Впервые за границей

Владимир Чаплин
        Летом 2005 года у меня впервые в жизни появилась реальная возможность выехать за границу. Этому в немалой степени способствовало усиленное изучение польского языка на курсах при посольстве республики Польша в Москве, да ещё некоторые события, прошедшие накануне в 2004 году, о которых в данном повествовании я упоминать не хочу.

        Итак, я решил предоставленную мне возможность использовать по максимуму; посетить не только Польшу, но и Германию (хотя бы проездом) да ещё и Австрию. Путешествие самолётом я отверг сразу, мне бы очень хотелось поехать автобусом, но наши турагентства предлагали только «чёс», то есть «галопом по Европе». Это означало увидеть «всё» и в то же время – ничего. Перед этим мой двоюродный брат с женой съездили в такой тур. Они доехали до Бреста самостоятельно на поезде, там пересели на экскурсионный автобус и отправились через Варшаву и Берлин в Париж.

         Они с восторгом  рассказывали о том, что им посчастливилось побывать в Париже. А я им сказал так: «Вы бы меня оставили в Варшаве на эти 3 дня, а на обратном пути бы забрали, и я был бы счастлив».
        Я был очень благодарен директрисе «Дома Польского» за то, что она сделала мне приглашение в Польшу, с польской визой проблем не было, но так как я намеревался ещё посетить как минимум две страны, то вопрос, касающийся австрийской визы, и бронирование отеля в Вене, я решил поручить туристическому агентству. Должен сразу сообщить, что они со своей задачей справились превосходно. Оставалось решить проблему с транзитной визой через Чехию или Словакию.
          Несмотря на то, что это был уже 2005 год, домашнего интернета у меня не было, не было его и на работе, а в интернет-кафе – слишком накладно. Вот и пришлось мне информацию о часах работы посольств и необходимых документах для выдачи виз узнавать по телефону. После многочисленных попыток мне удалось дозвониться до чешского посольства, и на все свои вопросы я получил исчерпывающий ответ. Очень мне помогла одна пожилая дама тем, что помогла заполнить бланк анкеты, иначе бы я испортил кучу бланков и что самое главное – собственных нервов. Итак, в моём загранпаспорте красовались целых 3 визы: австрийская, польская и чешская транзитная, но только однократная. В Чехию я не собирался заезжать вообще, но так как поезд из Вены в Москву проходил транзитом через эту страну, то пришлось брать и эту визу (Чехия и Польша тогда ещё не присоединились к Евросоюзу).

           Я решил составить чёткий маршрут путешествия, но не доставало в нём одной важной детали; я точно не знал, как лучше из Варшавы попасть в Вену. Как я уже говорил, самолёт я отверг в самом начале, в первую очередь из-за дороговизны, а во-вторых хотелось посмотреть на Европу хотя бы из окна поезда. С разрешением этой проблемы мне помогли две прекрасные женщины из какой-то фирмы, названия которой я уже не помню. Эта фирма находилась в Китай городе. Они мне предложили чудесный вариант! Рано утром в Берлине я должен был сесть на скоростной экспресс Берлин – Мюнхен,  сойти в Нюрнберге и пересесть на поезд, идущий в Вену. Для меня всё это было из области фантастики! И что самое главное, мне ни на один из этих поездов нельзя было опаздывать!  Больше всего волновало прохождение польско-белорусской границы. Я не знал, какие вопросы мне зададут на границе и не знал, что мне на них придётся отвечать.

          И вот наступил долгожданный и волнующий день отъезда. Я собрал вещи, доехал до Белорусского вокзала и сел на поезд с романтичным названием «Полонез». Моим соседом по купе был поляк средних лет, прекрасно говоривший по-русски, но он всю дорогу молчал, уткнувшись в какие-то свои документы, а в соседнем купе ехали молодые польские парни, которые пригласили меня в своё купе и пообещали научить  говорить по-польски.

