Навеки вместе

Александр Ведров
Мысль о смерти больше, чем сама смерть.
Боэций

При входе на Радищевское кладбище, сразу же справа, разместились в рядок три могилы, на первый взгляд не отличающиеся от других. Но в прошлом, на протяжении ряда лет, внимательный взгляд мог обнаружить на памятниках этих захоронений странную общую примету – на них отсутствовали даты смерти постояльцев последнего пристанища. Что бы могло означать такое совпадение? Чью-то забывчивость? Какие-то особые стечения обстоятельств? Оказалось, был в той загадке свой предназначенный резон…

В кооперативном садоводстве, расположенном на берегу Ершовского залива, крепкой мужской дружбой сошлись три хозяина соседних дач. Не один десяток лет прожили они в ладу и согласии, были связаны совместной работой, делили на всех горе и радость каждого. И все им было пригоже на грешной земле, но как-то задумались друзья-товарищи о предстоящем загробном существовании. Друзья до гроба не могли смириться с мыслью о том, что когда-нибудь, в недалеком будущем, их всех поодиночке закопают, где придется, в разных концах города, и они уже никогда не окажутся вместе. Стало быть, упреждающие меры надо было предпринимать загодя, пока сообщники были живы-здоровы.

Будучи людьми в достаточной мере влиятельными, закадыки оформили на себя три участка на том самом кладбище, что гостеприимно раскинулось за Иркутском по направлению улицы Радищева. Им даже удалось испросить у кладбищенских распорядителей почетные местечки в начале территории погребения усопших рабов Божьих.

Обзаведясь местом на постоянную прописку в загробном царстве, соискатели вечного братства занялись обустройством своих надмогильных владений. Поставили оградки. Изготовили памятники. Чтобы окончательно закрепить за собой ценные землевладения, будущие переселенцы в мир иной заказали надгробные надписи и установили их на памятниках. Но что это были за надписи? Из двух великих дат, фиксирующих пребывание человека на белом свете, на них были проставлены только даты рождения. Посмертная дата им оставалась пока открытой.

С тех пор друзья-приятели скрепили единение вещим таинством загробной жизни. Их союз обрел фантастические оттенки масонского свойства. Отношения единомышленников стали чистыми как перед Богом. Им нечего стало скрывать друг перед другом ни в делах, ни в мыслях, словно они частично уже находились там, где нет места человеческим дрязгам и низменным уловкам, где властвует воля Святого Духа.

Георгий, видный руководитель строительства, первым надоумил приятелей устраивать подобающими днями сходки на предназначенном месте упокоя:
- Давайте, братцы, встретимся в родительский день на своих могилках.
- Не рано ли? – усомнился Иван, милицейский чиновник.
- Рано, не рано, а территорию надо осваивать, чтобы уложили нас в земельку как в родную.
- И то верно, приятнее будет в обжитое местечко устроиться, не в гостиницу ведь поселимся, - поддержал инициативу Михаил, работник торговли.

Мероприятие на могильных участках пришлось по душе участникам совместного похоронного проекта. Они изладили надмогильные столики, лавочки, и посетители кладбища нередко стали видеть претендентов на забронированные ими участки. Время от времени кто-то из дружков приглашал будущих соседей подземелья в свою скромную оградку как к себе домой. Окружающие надгробья настраивали сотрапезников на разговоры о вечном, о смысле существования, словно им открывалась великая тайна Бытия.

- К чему устроена наша жизнь, если всех свозят сюда как на общественную свалку? – затрагивал один из собеседников душещипательную тему.
- Купил я недавно фотоальбом о старом, дореволюционном Иркутске. Смотрю, улицы и площади заполнены народом. Ходят, торгуют, все чем-то заняты… Один фраер идет в цилиндре, с тросточкой, видно, что весь довольный собой… Ведь жизнь у них шла такая же, как и у нас сегодня! А где они все сейчас от мала до велика? – подхватил другой затронутую тему.
- Я и говорю, не рождались бы мы, так не страдали бы и не умирали. Для чего же тогда рождается человек?
- Мы какой-то природный промежуточный материал, который непрерывно зарождается и отмирает, - приходил к заключению третий, - Природа вечна и жизнь тоже. Вот она и нуждается в самообновлении, как клетки нашего организма.

Участники дискуссии помолчали, обдумывая высказанную идею.
- Так что же тогда получается? – продолжил беседу ее инициатор. – Если роль человека в природе так ничтожна, то для чего он стремится к какому-то величию, к богатству?
- В основном, по глупости. Оправдать можно лишь стремление человека, как мыслящего существа, к духовному величию. А по большому счету ему надо очень мало – хлеб насущный да пару квадратных метров земли для похорон. Все остальное он временно арендует, ошибочно считая своей собственностью…

На следующей сходке была затронута новая проблема.
- Я где-то читал, что потусторонняя жизнь вполне возможна, - высказался Михаил.
- Почему бы и нет? – откликнулся Георгий, – Иначе, зачем бы нам устраиваться здесь вместе? Мы же не с бухты-барахты это надумали, а по велению свыше. По крайней мере, наши души будут жить общиной.
- Вот-вот, - воодушевился Михаил, - Пусть та жизнь будет какая-то иная, но все-таки она будет…

Первым из святой троицы грешную землю покинул Иван, с похоронами которого не обошлось без конфуза. К полной неожиданности родственников умершего, начальник кладбища отказался хоронить покойного в его законном ложе:
- Это место уже занято.
- Никем оно не занято, только приготовлено для умершего,  - настаивали организаторы скорбного ритуала.
- Но ведь памятник стоит?
- Да, покойный сам его заказал по своему вкусу. Но могила-то не копана, не живым же хоронить человека!
- Граждане, не морочьте мне голову. Я повторяю, свято место пусто не бывает. Сюда даже на поминки частенько приходят трое мужчин, - терпеливо  разъяснял странным заказчикам начальник сонмища мертвых душ.
- Да они же приходят на свои могилки, Вы понимаете?
- Извините, не понимаю! Впервые слышу, чтобы люди приходили сюда на собственные поминки.
- Эти могилы еще не выкопаны, они были отведены живым людям, а сейчас первый из них умер… Что ж тут непонятного?
- Ну и чудеса! А если там все-таки лежат? Я не могу тревожить клиентов раскопками! Чем вы докажете, что в могилах никого нет? – сомневался опекун землежителей, сменивших мирскую суету на вечный покой.
- Докажем. Проверьте, на всех памятниках даты смерти не указаны, значит, покойники еще не умерли, кроме одного…

Шли годы. Друзья поочередно переходили в потустороннюю ипостась, собираясь неразлучной компанией в начале Радищевского кладбища, при входе справа. На похоронах Михаила Георгий, оставшийся в живых последним, стоял, растерянный и одинокий, опираясь на предназначенный ему надгробный памятник. С уходом товарищей он утратил опору в жизни и вскоре воссоединился с ними в могильной тьме.
С тех пор три товарища лежат в едином похоронном ряду, объединенные мужской бескорыстной дружбой. Лежат навеки вместе.