Полюбите меня родные7. 8. 9

Дария Джумагельдинова
Полюбите меня, родные
Джамиля, по просьбе учительницы, заставила сыновей  Армана и Баглана написать слоги: «па-па», «ма-ма», ок-но, дя-дя и другие на широких полосках бумаги. Зелеными и синими фломастерами писались согласные, а красными — гласные. Слогами обклеили стены: переходя из одной комнаты в другую,  можно было прочесть их, братья  читали вслух и громко смеялись надо мной, передразнивая мое неправильное произношение. Я старался не показывать, как унизительно мне слышать их насмешки и прилагал усилия, чтобы соединить слоги и научиться читать. Свои успехи  не демонстрировал, так как ударения ставил неправильно, и это вызывало у братьев злобный смех. По их разговорам, я знал, что мешаю им, так как семья сбилась с обычного ритма жизни. Я всем им был в тягость. Поэтому  не торопился признаться, что делаю успехи, мне приходилось вначале читать сестренке, она поправляла ошибки, говорила, как правильно ставить ударения,  и если одобряла, только тогда читал вслух, чтобы обрадовать сноху. Сестренке шел пятый год, она бегло читала, и ей нравилось контролировать и поправлять меня.
Ораз делал вид, что в семье  нормальные отношения, он любил старших сыновей, не обращал на меня никакого внимания, не пытался приблизить к себе, когда он проходил мимо, я чувствовал от него холодок.  Было мучительно больно,  мне хотелось почувствовать отцовскую ласку, увидеть теплый взгляд, но он хладнокровно проходил мимо, а я краснел, мне казалось, что он читает мои мысли. Благодаря сестренке, я узнавал много интересного. Для меня ребенка из аула,  в квартире все было новым и непривычным:  я забывал выключить кран или спустить воду в туалете. Ляззат ходила за мной, молча, выключала свет, закрывала краны, она никогда не жаловалась, скрывала от братьев мои промахи.
Братьев злило, что сестренка помогает мне, а я старался оградить маленькую помощницу от придирок братьев. И  все реже попадал впросак, лишил их удовольствия,  смеяться и комментировать мои ошибки. Скоро  научился  складывать слоги,  явная неприязнь братьев,  заставляла меня быть собранным,  сильным и уверенным, будто высшие силы хотели помочь аульскому мальчишке адаптироваться в новой городской жизни.
Я понимал, что мои успехи нужны Джамиле, она верит мне, любит, и не хотел огорчать ее. Она не могла нарадоваться, все мои маленькие победы преподносились Оразу, как геройские поступки. Между домочадцами шла тихая война. Братья, почувствовав поддержку отца, не скрывали своего превосходства: травили, ссорили меня  с сестренкой. Джамиля призналась, что не ожидала, что сыновья вырастут  подлыми и жестокими. Она переселила меня в комнату к Ляззат. Младшая сестренка поддерживала мать, полюбила и опекала меня.
Утром я просыпался от того,  что Джамиля приходила в комнату, где мы спали с сестренкой, целовала, обнимала нас, я чувствовал себя счастливым. Я потихоньку привыкал к ней, и к сестре. Мне реже снились бабушка и дедушка, я взрослел и стал понимать, что они старые и в любой момент могут уйти из жизни, тогда мне будет совсем одиноко.
 В  праздники и выходные  отец вывозил нас в парк, там было  много  людей. Я полюбил аттракционы,  катался, веселился, все больше сближался с сестренкой, опекал ее,  ел мороженное и вспоминал, как аульские дети мне завидовали, в душе жалел их, и решил на следующее лето попросить Джамилю пригласить друзей в гости.
Все соседи и родня удивлялись моему сходству с Оразом, он этого не хотел замечать, или делал вид, что ему все равно. Нагима — сестра Джамили восклицала: «Он больше всех детей похож на Ораза!».  Старший брат злился, моё возвращение в семью,  кроме неприятностей ничего не сулило. Сколько раз я слышал, как он поддевал жену: «Посмотрю, когда твой любимчик  пойдет в школу, и учителя спросят, откуда выкопала его? Что  ответит тогда наша любвеобильная мамочка?».
