Время учеников Выпуск 1 обзор

Савенок Тимофей
Субъективный обзор первого выпуска сборника «Время учеников». Изначально писался для http://ru.pisalius.wikia.com

"Вы хотите снова оказаться в НИИЧАВО? А узнать о дальнейшей судьбе Малыша и новых делах КОМКОНа-2? Александр Привалов и Виктор Банев, Рэд Шухарт и Дмитрий Малянов, Леонид Горбовский и Максим Каммерер — эти и многие другие знаменитые герои братьев Стругацких снова живут и действуют, любят и ненавидят на страницах этой книги.
«Время учеников» — это уникальная антология, которая включает повести и рассказы, написанные ведущими отечественными писателями-фантастами по мотивам и в продолжение произведений братьев Стругацких. Эта книга — дань уважения и любви Учителям — писателям, чье творчество повлияло на судьбы нескольких поколений читателей."

Итак, «Время учеников». Сборник произведений, больших и маленьких, по вселенным далекого детства авторов. Сборник произведений по мирам братьев Стругацких, составленный Андреем Чертковым. Разрешение на создание «Времени учеников» дал сам Борис Натанович Стругацкий, он же написал предисловие к первому сборнику — а всего их несколько. Здесь я рассмотрю произведения лишь из первого сборника — о других сборниках здесь рассказывать не буду, — сравню их с оригиналами — а заодно вкратце «обозрю» и сами оригиналы для тех, кто в танке.


Должен сразу же признаться: сначала мне отнюдь не понравилась идея этой книги. Она противоречила всем моим представлениям о законченности литературного произведения. Если повесть закончена, она закончена совсем и навсегда. Ни убавить, ни прибавить. Ни переписать, ни тем более дописать. Как куриное яйцо. Нельзя «продолжить» или «развить» куриное яйцо, в лучшем случае его можно только повторить. Но какой смысл повторять даже самое великое из литературных произведений?
(...)
С другой стороны, прен-цен-денты тоже имели место. Это тоже верно.
Я, разумеется помнил «Ледяной сфинкс» — попытку одного знаменитого писателя продолжить роман другого (еще более?) знаменитого писателя. Эдгар По оборвал повествование своего героя — Артура Гордона Пима из Нантакета — буквально на полуслове. Жюль Верн соблазнился восстановить утраченное навсегда и написал роман замечательный, может быть, лучший у него, совсем не похожий на все его прочие романы, да и на «первоисточник» тоже.
(…)
Так что прен-цен-денты были. Никуда не денешься. И прецеденты, заметьте, самые что ни на есть соблазнительные. Первоначальная моя неприязнь к самой идее сборника поколебалась.
Далее за меня взялись энтузиасты. Всех я уже не помню, но самым настойчивым был, сами понимаете, Андрей Чертков, «отец-основатель». Он был вполне убедителен и сам пр себе, но при том он натравил на меня еще и Антона Молчанова, и, кажется, Алана Кубатиева, и еще кого-то из тех, кто оказался у него под рукой.
И я сдался.
Теперь, когда этот сборник лежит передо мною, уже готовый и прочитанный, я нисколько не жалею о своей уступчивости. Эксперимент удался. Миры, выдуманные Стругацкими, получили продолжение, лишний раз этим доказав, между прочим, свое право на независимое от своих авторов существование. Я всегда подозревал, что тщательно продуманный и хорошо придуманный литературный мир, вырвавшись на свободу, обретает как бы самостоятельное существование — в сознании читателей своих. Он начинает жить по каким-то своим собственным законам, обрастая многочисленными новыми подробностями и деталями, которыми услужливо снабжает его читательское воображение. И остается только сожалеть, что не существует некоего суперментоскопа, с помощью которого можно было бы этот многократно обогащенный и усложнившийся мир сделать всеобщим достоянием. Что ж, этот сборник — пусть несовершенный, но все-таки прибор именно такого рода: он возвращает нам ставшие уже привычными миры, увиденные другими глазами и обогащенные иным воображением.
Я не стану утверждать, что прочел все предлагаемые произведения с равным удовольствием, но, безо всякого сомнения, я прочел их все с равным интересом.
(…)
Борис Натанович Стругацкий в предисловии


