Вдоль да по Вятке, по реке

Галина Букаева
            В 9 б класс, в последний день перед каникулами, в конце уроков, в дверь заглянул дежурный по школе.
           - Головнина, тебя вызывают в учительскую!
           Она - староста класса, попросила ребят не расходиться и ушла.
Вскоре вернувшись в класс, подошла размашистым шагом к доске и написала  крупными буквами:
           КТО ЖЕЛАЕТ СЕБЯ ИСПЫТАТЬ В ПОХОДЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ И НАЙТИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ, ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ У МЕНЯ!!!
           Ребята зашумели, стали расспрашивать старосту Валентину, что значат ее слова. Она рассказала о том, что физик предложил сходить в поход на лодках по Вятке до города Уржума и собирает группу. К утру следующего дня нужно дать ответ. Ребятам такая идея очень понравилась, на следующий день все желающие пришли с утра записываться в поход.
            Набралась группа из десяти  школьников, студента, который проходил практику в школе и двух преподавателей: по физике - Николай Федорович, и по пению - Григорий Александрович. Физик - заядлый путешественник. Он рассказал ребятам о цели похода: испытать себя на выносливость, так как путешествие в основном на веслах, ночевки  у костра в лесу, в Уржуме ознакомиться с древним городом и с жизнью Сережи Кострикова - будущего революционера Кирова.
            Через заводской профком получили три палатки, три весельные лодки и два подвесных мотора, продукты: масло, макароны, крупы, сахар, соль, консервы, - хотя в шестидесятые годы в магазинах полки были пустые.
Николай Федорович взял на всякий случай из школьного тира винтовку – мелкашку. А учитель по пению Григорий Александрович, хотя и не путешественник, тоже экипировался, как заядлый турист,  еще прихватил музыкальную трубу, с которой он никогда не расставался.  Труба очень даже пригодилась, он будил ранним утром, и укладывал спать ночью туристов, по вечерам устраивал отличные концерты.
На следующее утро собрались на берегу Вятки. Там уже стояли буксирный катер и баржа. На ней должны были путешественники плыть вверх по течению до пристани Цепочкино, вблизи которой находится Уржум. На баржу погрузили провизию, походные вещи,  две весельных лодки и одну с мотором. И путешествие началось.
            Катер тащил баржу, а мы любовались природой.
            Река Вятка очень красивая. Левый берег высокий: это Вятские увалы, они образовались в ледниковый период, а на правом берегу сосновые леса, заливные луга. На обоих берегах изредка видны деревеньки, сёла, церквушки. Вятка, хотя и судоходная, но довольно пустынная.
            Изредка встречались катера и моторные лодки рыбаков, а вечером мимо прошлёпал пассажирский колёсный пароход, дым из его трубы был виден издалека. На пароходе играла музыка, светились иллюминаторы. Гудками капитан приветствовал нас, пассажиры на палубе махали руками, и мы не остались в долгу, Гриша сыграл им на трубе марш Славянки. Было радостно на душе. Но и сажи из пароходной трубы нам слегка досталось.
            Поужинали сухим пайком: рыбные консервы с хлебом, чай со сгущёнкой. Потом допоздна пели песни.
           В Цепочкино приползли к обеду через день. На пристани нас встретила, вежливая худенькая учительница из уржумской средней школы, она стала нашим экскурсоводом. 
           До Уржума доехали на попутке. Любопытно было идти по длинным горбатым уржумским улицам, где стояли старинные лабазы, лавки с окнами, закрытыми тяжелыми ставнями. Ребят очень удивил большой старый приютский дом с огромной вывеской «Дом презрения малолетних детей», в котором, воспитывался Сережа  Костриков (Киров). 
          Дом призрения был с виду угрюмый. В длинных узких сенях прохладно, на второй этаж вела узкая лестница. Старые ступени скрипели, в маленькой комнате, где жил Сережа, было темно и прохладно, как в погребе, между окнами стоял приземистый стол и шкаф, на полках лежали тетради и бутылки с чернилами.