Мне не очень нравились сравнения с ним, все-таки в отличие от него, я был очень светлым, с серыми, как у Джамили глазами. Все чаще слышалось: «Какой красивый у вас сынок!» Женщина любила меня не меньше остальных детей, а может и больше. Я никому не мог признаться и сказать, как скучаю по аулу, задыхаюсь в городе, мне жаль было сноху, я и делал все, чтобы она не расстраивалась.
Чтобы определить меня в школу, мы  ходили в поликлинику,  сдали  кучу анализов,  в ауле неоднократно просили маму привести меня в районный центр, в поликлинику,  у нас  не было машины, и здоровьем Аллах меня не обидел. Наконец все документы были готовы. Все показатели были отличными, даже зубы, у меня были здоровыми. Врачи удивлялись, спрашивали, откуда я? Джамиля с гордостью отвечала, что я — ее сын. В ответ звучало: «Какой  красивый, он - ваша копия!»
Одна из врачей удивилась, и призналась, что городских детей с отличным здоровьем совсем немного. Сноха  ответила, что я воспитывался у бабушки и дедушки, еда в ауле -  натуральная, отличный, свежий воздух — вот и результат: мальчик абсолютно здоров.
— Какая вы молодец! Надо было и мне отправить  своих детей  в аул.
Джамиля, как ошпаренная соскочила из стула.
— Никогда, никогда, этого не делайте! Пусть ребенок растет в своей семье! Я, как никто другой могу сказать: городской ребенок должен расти в городе.
Врач удивилась и извинилась:
— Простите! Я не знала, что вам это  слышать больно!
К первому сентября я умел читать, считать, и не стеснялся при братьях показывать свои знания.
Однажды я услышал разговор Нагимы и Джамили. Джамиля призналась,  как  страшно переживала, что я не научусь читать, а сестра сказала, что не сомневалась в моих способностях: «У него хорошие гены, он полюбил тебя и старается ради тебя!». Джамиля расплакалась:
Если бы ты знала, как приятно мне слышать это. Неужели он понял, что я его мама, какой умница! Мне до сих пор страшно представить, как я рисковала, когда забирала из аула его. Я не верила, что мы быстро  научим Данияра читать и считать. Много раз я сомневалась, думала,  что переоценила свои силы. Если бы ты знала, как я люблю его, горжусь им. Он самый красивый из наших детей. Очень добрый, ласковый, нежный, искренний, доверчивый. Я обрела не только покой, я обрела замечательного сына!
Моя мечта, чтобы Ораз осознал, что он  наш сын,  полюбил его,  начал уделять внимания ему. Вот тогда я назвала бы себя счастливой женщиной. Ты ведь знаешь, пока я не забрала Данияра, я не чувствовала себя счастливой.
Джамиля и Нагима ушли, а я впервые почувствовал себя счастливым. У меня есть молодая, красивая мама, которая долгие годы жила мечтой увезти меня из аула,  и своей любовью  помогла мне  обрести родную семью,  где я чуть не потерял статус члена семьи. 
Мне купили все школьные принадлежности, но это мало радовало, я скучал по своим старым родителям — бабушке и дедушке. Я соскучился по крику петуха, благодаря которому просыпались аульчане, и с утра до вечера занимались хозяйством.  Скучал по табуну, который пригонял пастух вечерами и лошади, как примерные  школьники расходились по домам. Меня поражали эти умные животные своим интеллектом, своей красотой, природа щедро одарила их лучшими качествами.   Мне нравился аул, особенно весной. Овцы и козы приносили приплод. Меня будила бабушка и с умилением показывала новорожденного ягненка. Ягнята были забавные, белые или черные, с кудрявой шерстью, они неуверенно стояли на дрожащих ногах, а овца облизывала и не хотела, чтобы я подходил к ним ближе. Ягнята были веселыми, прыгучими и хулиганистыми, направляли на меня маленькие рожки, валили с ног. Однажды я решил сесть и покататься на козе, ей не понравилось, она чуть не посадила меня на рога.
К корове с теленком мне не разрешали подходить близко, она вела себя агрессивно. Теленок быстро осваивался и через несколько часов после рождения он сосал молоко, что умиляло и вызывало восторг во мне. Я был благодарен природе, что она создала столько полезных животных, без которых я не понимал, как можно существовать.
