Милан-взгляд из-под земли

Балашова Таня
  Миланская "подземка"- это, конечно, не московское метро, где поезда мчатся один за другим во все концы огромной столицы, а станции зачастую  похожи на музейных залы с лепниной и скульптурами.
  На схеме метро Милана всего четыре линии: красная, зелёная,  жёлтая и совсем недавняя - фиолетовая.  Стены и потолки почему-то выкрашены в тёмные цвета-коричневый, серый- видимо, для добавления мрачности подземелью. С потолка свисают кондиционеры, похожие на запертые в клетку вентиляторы, которые в жару изображают редкий дождик стекающими каплями конденсата.  А своего поезда можно дожидаться по 10-15 минут, даже в те часы пик, когда у нас люди только возвращаются с работы. Иногда кажется, что легче было бы выйти на поверхность и прогуляться пешком, потому что расстояния между станциями зачастую смешные по российским меркам.   
 
Но я вообще-то не об этом. Мне в метро отчаянно хочется фотографировать людей, настолько интересные там лица, одежда, татуировки на открытых частях тела, пирсинг у мужчин, даже не первой молодости, разные цвета кожи и все прочее- для меня, приехавшей из  провинциального  российского города, это просто как театральное представление.
Фотографировать  людей, увы, без спроса нельзя. Иногда я украдкой щелкну на телефон кусочек татуировки, проглядывающей сквозь дыры в модных джинсах, и сожалею, что я не секретный агент с фотокамерой, спрятанной в пуговице на груди...
Мой мозг, конечно, все увиденное  фотографирует, но в его хранилище, увы, могу залезть только я, да и то все там куда-то проваливается и всплывает только в неожиданные моменты.
Могу пока описать словами свои впечатления от  вчерашней поездки.
 
Время- около шести вечера, ожидание поезда- 8.5 минут, как обещает электронное табло.
Можно 8,5 минут смотреть на рекламные щиты и схемы метро, но гораздо интереснее разглядывать проходящих людей.
 