         Экскурсовод стала обстоятельно рассказывать о Сергее. Сережа рано остался без родителей: отец погиб на войне, а мать умерла  от чахотки, оставив троих малолетних детей на попечение старенькой бабушки. Бабушка пошла ходатайствовать, в управу, чтобы старшенького Сережу определить  в сиротский дом. В нем мальчики учились грамоте и обучались профессии.
         День в приюте начинался рано. К воспитанникам приходила толстая сторожиха Дарья и будила ребят. Они бежали гурьбой на кухню умываться. После умыванья ребята сбегали вниз в столовую, которая находилась рядом с кухней. Это была мрачная комната с закопченными стенами и большой иконой в углу, настолько темной, что на ней нельзя было ничего разобрать. Дежурный - из ребят постарше, выходил вперед и начинал читать молитву. После молитвы приютские усаживались за стол. Мальчики сидели отдельно от девочек. На завтрак варили гороховый кисель с постным маслом, иногда толокно с молоком, изредка давали одно молоко. Чай давали только два раза в неделю: в пятницу и среду. Ели ребята из глиняных чашек - пять человек из одной чашки. Когда наливали молоко, то в чашку крошили кусочки черного хлеба. Ребята зорко следили друг за другом, - каждому хотелось побольше молока, поменьше хлеба. Белый хлеб ребята получали только два раза в год: на пасху и на рождество.       Кончали завтрак, опять читали и пели молитву, а затем шли в мастерские. Мальчики - в переплетную, сапожную и столярную. В два часа начинался обед. Ребят опять выстраивали на молитву. Обед был из двух блюд: суп или щи, а на второе - каша. После обеда нужно было снова молиться. В девять часов вечера читали и пели молитвы, за ужином доедали остатки обеда. Потом опять молились и в десять часов ложились спать. Вот такой однообразный образ жизни был у приютских детей.
           Школу Сережа закончил хорошо. В августе 1901 года Сергей поступил в Казанское ремесленное  училище, которое называлось "Соединенным промышленным". Там он познакомился с простыми рабочими, с революционерами, стал посещать их собрания. Окончив училище, он вернулся в Уржум уже зрелым молодым человеком.
            Экскурсовод закончила свой рассказ в сиротском доме и предложила спуститься под горку в дом, где Сергей познакомился с ссыльными революционерами. Сколько раз Сергей, еще совсем маленьким, пробегал мимо старого домика на  Полтавской, стараясь  каждый раз заглянуть в окошко и подсмотреть, как живут эти странные, не похожие на уржумцев люди! И в этом доме под горой, сам стал революционером, читал запрещенную литературу, листовки, призывающие к борьбе против капитализма, и газету Искра.
          Экскурсовод рассказала о том, как Сергей с друзьями печатали листовки в маленькой баньке и расклеивали их по городу. Ребята пошли в эту баньку. На скамейке около маленького оконца лежали все инструменты для печати и пачка старинных листовок. Можно было самим напечатать листовку. Это было наиболее интересным в экскурсии.
           Не обошлось и без казуса. Входная дверца в баньку была низкая, так что на входе надо сильно наклоняться. А в группе туристов Юра Филиппов был очень высокий, и он успел заработать «фонарь» на лбу, стукнувшись о косяк. Долго подтрунивали над Юрой, о том, как он осветил подпольную работу Сережи Кирова.
Потом прошлись по этому необычному провинциальному городку, пообедали в столовой.
Вернулись на пристань к своим лодкам, разделились на три экипажа: один – гребной и два моторных, и отправились вниз по течению реки.
           Днем останавливались на песчаном берегу, чтобы искупаться, загорать или просто порыбачить. По вечерам пели песни, а Гриша устраивал отличные концерты на своей трубе.
           Гриша, так его мы звали, хотя он был на много старше нас, являлся ядром коллектива, никогда не сердился, не унывал, в трудный момент поддерживал ребят, из него фонтаном шли шутки, прибаутки, анекдоты. Почти всегда пел, его мощный голос был слышен по всей реке. Любимой песней была «Дубинушка», особенно когда садился за весла. Он - оперный певец, во время войны был эвакуирован с театром из Москвы в наш маленький городок, но театр не работал, и он устроился в школу учителем пения. Талант у него был великий, голос - бас, играл на многих инструментах, и он свой талант потратил на ребят. Организовал всех поющих в один ансамбль, учил музыкальной грамоте, культуре. С трубой своей никогда не расставался, играл на ней все, от побудки до классических произведений.