К лошади даже дедушка подходил с опаской, ожеребившаяся лошадь долгое время не подпускала его к жеребенку. Двор  был у нас большой, когда наступала весна, все наши обитатели уходили на пастбище.
Мне нравилось наблюдать, как бабушка помогает вылупиться цыплятам: она разбивала скорлупу и вытаскивала оттуда желтого, как одуванчик цыпленка, умилялась, целовала птенцов, они быстро вставали на ноги и беззаботно бежали за мамой.
Когда мне исполнилось шесть лет, мальчишки спрашивали, где я буду учиться в ауле или в городе.
— Почему я должен учиться в городе? — однажды задал  я вопрос им.  И был удивлен, когда услышал,  что родители с которыми я живу это дедушка и бабушка, а настоящие живут в городе, они молодые и красивые и я должен быть рядом с ними.
— Ты счастливый, у тебя родители живут в городе и скоро тебя заберут туда.
Тогда я не придавал значения их словам и не хотел на этом зацикливаться. Ребятишки завидовали мне, рассказывали, что в городе жить интересно, там есть куда пойти, можно каждый день есть мороженное и пить кока-колу.
 «Ты можешь ходить: в зоопарк, в цирк, в магазины, там все условия, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым. Я не воспринимал их слова, так как бабушка и дедушка не признавали телевизор, хотя  аульчане имели телевизоры, а у меня язык не поворачивался попросить купить его.
Старшие братья называли меня аулбаем,  я не обижался, раз живу в ауле – значит аулбай, тогда я не понимал, что это  было сказано с презрением. В ауле я не чувствовал одиночества,  и не считал это слово ни ругательным, ни унизительным, как мог, помогал пожилым родителям и не представлял себе другой жизни. Оказалось, судьба готовила мне подарок, возможно, позже я оценю его. Пока,  кроме горечи и грусти ничего не чувствовал.  Когда все засыпали, я посылал пожилым родителям свои поцелуи, говорил им нежные слова и желал доброй ночи. В городе они стали называть меня, недотепой. Однажды я спросил у Джамили, что такое недотепа? Она не понимая подвоха объяснила, что так говорят про человека, у которого ничего не получается. Я решил доказать им, что у меня все получится. Я знал, что буду стараться делать все, чтобы сноха, не разочаровалась во мне.


Глава 8. Ораз

Вице министр пригласил Ораза в кабинет.
— Что происходит с тобой? — спросил он. — Может, помощь нужна? Ребята говорят, у тебя что-то случилось, ты скрываешь от всех, не хочешь поделиться?
Оразу было приятно и до слез обидно, что его поведение встревожило коллег. Он с вице-министром учился в университете, позже дороги разошлись, в министерстве они встретились. Их дружба стала крепче, они делились радостями и горестями. Ораз рассказал про свою беду, ему жаль было родителей.
Что скрывать, когда они с женой увозили Данияра, кража сына показалась приключением для него. Позже, увидев слезы сына, он хотел вернуть родителям мальчишку.  С каждым днем, переживая за родителей он  стал ненавидеть ребенка, считал источником своих бед. Отношения с Джамилей сильно изменились, она думала только о Данияре и, получив его, стала проявлять пылкие чувства, обижая других детей.
Ораз звонил в аул, узнавал последние новости про своих родителей, был зол на себя, что пошел на поводу у жены. Родители не заслужили такой черной неблагодарности от единственного сына. Перед глазами Ораза, как картинки, проходили эпизоды детства. Он любил родителей, жалел их, в первые годы учебы приезжал, помогал косить сено, запасать на зиму дрова и уголь.
Постепенно стал отдаляться от них. Родители хотели, чтобы сын женился на девушке из аула. Когда он женился на красавице Джамиле, обиделись и долго не могли смириться, что сын живет в далекой Астане. Они перестали общаться с ним, позже рождение внуков помирило их.