           Услышав из моих уст польскую речь, они очень обрадовались и стали рассказывать о достопримечательностях Варшавы и Кракова, и как следует себя вести, и чего следует опасаться. Я был очень благодарен им за эту информацию! Их советам я стараюсь следовать и по сей день. И вот ранним утром поезд остановился в Бресте. После всяких обычных формальностей, связанных со сменой колёс и паспортным контролем с нашей стороны, мы поехали дальше. Как только пересекли пограничную реку Буг, поезд остановился и начался польский пограничный контроль. Я очень волновался и, видимо, офицер это заметил. Оказалось, что я декларацию заполнил не той ручкой, то есть не того цвета. Но, слава Богу, всё обошлось благополучно. Мои польские друзья из соседнего купе сказали, что теперь можно до самой Варшавы спать спокойно, но спать мне совсем не хотелось. Я любовался польской природой.
             Варшава меня, к счастью, не разочаровала! Сначала у меня было намерение поехать в Краков или в Торунь, но потом решил на все четыре дня остаться в Варшаве. О достопримечательностях польской Столицы я писать здесь не буду, так как тематика моего повествования несколько другая, скажу только, что за эти четыре дня я объездил практически весь город, и полюбил его.

             И вот настало время ехать в Берлин. Меня предупредили, что сойдя с поезда, мне надо будет пересесть на электричку и проехать на другой вокзал.
Немецкого языка я не знаю совершенно! К счастью в Берлине мне встретилась русскоговорящая семья, они указали мне на путь, с которого отправлялась электричка и сказали, сколько остановок надо проехать.
Электричка была набита битком. Люди на каждой остановке входили и выходили, прямо как на нашей кольцевой линии в час пик. И вот, наконец, я вышел на нужной мне остановке, с облегчением вздохнул, посмотрел на часы, оказалось, что до прибытия поезда оставалось ещё 3-4 минуты. Вот только я не знал, где остановится нужный мне вагон. Вскоре поезд подъехал. Я зашёл в вагон, это был не мой номер, я пошёл дальше по вагонам, и когда оставалось перейти ещё один вагон, чтобы попасть в мой, секция кончилась. Я вышел на платформу и перебежал в следующую секцию поезда, там нумерация сильно отличалась от той, что была в предыдущем вагоне, и поезд уже тронулся. Я тешил себя надеждой, что в конце найду свой номер вагона, но его не оказалось. Я тогда обратился за помощью по-английски.
- Чем Вам помочь? – спросила женщина на чистом русском языке.
- Я не могу найти мой номер вагона, - ответил я,- Номера увеличиваются, а мне надо, чтобы они уменьшались.
- Сейчас уменьшатся! – ответила женщина с улыбкой. Она проводила меня в самое начало секции и сказала, что мой вагон находится в той самой секции, из которой я перешёл. Стояла прекрасная летняя погода. Я пока носился по вагонам с чемоданом и сумкой сильно вспотел. И как я обрадовался, когда в начале секции увидел небольшой буфет! Буфетчик предложил мне холодное пиво, я его выпил залпом. И тут появилась кондукторша. Я достал билет и документы, она, где надо поставила штамп, что-то проговорила по-немецки «ур-ур» и пошла не торопясь дальше. А я заказал ещё один бокал чудесного немецкого пива, рассказал буфетчику о своей проблеме, и он стал мне на салфетке чертить схему поезда.

         Прошло около часа, прежде чем поезд сделал первую остановку. Я перебрался в нужную мне секцию, благодаря схеме, которую начертил буфетчик, нашёл свой вагон, но место, оказалось, найти совсем не просто. Надо сказать, что в поезде были только сидячие места, как в нашей «Ласточке», но номера своего места я не видел. Его не было и всё тут! Тогда я вышел на середину вагона и крикнул на весь вагон: «Help me, help me, somebody!» Это был крик отчаяния. Сидящий рядом мужчина с удивлением посмотрел на меня и спросил по-английски: «Что случилось?»
- Я с трудом нашёл свой вагон, а сейчас не могу найти место,- ответил я.
Мужчина взял мой билет, посмотрел внимательно и неожиданно спросил:
- Вы курите?
- Нет, - ответил я, теперь уже настала моя очередь удивляться.
Мужчина прошёл в другой конец вагона, зашёл за какую-то ширму из прозрачной голубой пластмассы и жестом позвал меня.
«Это отделение для некурящих!» - сказал он и указал на моё место. С каким наслаждением и облегчением я на него плюхнулся!

