспиталась на глазах той, которой вручены были первые шаги Младенца-Бога.
Матерь Божия предпринимала странствие в Кипр для свидания с Лазарем, другом Спасителя, и занесенная бурею, посетила Афонскую гору.
Дионисий Ареопагит, в письме к Апостолу Павлу, описывает сам, как он видел Богоматерь в доме Иоанна.
«Рост ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светлорусыe, очи ясные, взор острый, зеницы подобны плоду масличному; брови немного наклоненные и темные; нос не короткий; уста подобные цвету розы и сладкословесные; лице продолговатое, также и пальцы».
Пребывая в Иерусалиме, часто ходила Богоматерь на места, напоминавшие Ей о жизни Ее Сына. В Вифлееме вспоминала Она Его рождение; на Голгофе со слезами представляла Себе Его муки; молилась у Его гроба и радовалась о Его воскресении; на горе Элеонской, с которой Христос вознесся, лобызала Она последние следы Его на земле, напечатленные святыми стопами Его на камне.
Раз, на той же горе Элеонской, в том самом вертограде, где молился Он и кровавый пот капал с чела Его, - Богоматерь проливала теплые молитвы к Богу и Сыну Своему, о том, чтобы Он взял Ее к Себе. Ангел явился молящейся, и известил Ее о скором Ее преставлении.
Чудным светом просияло лицо Ее, когда возвратилась Она в дом Иоанна. Владычица рассказала всем глаголы Ангела. Св. Иаков, брат Божий, первый Иерарх Иерусалимский, пришел на созерцание Ее кончины. Христиане толпами притекли туда же. Апостолы, рассеянные по всему лицу вселенной для проповеди о Христе, принеслись на облаках в Иерусалим, чтобы предстоять Ее кончине. Пятнадцатого Августа, зажженные свечи теплились в доме Иоанна; Апостолы славили Бога; Пречистая Дева возлежала на благолепно украшенном ложе, ожидая своей блаженной кончины. Вдруг Божественный свет осиял покой, отверзся потолок, и сам Царь Славы, Христос, со тьмами Ангелов, Архангелов, со всеми небесными силами, в сонме Святых и Пророков, приближался к Пречистой Своей Матери.
С теплою любовию взирая на пресветлое лице Господа и Сына Своего и веселясь духовною радостию, без малейшего страдания телесного, Она предала Свою душу в Его руки. Ангелы сопровождали Ее в небеса, Апостолы следили очами. Лице же почившего тела сияло, как солнце.
Скоро после Апостолы, воспевая псалмы, понесли тело Ее на раменах Своих для погребения в Гефсимании; шествием предводил тот любимый ученик Спасителев, которому Бог, умиравший для людей, со креста изрек: «Се Мати твоя!». В руках Иоанна сияла светозарная ветвь финика, Ей принесенная Ангелом. Прочие святые и народ провожали усопшую со свечами, кадилами и пением. Светлый облачный круг на небесах венчал погребальное шествие.
Апостолы провели три дня в Гефсимании, в молитвах около гроба Богоматери. Плакал Фома, один только небывший при Ее кончине и не приявший Ее благословения. Апостолы решились для него открыть гробницу - и что же? Гробница была пуста. В ней лежали одни погребальные пелены - и от них разливалось благоухание чудное. Матерь Божия воскресла в третий день, как и Сын Ее.
Здесь кончаются святые сказания. Сколько душепитательных размышлений для благочестивого Христианина! Сколько прекрасных видений для Христианина-художника, владеющего кистию и покоряющего ее молитве и назиданию Церкви! - Благодарим сочинительницу за те духовные наслаждения, которые доставила она трудом своим для всех верующих.

С. Ш.

(«Москвитянин». 1841. Ч. 1. № 2. С. 547 – 582).