Ораз рассказал начальнику свою ситуацию, Ильяс похвалил его, оказалось, в детстве он тоже воспитывался у дедушки и бабушки. Внезапно умер дед, бабушка ослепла, юноше пришлось стать  сиделкой. Поэтому он не смог сразу после школы поступить в институт, потерял связь с одноклассниками. Ильяс свыкся с мыслью, что придется жить в ауле, пока бабушка не уйдет в мир иной. Его родители все-таки забрали бабушку и сына в город, там он поступил в институт, в армии не служил, так как был опекуном ее. В институте учился на отлично, ходил на курсы английского, ему повезло, магистратуру он закончил в Лондоне, там женился на однокурснице.
Когда Ильяс окончил институт и стал самостоятельным человеком, он обвинил родителей в том, что они сломали жизнь ему. Мужчина считает устаревшим и неправильным этот древний обычай. В юности он дал клятву себе, никогда не отдавать своего ребенка самым близким родственникам. Ильяс, как никто другой, поддержал Ораза, мужчине даже стало стыдно, друг называл его чуть ли не героем.
— А родителей ты привези в город, они еще спасибо скажут, — посоветовал он.
Мужчина не стал делиться опасением, что Джамиля вряд ли поладит с матерью. Денег, покупать квартиру родителям, у него нет. А их квартира мала для большого семейства.
— Так ты и не допускаешь мысли увезти их? — спросил Ильяс, заметив сомнения друга.
Ораз ответил:
— Я хочу, чтобы они рядом были, только денег на покупку квартиры родителям нет. А наша маленькая  для большого семейства.
— А что у родителей денег нет? — поинтересовался Ильяс.
— Мне даже стыдно об этом спрашивать, — признался Ораз.
— Тогда бери отпуск, езжай в аул, продайте скот подешевле, не жадничай, может здесь недалеко от Астаны купишь в ближайшем ауле им домик.
Ораз сознался, что боится показываться родителям на глаза.
— Тогда давай вместе съездим! Я обладаю прекрасным качеством, умею всех мирить и разговаривать с пожилыми людьми.
Мужчина пришел домой, рассказал Джамиле о предложении Ильяса съездить в аул. Жена обрадовалась:
— Съезди, у меня тоже душа болит, прошло три месяца, а мы не знаем в каком родители состоянии, заодно возьми с собой Данияра, увидев внука, они простят тебя. Другого выхода у нас нет.
Через три дня Ораз с сыном и Ильяс вылетели в Алмату, в аэропорту их встретила машина. Старики не хотели видеть сына. Ораз схитрил, он открыл машину и оттуда выбежал Данияр, внук кинулся к бабушке и дедушке, они зарыдали, обнимали и целовали его, не могли наглядеться, как будто не верили, что он стоит перед ними живой и здоровый. Просьба внука успокоиться и не плакать повлияла на стариков.
Пожилые люди, узнав, что Ильяс — вице министр, приехал помочь сыну помириться с родителями, удивились и обрадовались. Каким бы не был жестоким поступок Ораза, старики простили его. Ильяс рассказал историю своей жизни, поделился своими переживаниями, они поверили ему и понимали, что тоже виновны, так как абсолютно не думали о будущем внука.
Данияр теперь отличался от местных ребятишек. У него была красивая стрижка, он был одет в джинсы, модную куртку. Городская жизнь не изменила его, он остался таким же добрым и порядочным. После встречи Данияр сбежал к друзьям, которые заглядывали в окна и с нетерпением ждали, когда он выйдет им навстречу. Мальчишка вынес сладости, которые передала Джамиля. Он радовался встрече и обещал, что летом пригласит всех в гости.


Глава 9. Джамиля

Джамиля никогда не рассказывала мужу о том кошмаре, что пережила в детстве. В семье отца было десять детей: пять сыновей и пять дочерей. Мать отца была властной, высокомерной женщиной, очень жестокой. Взрослые сыновья, дочери и младшие дети, были воспитаны в строгости. Мать с детства, заставляла их трудиться, делать всю домашнюю работу, в старости, стала немного мягче. Она женила всех сыновей по своему усмотрению, после рождения забирала первенца или другого понравившегося ребенка себе.
