Генерал армии Александр Горбатов. Цитаты

Сергей Алексеевич Порохин
ЦМТАТЫ по:
ГОРБАТОВ А.В. ГОДЫ И ВОЙНЫ М., ВОЕНИЗДАТ,1965.

…Самая тяжёлая служба в пехоте, самая длинная во флоте.. С.32.
Лучше быть отличным командиром эскадрона, чем посредственным командиром полка. С.75.

…Успех в любом бою достигается общими усилиями, и чем согласованнее действия всех родов войск, тем быстрее и с меньшими потерями достигается победа. С.222 

«Скажу одно: безнадёжных (людей) нет. Нужна работа и работа – и с генералами и с солдатами». Попов. С.225.
В труде люди лучше всего учатся понимать и уважать друг друга. С.310-311.

Отчаяние и страх – плохая моральная основа для стойкости. С.341.
«КТО НА ВОЙНЕ НЕ БЫВАЛ, БОГУ ПО-НАСТОЯЩЕМУ НЕ МАЛИВАЛСЯ»
Там (на фронте) где многие прежде равнодушные к религии, стали частенько «уповать на Бога»…С.41

ВОЕННОЕ ДЕЛО

…Военное дело страшно трудное. Мы работаем не с металлом, а с живыми людьми, которых надо так обучить и воспитать, чтобы в нужный момент они ценой неимоверных усилий, ценой жизни своей победили врага… С.99.

…Плоды нашей работы могут в полной мере проявиться только на войне. И исправить ошибки, устранять недоделки, навёрстывать упущенное будет уже поздно: за всё придётся расплачиваться кровью. Вот почему мы очень много работаем и много думаем. С.99.

КРЕДО ГОРБАТОВА

Лучше умру, чем оклевещу себя, а тем более  других. С.132.

«ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА…»

Считая неизбежной и близкой войну, я думал, как будут вести бой и операции только что выдвинутые на высокие должности новые, не имеющие боевого опыта командиры? Пусть они люди честные, храбрые и преданные Родине, но ведь дивизией будет командовать вчерашний комбат, корпусом – командир полка, а армией и фронтом – в лучшем случае командир дивизии или его заместитель… Сколько будет лишних потерь и неудач! С.154.

…Главная наша беда заключалась в роковом заблуждении Сталина. Ему мы тогда верили безропотно, а он оказался слеп и дезориентировал всех пресловутым сообщением ТАСС от 14 июня 1941 г. С.172.

Не верилось тому, что видели глаза. Я пытался отогнать навязчивую мысль: «Неужели 1937-1938 годы так подорвали веру солдат в своих командиров, что они и сейчас думают, не командуют ли ими враги народа? Нет, этого не может быть. Вернее другое: неопытные и необстрелянные командиры несмело и неумело берутся за исполнение своих высоких обязанностей. С.180.

НА ПОЛЕ БОЯ

…Разобщённость на поле боя в известной мере оправдывала тех, кто покидал оборону, ничего не зная о своих, воображая, что «уже все отошли, я ушёл последним» С.191.

СОЛДАТ

Прослужив пять с половиной лет солдатом, я хорошо знал, на что солдат способен в той или иной обстановке. С191.

Солдата обмануть нельзя. Он умён и зорок. И путь к его сердцу найдёт лишь тот (командир), кто не боится правды, кто умеет разговаривать с людьми откровенно и убеждённо. С.191.

Солдаты дерутся всегда гораздо лучше, если понимают обстановку и если верят в свои силы. С.191.

ОТСТУПЛЕНИЕ

Понять, какое отрицательное действие производит быстрое и продолжительное отступление, совсем не трудно. С.191.

АНАЛИЗ ПОТЕРЬ

Находясь в обороне, мы производили анализ потерь за время отступления. Большая часть падала на пропавших без вести, меньшая часть – на раненых и убитых (главным образом командиров, коммунистов и комсомольцев) С. 191.

ПРОТИВНИК

В то время (зима 1941-42 гг) немцы  ещё дрались ожесточённо, до последнего, сдавались в плен редко и лишь тогда, когда не было иного выхода; часто оставались в окружении и дрались до подхода резервов из глубины. С.200.

КОМАНДИРЫ

Особенно непонятными для меня были настойчивые приказы наступать повторно, в одном и том же направлении несколько дней подряд, наступать, не принимая в расчёт, что противник усилил этот участок. Много раз в таких случаях обливалось моё сердце кровью… А ведь  это был целый этап войны, на котором многие наши командиры учились тому, как нельзя воевать, и, следовательно, как надо воевать. Медленность, с которой усваивалась эта наука – как ни наглядны были кровавые примеры – была результатом тех общих предвоенных условий, в которых сложилось мышление командиров. С.201.

…По молодости лет я думал: самая тяжёлая служба солдатская, легче быть отделённым командиром, а ещё легче командовать эскадроном. Поднимаясь по командной лестнице я убеждался: чем выше пост, тем труднее, тем больше ответственности ложится на плечи. С.212.

…Сколько опытнейших командиров дивизий сидит на Колыме, в то время как подчас приходится доверять командование частями и соединениями людям, хотя и честным и преданным и способным умереть за нашу Родину, но не умеющим воевать. С.220.

Мне всегда казалось вредным для дела, когда начальник с руганью обрушивается на подчинённого за предложенное неверное решение. Нет, не ругать, не наказывать нужно в таких случаях, а поправлять, помогать, учить. С.245.

Чем отличается наш солдат от офицера? Лишь тем, что меньше учился за счёт государства. С.372.
      
МЕХЛИС

Он (Мехлис) был неутомимым работником, но человеком суровым и мнительным, целеустремлённым до фанатизма, человеком крайних мнений и не гибким, - вот почему его энергия не всегда приносила хорошие результаты. С.236-237.

ПРОТИВ СОЮЗНИКОВ

Против англо-американцев, между Берлином и Эльбой немцы оборонительных рубежей не создавали. С. 352.

ПАМЯТЬ

Жизнь неразлучна со смертью – по крайней мере так всегда было. А на войне смерть приходит к людям слишком часто и слишком рано. Но я особенно ясно и радостно чувствую жизнь в тех людях, и старых и молодых, которые не забывают ушедших от них дорогих людей, родных или вовсе неизвестных. С. 380.