Английская литература 17 в. Д. Мильтон, У. Уичерли

Валерий Орлов-Корф
В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Английская литература 17 век
Мильтон

Джон Мильтон (1608-1674) –крупнейший английский поэт 17 века. Родился в семье лондонского нотариуса; обучался в школе при соборе св. Павла в Лондоне, а затем в Кембриджском Университете. В 1632 году посетил Францию, а затем Италию. В 1640 году  вернулся в Англию. Человек фундаментальной образованности, он впитал достижения философской и научной мысли своего времени. Ему принадлежат произведения различных жанров, написанные на нескольких языках. Он является автором философских, исторических и политических трактатов, лирических стихотворений, сонетов, поэм и драматических произведений.
Особенность творчества молодого Мильтона составляет сочетание ренессансных мотивов с пуританской дидактикой. В 1630 году поэт написал стихотворение «Шекспиру», где славит Шекспира и его творчество; отмечает связь, существующую между поэтами Возрождения и писателями 17 века. В 1632-1634 годах Мильтон написал стихотворения «Жизнерадостный» и «Задумчивый», связанные друг с другом и составляющие лирический диптих. После 1640 года Мильтон пишет серию памфлетов: «Ареопагитика», «О воспитании», «Иконоборец», «Защита английского народа».
Крупнейшие  произведения Мильтона – «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), драматическая поэма «Самсон-борец» (1671). Поэт обращается к библейским сюжетам и образам и придает им современное звучание.
Поэма «Потерянный рай» рассказывает о восстании мятежного Сатаны, против могущества Бога. Поэма написана белым стихом и состоит из 12 частей. В ней рассказывается о поражении мятежных ангелов, поднявшихся под предводительством Сатаны против Бога, об их изгнании с небес в преисподнюю. Здесь, на берегу горящего пламенем озера, Сатана собирает своих единомышленников. В его дворце – Пандемониуме – происходит совет. Сатана призывает своих соратников двинуться на завоевание небес. Сатана проникает в рай и решает погубить сотворенных Богом Адама и Еву. Он оборачивается птицей, которая сидит на ветвях «древа жизни», и узнает о том, что под угрозой смерти людям запрещено вкушать плоды от древа добра и зла. Архангел Рафаил предупреждает Адама и Еву о коварстве Сатаны. Но Сатана соблазняет Еву, и та вкушает запретный плод. Вслед за ней плод вкушает и Адам. Бог изгоняет их из рая. Теперь они должны познать жизнь, состоящую из повседневного труда и многих бедствий.
Исследователи отмечают свойственное автору поэмы  стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики. Эпические картины истории, драматическое изображение судьбы Адама и Евы, лирические монологи, сливаясь воедино, составляют специфику поэтического произведения.
В «Возвращенном рае» героем становится Христос, отдающий себя служению народу. Основная тема поэмы – искупление греха, которое может быть достигнуто борьбой с искушениями. Сатана становится посрамленным стойкостью Христа.
Творческий путь Мильтона завершается драматической поэмой «Самсон-борец». Герой поэмы – библейский герой Самсон, преданный Далилой и оказавшийся в плену у филистимлян. Самсон не сломался, он вступает в смертельную схватку с противником.

«Потерянный рай» Лист 1
 
«Потерянный рай» Лист 2
 
«Потерянный рай» Лист 3
 
«Потерянный рай» Лист 4
Уичерли

Уильям Уичерли (1640-1716). Комедии этого автора пользовались большим успехом в 60-80-е годы 17 века. В его произведениях отразилась легкость нравов современников. Автор ориентировался на образцы французской драматургии, его комедии отличаются некоторым цинизмом и вместе с тем мастерством и остроумием в построении диалога, внешней занимательности интриги («Джентльмен – учитель танцев», «Деревенская жена», «Любовь за любовь»,  «Пути света»).

Конгрив

Уильям Конгрив (1670-1729). Комедия «Пути света» (1700) раскрывает борьбу влюбленных с возникающими на их пути препятствиями. Автор разрешает их с помощью остроумной интриги и тонкого юмора.
 
Беньян

Джон Беньян (1628-1688) – английский прозаик. В его творчестве про поведываются идеи пуританства. Он родился в семье крестьянина, принимал участие в гражданской войне, находясь сначала в армии короля, а затем перейдя на сторону его врагов. В 50-е годы он известен как деятельный проповедник-пуританин. В истории литературы он известен аллегорической повестью «Путь паломника» (1678) и произведением «Жизнь и смерть мистера Бэдмена»» (1680). Эти повести были созданы в годы Реставрации, когда писатель подвергался гонениям и 12 лет пробыл в тюрьме, куда был заключен за отказ прекратить деятельность проповедника.
В повести «Путь паломника» Беньян изображает человеческую жизнь как поиски высшей правды. Отмечая, что обрести ее можно только на небесах, но для этого  надо преодолеть все искушения и трудности  в земной жизни. Смысл жизни писатель видит в духовном совершенствовании. В своем стихотворном предисловии он пишет:
«А  было так: описывая бремя
  И жизнь святых в евангельское время,
  К высокой славе трудный путь и горе,
  Вдруг оказался я во власти аллегорий».
Этим он подчеркивает характер данного произведения. Сюжет довольно простой – герой повести Христиан отправляется на поиски «Небесного Града». На пути ему приходится преодолевать множество опасностей: Топь «Уныния», гору «Затруднения», дороги «Опасность» и «Погибель», «Долину уничижения Христиан», долину «Смертной Тени», и другие. В завершении повести Беньян просит читателя не принимать созданную им аллегорию буквально, но «самому выбрать из нее суть идеи».
  Эта повесть написана автором в традиционной форме видения, берущей начало в средневековой литературе («Видение о Петре Пахаре»).
  «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» - это образец социально-бытовой повести. Она строится в форме диалога «мудрого человека» мистера Уайзмена и «внимательно слушающего»  мистера Аттентива, и содержит историю «плохого человека» Бедмена. В образе Бедмена обобщены характерные черты дельца и лицемера.

Драйден

Джон Драйден (1631-1700). Получила известность его ода  на смерть Кромвеля (1659). Позже в своих одах и сатирах прославляет Стюартов, за это становится придворным поэтом и историографом. Принимает католическую веру и в поэме «Лань и пантера» (1687) выступает с прославлением римско-католической церкви.
Драйден-поэт интересен стихотворением «Чудесный год», в котором рассказывается о событиях пережитых Лондоном – пожар и чума.
  Интерес представляет драматургия Драйдена, в которой он следует образцам французского классицизма (Корнель, Расин), комедия «Дикий волокита». Среди его трагедий известностью пользуются: «Тайная любовь», «Дон Себастьян».
Интересны его статьи по драматургии («Опыты о драматической поэзии», « Опыты о героических пьесах»), где писатель изложил взгляды на литературу, подчеркнув, что он ориентируется на французский классицизм и творчество Шекспира. Исследователи считают Драйдена «отцом английской критики». Им были созданы литературные портреты Шекспира, Бена Джонсона, Бомонта и Флетчера, Спенсера и Мильтона.