Сыновья-тряпки не перечили, если какая-нибудь сноха возмущалась, мать без зазрения совести рушила семьи. Старший сын отдал ей свою крохотную дочь, бабушка превратила внучку в свою служанку. Жена старшего сына Сауле, боролась за дочь, у нее были еще два сына, она хотела вернуть Асем в семью. Женщина видела, что свекровь бессовестным образом эксплуатирует маленького ребенка. Женис — муж не видел ничего плохого, что девочка помогает бабушке. Сноха требовала вернуть ребенка, свекровь жаловалась сыну, он избивал жену и требовал не перечить  матери. Шла открытая война между молодой и старухой, свекровь победила, сноха сгорела от горя. Родственники считали, бесконечные страдания, скандалы, ускорили смерть молодой женщины. Асем выросла без материнской ласки, после смерти матери, она стала ненужной и отцу, теперь никто не хотел забирать девочку от бабушки.
Второй сын не хотел отдавать своего ребенка, скрыл от матери рождение первенца, мать силой забрала его, и вторая сноха вынуждена была смириться. Мальчик помогал пасти овец, во время грозы он спрятался под деревом, молния убила его. Четвертый сын, был женат и жил в восточном Казахстане, где окончил железнодорожный техникум, он с детства отличался крутым нравом, единственный, кто не подчинялся воле матери.
Джамилю — дочь младшего из братьев, ожидала участь остальных первенцев.
Асем, ставшая сиротой, была старше Джамили на семь лет, считала бабушку виновной в смерти матери. Бабушка старела, дряхлела, сыновья, под воздействием жен,  не хотели подчиняться ей, Джамилю забрали от бабушки в тринадцать лет, когда старшая внучка обвинила бабушку в своих несчастьях.
Родители жили в Алматы, девочке из аула, сложно было привыкать к городской жизни. Джамиля продолжила учиться в Алматы, ей тяжело давалась учеба, но она смогла в течение трех лет стать лучшей ученицей.
Девушка помнила беседы со старшей сестрой, была уверена, что бабушка сломала жизнь не только старшей внучки, но и повинна в смерти внука.
Когда мать Асем умерла от рака, отец вновь женился, и двое братьев остались жить с мачехой, жестокой и своенравной женщиной. Бабушка боялась новой снохи, называла ее, мегерой.
Мачеха была стройной, красивой, работящей, но чужих детей так и не полюбила. После смерти матери Асем еще больше возненавидела бабушку. Зимними вечерами она вела долгие беседы с Джамилей. Тогда девочка впервые узнала, что слабохарактерные сыновья испортили жизнь своим детям. Асем не стала родной в новой семье отца, и оставалась служанкой бабушки. За непослушание бабушка жестоко наказывала ребенка, щипала, била, таскала за волосы.
После окончания восьмого класса, девушка, наконец, избавилась от ненавистной старухи, поступила в медицинский колледж, приезжала на каникулы. Она любила двоюродную сестренку, желала лучшей участи, хотела защитить ее.  Девушка сделала все, чтобы Джамилю забрали родители, к этому времени старуха была больной и не могла сопротивляться.
Асем с Джамилей понимали, что бабушка специально забирала внуков от родителей, чтобы усилить свое влияние на сыновей и снох. Бедные женщины, отдав в руки старухи ребенка, понимали, что участь ребенка в руках матери, послушная сноха — ребенку комфортно будет в доме старухи. Этот дикий обычай, который стал забываться, сломал судьбы внуков и снох  этой семьи.
Те, кто идет на поводу  своих родителей и отдает им ребенка, делают несчастной семью, а детей обрекает на одиночество. Ребенок, выросший не в своей семье, всегда будет не только унижен, одинок, но и чаще других детей подвержен сексуальным посягательствам со стороны близких и родственников.
Подруга Асем Зарина, тоже, выросшая в семье бабушки и дедушки, в детстве была изнасилована дядей. Бабушка на лето отправила внучку в город, к дочери, на каникулы: «Увидишь, как живут горожане, как отдыхают, тебе покажут город, парк, покатаешься на аттракционах, полакомишься мороженным», — обещала она внучке.
Тетя приняла племянницу с любовью, отнеслась, как к родной дочери, купила красивую одежду. Зарина была счастлива, ей было одиннадцать лет, она впервые увидела город.