           В походе человек раскрывается со всех сторон и ребята поняли, что надо работать в одном звене. Слабый старался не отставать от сильных, а сильный помогал слабым, и такие, как Гриша, просто необходимы, труба была одним из звеньев похода.
          Винтовка - мелкашка пригодилась на обратном пути путешествия, вечером путешественники остановились ночевать на берегу. Развели костер, поужинали, сидели, пели песни, любовались красотой заката. Вдруг раздался глухой взрыв. Костя студент увидел косяк рыбы плавающей кверху брюхом. Он позвал ребят посмотреть, Николай Федорович сразу понял, что это браконьеры глушат рыбу. Он взял с собой преподавателя Гришу, студента Костю, винтовку, сели на моторку и отправились искать приключения. Когда повернули за мыс вверх по течению, увидели двух мужиков в лодке распускавших  рыболовные снасти. Гриша своим мощным басом, да еще и в рупор, стал вещать, чтобы рыбаки остановились. Велел сети  и рыбу сдать. Браконьеры перепугались, побросали все и уехали на своей моторной лодке. Они приняли нас за рыбнадзор, а встреча с представителями власти ничего хорошего им не обещала, штраф большой, и даже под суд могут попасть. Туристы выловили оглушенную рыбу, которая всплыла от взрыва, был отличный ужин, часть рыбы поменяли на бензин на встречном катере.
           По ночам дежурили по очереди у костра, караулили лодки от непрошеных гостей. И вот когда дежурили Гера с Лидой, к ним наведались гости, тени промелькнули в кустах. Юноша крепче сжал винтовку, внимательно стал всматриваться в темноту, когда ребята поняли, что воры крадутся к палатке, в которой хранится мотор, Гера крикнул:
         - Назад, стреляю!
          Тени сначала замерли, потом наклонились и продолжали двигаться. Он снова крикнул, поднял винтовку и выстрелил вверх. Грабители бросились к реке, где их ожидала лодка. Туристы проснулись, прибежали к костру. Николай Федорович решил сниматься с якоря на рассвете, так как воры могут вернуться с подмогой.
          Вот так, не торопясь с небольшими приключениями, передвигались к цели. На стоянках готовили пищу, купались, играли в волейбол, пели песни. Даже устраивали соревнования, кто сможет переплыть Вятку.
          Лира с Сашей переплыли запросто. Несмотря на то, что Саша зимой сломал ногу, (открытый перелом голени, когда катался с крутой горы), и проболел целую четверть, рискнул поехать в поход, да еще и переплыть реку. Он вообще герой, всю четверть не ходил в школу, но экзамены сдал на отлично, парень достоин уважения.
          А Лира она выросла в семье речника, и дом у них стоял прямо на берегу реки, так что она с ранней весны до поздней осени купалась в Вятке.
          Когда шли на веслах, на трудных участках реки и на перекатах лодки тащили буксиром, как бурлаки. Ребята уставали, Гриша заводил любимую песню «Эх дубинушка ухнем», да во весь дух, голос слышен был по всей Вятке, вроде и усталость проходила, ребята подхватывали песню, получалось весело.
          Когда были уже недалеко от дома, небо заволокло тучами, надвигалась гроза, решили выйти на берег и спрятаться в кустах орешника, так как в грозу опасно находиться на воде.
          Ребята углубились в лес, в просветах кустарника виднелась Вятка и берег, чуть покатый к воде. В траве хлопотали какие-то маленькие пичужки. С другого берега нудно куковала кукушка, напрашиваясь на гадание. Начался дождик, он был, какой то не мокрый, такой ласковый, теплый, будто летит и тает на лету. Раскаты грома слышались издалека, гроза прошла стороной.
         Туристы вышли из лесочка, сели в лодки, запели песню «Эх дубинушка», так полюбившуюся в путешествии.
         Вскоре пришвартовались к родному берегу. Распрощались и разошлись по домам, очень довольные своим путешествием.