По платформе, которая напротив, через две линии рельсов, идёт группа из двух непривлекательных толстоватых невзрачно одетых  девушек и одного тщедушного, но в блестящих чёрных ботинках на босу ногу, чёрных бриджах, обнажающих худые  коленки, блестящей серебристой рубашке с поднятым воротничком и бритой наголо головой  кавалера. То, что бросается в глаза- несхожесть стилей .
  Прямо напротив меня- молоденькая толстушка в обтягивающих стрейчевых джинсах с цветочками, переминающаяся с ного на ногу в ожидании поезда. Хоть и толстенькая, а смотреть на нее приятно- хорошо сложена, маленький размер ноги, густые волнистые волосы и какое-то добродушие, которое исходит от нее даже на расстоянии.
  Неожиданно на противоположной платформе появляется девушка, явно не итальянка, русоволосая, в розовом почти бальном платье до колен с открытой спиной  и золотых босоножках на огромной шпильке, проходит кукольной походкой до середины платфлрмы и скрывается за рекламным щитом.
  Вообще здесь редко увидишь женщин на каблуках, в основном-кроссовки, сандалии, сапоги и т. п. Каблуки характерны для приезжих, по большей части русских, как мне кажется.
  Наконец обещанные 8,5 минут проходят, скрежещет прибывающий поезд, я втискиваюсь в вагон.
  Хоть мы и в Италии, но итальянцев в метро  процентов 20, не больше. В основном - иностранцы. Итальянцы предпочитают ездить на своих автомобилях, мотоциклах и велосипедах.
  Вот рядом со мной молодая пара с ребёнком в сидячей коляске. Круглолицые, узкоглазые, черноволосые, у неё волосы гладкие, у него стоят ежиком-китайцы. Ребёночек с чёрными смышлеными глазками тянет ручки к завязкам на маминой одежде, чтобы поиграть. Мама одергивает футболку, и завязки прячутся. Мамино лицо мне кажется слишком суровым, папа смотрит на ребеночка добрее. Кстати, однажды я в самолёте наблюдала картину, как молодая китаянка не реагировала на плач своего ребёнка- тот орал на весь самолет, а успокаивать, причём безуспешно, пытался рядом сидящий папа. Может, это просто случайное наблюдение, а может, суровая система воспитания.
  За моей спиной две подруги в возрасте, явные итальянки без мужей, увешаны украшениями,как новогодние ёлки, намакияжены от души и в каком-то модном тряпье. У той, что постарше, чёрное от загара лицо все покрыто морщинами. Как она умудряется так густо краситься поверх этих морщин- ума не приложу.
  У дверей три молодые итальянки, хорошенькие, но все три разговаривают между собой на певучем гортанном итальянском в полный голос, а рядом с ними ещё двое пассажиров говорят по телефону на том же наречии и с той же громкостью- просто удивительно, как они друг друга умудряются слышать.
  Вообще по сравнению с российским метро итальянское очень громкое и разговорчивое.
Прямо передо мной (еду , естественно, стоя-за 8,5 минут накопилось порядочная толпа) - чернокожий пассажир, невысокий, коренастый, по виду из рабочего класса, с таким неподдельным интересом смотрит на экране своего смартфона поединок двух таких же чернокожих боксеров на ринге, что, кажется, даже причмокивает от удовольствия. Уже выйдя из вагона, он все продолжает держать перед собой смартфон и наслаждаться боксом с тем же причмокиванием.
  У другой двери африканская семья, тоже с коляской и чернокожим малышом. Мне кажется, что африканцы своих детей любят и балуют- по крайней мере, всегда им улыбаются, играют и разговаривают с ними оба, и мама, и папа.
Итальянцы тоже детишек балуют, растут они немного капризные, но не закрепощенные, как у нас в глубинке.
  Кстати, итальянские мамы часто бывают в возрасте далеко за средним, не торопятся с детьми. И в метро их мало, ездят на машинах.
  Мимо меня пробирается к выходу невысокий  худощавый, не первой свежести, с потрепанным лицом, но с татуировкой и пирсингом в ухе и в носу, пассажир, возможно, итальянец. Видела я у них татуировки аж на голове за ушами и на лысине. Итальянцы рано лысеют, хотя в молодости у них роскошные волосы.
  Другой итальянец стоит весь одетый с иголочки, в пиджаке, светлой рубашке, в очках, с дипломатом- офисный работник.
Впрочем, на государственной службе у них тоже не все так одеваются,  выглядят  кто во что горазд.  Как-то в администрации в окошечке я с удивлением наблюдала молодого длинноволосого  женоподобного сотрудника с колечком в носу и сережкой в одном ухе- и ничего, дресс-код позволяет!
  На сиденье напротив- пожилая чета итальянцев. Иногда умиляешься, как они ходят вместе, старички со старушками, ухаживают друг за другом, сухонькие и согнутые. Старушки все хорошо одетые, волосы крашеные и уложенные, ногти наманикюренные, на пальцах- кольца, на шее- бусы. Надо бы нам брать пример, а то раздаем всю пенсию внукам и ходим в платочках.
  Пересаживаюсь на другую линию, нужно проехать ещё пару остановок. На этот раз мне везет, время ожидания всего две минуты. По перрону идут коренастые, смуглокожие, похожие на американских индейцев из ковбойских фильмов муж, жена и ребёнок.Не знаю, откуда они приехали, но таких здесь не меньше, чем китайцев и африканцев.Это итальянцев мало, а остальных...
  Опс! Только вхожу в вагон, взгляд сразу натыкается на сидящую у двери девушку с выкрашенными в чёрный цвет губами, того же цвета полоской к носу и окантовкой правой ноздри точеного носа, нарисованными ресницами над правой бровью и нарисованными черными пятнышками на той же половине лба. Как и все, едет, уткнувшись в смартфон.Первая мысль - несмытый театральный грим, изображала вампмршу. Потом до меня доходит, что это просто макияж. Ей такой нравится.
 
Поезд прибывает на мою остановку. Выхожу на улицу из серо-коричневого миланского метро, где даже контролеры, видимо, скучают в своих стеклянных будках и часто отсутствуют на рабочем месте- видимо, идут попить кофе, а пассажиры заходят и выходят без присмотра. 
  В Москве бы такое не прошло,  но большинство итальянцев и так законопослушные и без билета не проходят. 
Хотя... в автобусах и трамваях редко кто компостирует билет, кондукторов нет, и в помине,  а контролеры у выхода встречаются не так часто.
Но это уже на земле.
А под землёй в Милане опять кто-то по 10 минут ждёт своего поезда, и едут вагоны с людьми разного цвета кожи, к которым миланцы уже давно привыкли, а не пялят глаза, как я.