У тети заболела подруга, она оставила племянницу с сыновьями, а сама уехала к больной. Дядя — высокий красивый мужчина сорока лет, работник полиции, баловал Зарину, покупал дорогие куклы, чем и расположил ребенка. Когда жена уехала к заболевшей родственнице, ранним утром он вошел в комнату, где спал ребенок, вытащил из кровати, отнес в кладовку, изнасиловал. Два дня Зарина от страха не ела, не могла разговаривать. Дядя, понимал, что девочка может пожаловаться, пригрозил, что расскажет жене и близким, как она сама пришла к нему, сказала, что ей страшно и попросилась лечь рядом. Тетя не могла выехать, подруга скончалась, Зарина умоляла родственника отправить ее домой, что он и сделал. Приехала девочка в аул, очень напуганной, ни с кем не разговаривала, и только плакала. Бабушка поняла, с внучкой что-то произошло, она вызвала зятя и пригрозила, что посадит в тюрьму его. Зарина замкнулась, стала бояться мужчин, при виде их пряталась. Когда тетя приехала погостить к бабушке, та рассказала, что сотворил ее муж. Вначале тетя разозлилась, обещала посадить его, а после стала утверждать, что девочка сама виновата.
Зарина дружила с Асем, их связывало что-то большее, чем дружба, возможно, одинаково поломанные судьбы. Обе рано лишились матерей. Историю подруги Асем рассказала двоюродной сестре, чтобы уберечь её. Джамиля рано узнала, что сексуальным домогательствам подвергаются и мальчики. В ауле, где она росла, двое мальчиков с разницей в один день были изнасилованы и убиты.
Джамилю долгое время не воспринимали братья и сестры. В порыве злости, они предлагали ей уехать в свой аул. Родители, отвыкшие от дочери, порой становились на сторону других детей, чем вызывали большую обиду у девочки.
Мать неоднократно обвиняла мужа, в том, что он идёт на поводу у матери — жестокой женщины. Властная старуха, таким образом, могла влиять на семьи своих детей. Она отбирала самое дорогое, не задумываясь над судьбой ребенка, потерявшего статус члена семьи. Это было жестоко и неэтично.
Джамиля, став студенткой, в одной из доверительных бесед с однокурсницами, призналась, что ей удалось живой, невредимой вернуться к своим родителя, некоторые подруги, вспоминая свое детство, проклинали родителей, отдавших их в семью бабушек и дедушек. Аульские женщины утаивали случаи, когда близкие или родственники домогались детей. В ауле принято было считать, что ребенок сам повинен в своих бедах.
Когда Джамиля вышла замуж, она и представить не могла, что и ей придётся отдать одного из детей родителям мужа.
Джамилю злило, что Ораз привез сына и отстранился от его воспитания, позже стал обвинять жену в том, что  ее вина, что  он украл у родителей внука. Женщина понимала, в семье произошел раскол между мужем и детьми. Она не считала Данияра виновным в конфликте, наоборот, мальчик был жертвой мягкого характера мужа. Если бы Ораз проявил твердость и предупредил родителей, что заберет ребенка, семья не была бы на грани развода. Мальчишка лишился семьи, любви родных родителей и братьев. И Ораз считает его виновником несчастий! Только благодаря сильному материнскому инстинкту, Джамиля смогла вернуть в семью сына. Женщину бесило, что хрупкий мальчишка, так похожий на мужа, стал изгоем семьи. Она понимала, их отношениям нужна крупная встряска, ей придется уйти от мужа. Чем раньше, тем лучше. Тогда Ораз опомнится и перестанет жалеть и думать только о своих родителях, считая их потерпевшими.
