Как управлять туристом

Владимир Федорович Токарев
Много лет назад я отдыхал с группой комсомольцев-активистов из фирмы, где я работал, это был тур по Ленинграду. На 8-30 первого экскурсионного дня была назначена обзорная автобусная экскурсия по городу. Мы, нижегородцы, неспешно собирались к автобусу в назначенное время. Однако, к всеобщему изумлению, ровно в 8-30, не собрав и половины участников, автобус отправился по запланированному маршруту - после нашей группы была другая и автобус должен был сделать очередной рейс строго по расписанию. На следующий день никто не удивился, что ко времени отбытия автобуса на очередную экскурсию вся наша группа была уже в полном сборе.

Назовем такой метод воспитания административным методом управления туристами.

В последние годы, когда я отдыхал в городе на Неве, я уже не встречался с работой такого класса. Отстающих туристов дожидались как до начала экскурсии, так и после. Очевидно, что проблемы потери времени решались туристическим агентством самым простым способом - за счет самих туристов. Экскурсия была чуть покороче, чтобы компенсировать непредвиденные дополнительные затраты времени на начало отправления автобуса, а также учесть возможные потери более позднего отбытия в исходное место дислокации по вине опоздавших.

Если рабочие, допустим, автомобильного завода будут опаздывать на работу, тогда те, кто работает вместе с ними в одной технологической цепочке, или произведут за день меньшее количество продукции, или же вынуждены будут ускорять свою работу в течение дневной смены, в конце недели или месяца, что, несомненно, отразится на общем качестве автомобиля.

Турист, опоздавший на маршрут, снижает качество производимой туристической фирмой услуги. Турист - такой же участник производственного процесса предоставления турпродукта, как и сама фирма. Поэтому каждым туристом следует управлять почти также, как любым работником предприятия по оказанию услуг другим людям.