Цветок в сердце

Елена Черкашина
   Юный гончар искал в  горах глину. Он поднимался всё выше и выше  в надежде найти не обычную красную, а белую глину, из которой получались красивые светлые изделия. Наконец, начало темнеть, паренёк решил спускаться, но тут неожиданно увидел цветок. Тот был ярко-жёлтого цвета и светился так, будто весь огонь солнца сиял в нём. Удивился юноша, полюбовался с минуту, а затем взял свою лопатку и с величайшей бережностью выкопал цветок.
    «Посажу его дома, в самый изящный сосуд, и пусть радует меня и моих близких», – так подумал он, даже не представляя, что за сокровище нашёл.
    Дома, выбрав из своих изделий лучший горшок, он аккуратно пересадил цветок в землю. Будто соглашаясь, тот распустил лепестки и засветился сильнее. А ночью приснился гончару сон. Неизвестная женщина в лёгком воздушном платье говорила ему: «Не простое растение ты нашёл, а цветок радости, здоровья и любви. Найди девушку, в сердце которой живёт такой же цветок, и подари его ей, и тогда будешь счастлив многие годы».
    Проснулся гончар, сон припоминает, удивляется: «Как же я узнаю, что у девушки цветок в сердце живёт, я же не всевидец? Как разгляжу его, как почувствую?» Этого он не знал, но решил поискать девушку. Куда же идти? «Все говорят, что наша принцесса умна и хороша собой. Не в её ли сердце должен жить такой цветок?» И, не раздумывая, направился во дворец.
    Пришёл ко дворцу, поговорил со слугами. Те рассмеялись, но обещали доложить. Ждать пришлось долго. И час, и два миновал, да только там, где роскошь, никто не торопится получить в подарок обыкновенный цветок, пусть даже светящийся. А когда настал вечер и гончар, понурившись, собрался домой, принцесса прислала гонца с черепками глины. «Вот если сможешь склеить разбитый сосуд, посмотрю, что у тебя за цветок!» Понял гончар, что над ним смеются, и пошёл домой.
    Ночь приходит – опять снится женщина: «Не на знатность смотри, а на сердце!» И исчезла.
    Весь следующий день работал гончар в своей мастерской и раздумывал. «Как увидеть сердце человека, как понять, что в нём? Наверное, по словам и поступкам». И стал очень пристально вглядываться в людей. Только чем больше смотрел, тем лучше понимал: не скоро ему встретить девушку со светящимся сердцем, да и есть ли такая вообще?!
 
    Годы шли, превратился в мужчину юноша, по-прежнему жил скромно, работал в своей мастерской и с любовью ухаживал за цветком. Как вдруг…
    За окном стояла девушка. Её большие глаза были устремлены не на витрину, где гончар выставлял лучшие из изделий, и даже не на глиняные статуэтки, а на его прекрасный цветок, что по-прежнему сиял ярче солнца.
    – Что нужно тебе, красавица? – спросил хозяин, выйдя из мастерской. – И что привлекло твой взор?
    – Ваш цветок, господин. Я видела такой же во сне.
    – Вот как? Расскажи мне твой сон.
    – Там была женщина, и она сказала, что моей матери можно помочь, если я раздобуду особенный, сияющий светом цветок.
    Нахмурился  гончар:
    – Мой цветок не продаётся, – и хотел уйти, но девушка взмолилась:
    – Ах, ей бы только подержать его в руках!
    Пожалел он девушку и отвечает:
    – Тогда пусть ваша мать придёт сюда. Я не стану мешать, пусть подержит в руках.
    И ушёл. И не видел того, с каким отчаянием посмотрела на него девушка.
    – У неё ноги не ходят, – прошептала еле слышно. – И ни один извозчик не согласится везти через весь город, если я ему хорошо не заплачу.
    Поискала в кармане и с грустью достала маленькую монетку: всё дневное пропитание и её, и матери.
   Но только нет ничего невозможного для того, кто любит. Пока шла домой, поняла девушка, как следует поступить, и всю ночь шила широкий и крепкий мешок. А как забрезжило утро, разбудила мать, посадила её в этот мешок и с величайшим трудом взвалила на плечи.
    Она шла по городу, склоняясь под тяжестью ноши, а мимо скользили сани, запряженные бойкими лошадьми, и кучера смеялись:
    – Что там несёшь, милашка? Не мешок ли денег? С нами поделишься?
    – Мамочка, потерпи, – умоляла дочь, – я знаю, что тебе неудобно, но только иначе мне тебя не донести.
    Мать терпела, молчала, только иногда просила глоток воды. Идёт девушка, несёт свой мешок, вот и солнце высоко, а только половина города пройдена. Поставит на землю, отдохнёт – и опять на плечи. А когда совсем изнемогла, села и просит:
    – Мама, ты мне спой, как раньше пела. У тебя голос такой красивый!
    Тихо-тихо запела мать, чтобы дочь поддержать. Поёт – и не слышит, как та плачет. Вот уж время обеда, обе голодные, только сегодня дочь на подённую работу не пошла, а значит, и денег нет. Сунула матери кусочек лепёшки – и опять несёт.
    Наконец, показался знакомый квартал, мастерская гончара. Издалека видит – стоит за окном цветок, по-прежнему светится.
   «Только бы он помог!» – подумала и постучала в дверь.
   Вышел хозяин, смотрит ласково, только понять не может, что это за мешок гостья принесла.
    – Это моя мама, – говорит та несмело. – Сама она не ходит, вот мы в мешке и пришли.
   Понял он, подхватил больную женщину на руки, внёс в дом. Тут же подал цветок, и, пока мать держала его в руках, смотрел не на неё, а на девушку.
    «Вот она, – думал, – та, которую я искал, ждал много лет. В её сердце живёт точно такой же цветок, а может быть, даже лучше…»
    Застонала мать тихонько, потому что неведомая сила проникла в неё от цветка и прошла по всему телу. Вздохнула три раза – и помолодела.
    – Мамочка, что с тобой? – едва не вскричала девушка.
    – Он мне здоровье вернул, – отвечала женщина, целуя цветок. – Я слышу силу в ногах.
   И, поддерживаемая дочерью и хозяином, поднялась.
   – Не спешите, посидите, – молвил гончар, – а я вам обед приготовлю.
   И часа не прошло, как все вместе, радостные и весёлые, сидели за праздничным столом. Недолго думал хозяин – с мужской решительностью попросил у матери руки её нежной дочери.
   Нужно ли говорить, что с такой женой да со здоровой матерью жили они долго и счастливо много лет?..