План Джамили нарушила Нагима, узнав, что старшая сестра собирается разводиться с мужем, пристыдила:
«Ты должна радоваться, что Ораз любит родителей, беспокоится об их душевном состоянии. Ты тоже постареешь, если твои дети перестанут о тебе заботиться, что толку, что ты произвела на свет их. Мне нравится, что Ораз - любящий сын, ответственный человек, он переживает за пожилых родителей, это понимают и твои старшие дети. Это пример, каким должен быть любящий сын. Не осуждай мужа и детей, а постарайся навести порядок в семье. Обсуди со мной свои проблемы, найди выход, чтобы вместе с мужем продолжать дальше растить детей». Джамиля знала, что Ораз никогда не разведется с ней. Женщине хотелось иметь сильного мужчину рядом с собой, она давно замечала, в сложных семейных ситуациях он проявляет трусость. Джамиля была уверена, что старики простят мужа. Возможно, убедившись, что ребенок ни при чем, Ораза у  проявится отцовский инстинкт к ребенку.
Женщина замечала, как Данияр хочет, чтобы отец и его приласкал, только мечтала, чтобы муж сам проявил интерес к ребенку, не хотела навязывать сына. Взрослый мужчина должен понимать, что и этому ребенку нужна ласка и внимание отца.
Нагима права, Ораз любит родителей и не хочет, чтобы они отвернулись от него. Жаль, что он единственный ребенок, им не на кого кроме сына надеяться и опереться не на кого. Джамиля понимала, когда-то придется родителей мужа забирать.
Женщина была мудрой, понимая, то, как они будут относиться к его родителям, позже может вернуться бумерангом, от старости никто не застрахован.


© Copyright: Дария Джумагельдинова, 2018
Свидетельство о публикации №218092401451
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Дария Джумагельдинова
Рецензии
Написать рецензию
Дария, очень непростая тема, которую Вы подняли в повести. Как эмоционально сложна такая ситуация для ребенка (героя Данияра), матери и отца (Джамили и Ораза) и его дедушки и бабушки, которых он считал мамой и папой.

Интересно Вы передали ситуацию: то от первого лица, глазами самого героя Данияра, то - со стороны. Возникла объемная картинка.

Повезло Оразу и с супругой (помогла ему в жизни, хоть он и стыдится этого), и с другом Ильясом (ныне вице министром). Только настоящий друг может не только дать совет дружеский, а вмешаться в ситуацию, помочь реально. Что и сделал Ильяс, поехав с Оразом в аул к родителям.

А Данияр - способный, научится всему. А вот доброй душе его может лучше помогало сохранять добро именно жизнь в ауле, ближе к земле.

Отличная повесть. Понравилась. Наверное, есть и продолжение.

Добра и удач, Дария.

С добрыми пожеланиями,

Игорь Ко Орлов   16.10.2018 17:39   •   Заявить о нарушении / Удалить
Глава 10
Джамиля собрала все документы для школы, она хотела вместе с мужем обсудить в какую школу отдавать Данияра.  Недалеко  от дома находилась школа, которая функционировала еще  в советские времена.  Это было решение Ораза, Арман и Баглан категорически были против, чтобы Данияра отдали в их элитную школу. Мальчишки стеснялись младшего брата, Данияр говорил с акцентом, он был непосредственный, мог сказать глупость, в общем, они подготовили почву, Ораз поддержал сыновей, участь Данияра была решена, он идет в простую школу, где  никто не знает их семью и всем будет комфортно. Братья подчеркивали, если гены в нем не отдыхают, он быстро станет отличником и пойдет по нашей тропе. Было видно, подростки сомневались в способностях брата. Возможно, все-таки Джамиля достучалась до мужа, они стали понемногу общаться с ним, матери было обидно, все равно они старались унизить младшего брата, продолжали называть аулбаем его.  Данияр был очень добрым, наивным и очень доверчивым, братья пользовались своим старшинством и заставляли  убираться за ними.  Мать не понимала, откуда в сыновьях спесь, барские замашки? Данияр менялся на глазах,  он был легким на подъем, наивным и доверчивым, он так и не раскусил братьев, к Джамиле относился с уважением,  но долгожданное мама, он  не произносил, что-то держало его, возможно, этот барьер удалял его от статуса члена семьи.
 В школу Данияра они повели с мужем.  Ораз  чувствовал себя стесненно, ему – чиновнику первого класса, не хотелось светиться и объяснять, почему он отдал младшего сына в простую школу. У первоклассника все было, как у других: огромный букет цветов, хорошего качества школьная форма, желание учиться на отлично, чтобы не подвести сноху.