        Я сошёл в Нюрнберге. К сожалению, времени на прогулку по городу у меня не было, до поезда, отправляющегося в Вену, оставался только час. Я пообедал в небольшой столовой при вокзале, мне очень понравился густой наваристый суп из помидоров. А на второе было какое-то мясо в панировке с салатом из капусты и конечно же прекрасное баварское пиво. После обеда я поднялся на платформу и сел в свой поезд. Теперь уже проблемы с поиском вагона и места у меня не было, я достал книгу и начал читать. За чтением я не заметил, как поезд пересёк границу. Не было никакого пограничного контроля в нашем понимании этого слова!
И вот наконец-то поезд остановился в Вене. Погода испортилась, шёл мелкий, моросящий дождь. Я спустился в метро. К своему удивлению отметил, что привычные нам, жителям Москвы, турникеты отсутствуют. Вместо них были какие-то маленькие столбики, к которым пассажиры прикладывали карточки. Я тоже купил карточку и приложил её, после чего вышел на платформу.

         Ещё в Варшаве я купил карту Вены, и там была схема Венского метро. Мне нужно было проехать несколько остановок, сделать переход и потом доехать до нужной мне станции. Я уже решил, что приключения мои окончились, но не тут-то было.
           Поезд остановился на нужной мне станции, я подошёл к двери, но дверь не открылась, так как надо было нажать, точнее, прикоснуться, к кнопке открывания дверей. Я об этом не знал, и пока я добежал до соседней открытой двери, поезд тронулся. Таким образом, я проехал остановку. Выйдя из поезда, я не мог найти способ вернуться назад. Встречная платформа находилась по другую сторону путей, и перейти через них не было никакой возможности. В вестибюле станции не было даже намёка, на какой бы то ни было переход, только выход в город. Тогда я вышел снова на платформу и крикнул молодым людям, стоявшим на нужной мне стороне, чтобы они показали мне как туда попасть. Один парень крикнул мне, чтобы я оставался там, где стою. Через пару минут он был уже возле меня. Мы с ним поднялись по эскалатору, вышли в город, перешли по светофору на другую сторону улицы, зашли в лифт и спустились на платформу.                - Это что, везде так? - спросил я.
- Нет, только здесь, - ответил он и поспешил к своим друзьям. Через несколько минут я вышел на нужной мне станции и, пройдя пешком несколько минут,  оказался у входа моего отеля. Наконец-то я вздохнул с облегчением!

              Признаться честно, я не люблю экскурсий, но находясь в Вене, совершенно не зная немецкого языка, я решил отправиться в организованную поездку в Зальцбург на родину Моцарта. Экскурсия велась на английском языке, но гид иногда переводил информацию для итальянских туристов на их язык. Из россиян я был единственный.

Австрия - прекрасная страна! Какие красивые пейзажи! Горы, отроги Альп, и прекрасные голубые озёра. Особенно понравилось озеро Траун.
Зальцбург - небольшой город, но имеет троллейбус. Слушая гида, я отвлёкся на одно интересное здание, когда он обратился к итальянцам. Обернулся - группы нет! Что делать?
Я вернулся на площадь, где остановился наш автобус - автобуса не было.
Спросил у людей, предлагающих экскурсии по городу, где можно найти группу. Они с сожалением ответили, что таких экскурсионных групп, как наша, около 400 (!) и найти её весьма проблематично.
Я решился на крайний шаг - обратился в полицию. В полицейском отделении дежурный прекрасно говорил по-английски. Должен сказать, что выезжая, я паспорт оставил в отеле. Из "документов" была только записная книжка, куда я на всякий случай записал адрес и телефон отеля в Вене.

         Дежурный взял записную книжку и ушёл в другой кабинет, попросив подождать. Минут через пять, вернувшись, сказал, что дозвонился. Также сообщил мне, что отругал гида за то, что теряет туристов и сказал мне, где ждать наш автобус. Минут через 10 гид появился с массой глубоких извинений. После чего показал мне могилу семьи Моцарт, саркофаг и памятник Парацельсу, что в программу экскурсии не входило. Остаётся только предполагать; что было бы со мной, если бы это случилось в Москве или любом другом городе нашей страны?
         Во время этой моей поездки было ещё несколько приятных неожиданностей. Я полюбил Австрию и её прекрасную Столицу.
Мне кажется, что если бы я жил в Вене, то непременно бы стал композитором!
         Прошло уже 13 лет! Как-то я спросил жену, не отпустит ли она меня снова в Австрию. «Вот твоя Австрия! Видишь, как виляет хвостиком?» - ответила она с улыбкой и указала на нашу собаку.