Учительнице понравилась красивая, холенная женщина, которая отдала ребенка в ее класс.  На собеседовании он бойко читал, считал, проблем  не будет с ним – сделала она вывод. Мать с тревогой наблюдала за ним, видать сомневается, если так беспокоится.  Айжан Аскаровне хотелось знать все про эту семью. Муж – бизнесмен или чиновник высокого класса. Одет в  дорогой, синий костюм государственного служащего, красный галстук – этот день для семьи является знаменательным.
Она просматривала документы, они живут  рядом в элитном районе. Интересно, почему при нынешних амбициях, они отдали ребенка в простую школу, тут что-то кроется, может она токалка и вынуждена  и быть на втором месте?  Айжан Аскаровна с пристрастием относилась к родителям.  Развал большой страны СССР  принес большой раскол в страну, появились богачи и бедняки,  школы разделились на элитные и простые. Она, работник с большим педагогическим стажем мечтала уйти в элитную школу.  Айжан Аскаровна хотела познакомиться с людьми, которые ведут роскошный образ жизни, ей хотелось знать об их жизни все, чтобы через них устроить своих детей. Сын оканчивал университет, получал стипендию, дочь училась в одиннадцатом классе, она мечтала выдать замуж  за сына  обеспеченных родителей, чтобы Зарина, как мать  не считала копейки.
Данияр радовался, он не знал, что школы бывают простые и элитные, он хотел получать пятерки, радовать сноху, и не злить старшего брата. В классе было тридцать учеников, Джамиля поморщилась, о знаниях тут мечтать не будешь. Как успокоить и обучить такое количество детей, это вопрос. Она решила после первой четверти переведет сына в гимназию, главное, чтобы он не подвел, она хотела остаться наедине с учительницей  и переговорить о дополнительных занятиях.  Джамиля добьется, что Данияр докажет всем, что у него замечательные гены родителей. Учительница увела детей в класс, родителей попросили, прийти в 12 часов, чтобы пообщаться. Ораз не впервые повел ребенка в школу, но сегодня  впервые  почувствовал себя отцом большого семейства.
Он шел,  за Джамилей и не мог отвести  глаз. Красавица-жена, о которой он  мечтал, трое мальчишек, дочь, жизнь сложилась, мальчишка будет учиться хорошо, жена приложит все усилия, но добьется, то, что волчонок научится быстро читать, он вначале не поверил. Джамиля смогла научить и пацан оказался не таким уж и тупым. Они сели в машину. Джамиля расплакалась:
Мне жаль  его. Он ведь еще не чувствует себя членом нашей семьи, ты с мальчишками  пренебрегаешь им, понаблюдай, с каким восторгом он смотрит на тебя, он мальчишка, ему отец нужен!
Ораз удивился, слова жены тронули его, голос выдал его, он впервые почувствовал себя ответственным за семью, за детей. Он влюбился в Джамилю сразу, как увидел,  но не подавал вида, равнодушно проходил мимо, что задело ее, она сама постаралась привлечь внимание к себе. Он был таким, каким она представляла себе будущего супруга. Высокий, широкоплечий, не красавец, лицо мужественное, подруги уверяли, что он красив. Она любила мужественных мужчин, то, что с аула выдавала одежда, но нравилось, что  брюки выглаженные, он и в быту оказался чистоплотным, работящим, мог сделать любую мужскую работу, иногда смеялся:  «Если купим корову,  я  подою, и масло собью».
 - Этого делать не надо,  в ауле жить не собираюсь. Они познакомились на третьем курсе и не расставались пока, Ораз не уехал домой. Там родители нашли невесту ему и были разочарованы, когда он сбежал, не захотел знакомиться, а она была сестрой директора птицефабрики, что находилась в ауле. Для родителей это был перспективный брак.
Из аула он приехал расстроенный, единственный сын ослушался, сбежал от  избранной невесты. Он опозорил не только родителей, но и девушку, кто возьмет ее, если жених отказался.
Джамиля не знала о конфликте, который произошел по ее вине.
После воровства,  Ораз долго не появлялся в ауле. Пока соседи не позвонили и не сообщили, что отец слепнет, его надо везти в город.