СОДЕРЖАНИЕ
Сборник состоит из целого ряда произведений.
•Борис Стругацкий. «К вопросу о материализации миров» (предисловие)
•Сергей Лукьяненко. «Временная суета» (повесть по миру «Понедельник начинается в субботу»)
•Ант Скаландис. «Вторая попытка» (повесть по миру «Гадких лебедей»)
•Леонид Кудрявцев. «И охотник…» (рассказ по миру «Пикника на обочине»)
•Николай Романецкий. «Отягощенные счастьем» (повесть по миру «Пикника на обочине»)
•Вячеслав Рыбаков. «Трудно стать Богом» (повесть по миру «Миллиарда лет до конца света»)
•Андрей Лазарчук. «Все хорошо» (повесть по миру «Полдень, XXII век»)
•Михаил Успенский. «Змеиное молоко» (повесть по миру «Парня из преисподней»)
•Вадим Казаков. «Полет над гнездом лягушки» (эссе по миру «Полдень, XXII век»)
•Андрей Чертков. «Неназначенные встречи» (послесловие от составителя)

Сразу скажу, что самих «Гадких лебедей» я не осилил, а без знания оригинала продолжение читать бессмысленно, так что скажу лишь, что выполнены они в очень похожем стиле.

Ну что ж, поехали...

«ВРЕМЕННАЯ СУЕТА»
Повесть Сергея Лукьяненко, посвященная вселенной «Понедельник начинается в субботу». Прекрасное продолжение, прекрасное настолько же, насколько прекрасен оригинал — с которым, думаю, все знакомы, но все же...

ПАРА СЛОВ ОБ ОРИГИНАЛЕ...
Его я читал дважды, первый раз — благодаря тому, что книжка проходила по программе, вроде, шестого класса. И оба раза он мне очень понравился.
Представляет собой «Понедельник начинается в субботу» эдакое «советское фэнтези», замешанное на своего рода «попаданчество»: обычный советский человек 60-х годов XX века попадает в необычный город, в котором находится НИИЧАВО…
Прекрасно выполненные сначала — в первой главе — недоумение и полная растерянность Александра Привалова, попавшего в совершенно незнакомую обстановку, а затем — в остальных главах — обыденное восприятие всего происходящего.
Русский фольклор блестяще вписан в «современные реалии», к каждому элементу придуманы интересные, комичные или драматичные, ситуации. Сюжет блестящ, несет в себе сатиру и много очень интересных моментов.

ЧТО ЖЕ В ПРОДОЛЖЕНИИ?
Недаром все-таки «Временную суету» писал Сергей Лукьяненко. Он прекрасный писатель, и блестяще справился с задачей, взятой им же самим. Как он говорил в предисловии, «…для меня это была наиболее сложная тема. Писать «продолжение» книги, наполненной духом шестидесятых годов, светом и смехом давно ушедших надежд. Рискнуть». И он действительно смог отразить эту атмосферу, атмосферу «тех самых шестидесятых», при этом, впрочем, не забыв о духе современности, об электронных часах, компактных ноутбуках и так далее.
Стиль написания одновременно похож и на стиль оригинального произведения, и на стиль самого писателя. Автор сумел создать прекрасный сюжет, настолько же «безбашенный» — если это можно так назвать, — насколько таковым были сюжеты оригиналов («Понедельника...» и «Сказки о тройке»), оставить в тексте прекрасные шутки — чего только стоит фраза, ничем не уступающая знаменитому двустишию «Вот по дороге едет ЗИМ,
И им я буду задавим»:

Пальцем в солонку? Стой!
Что ты себе позволяешь?!
Мало ли где еще
Ты им ковыряешь!

Итого: ничем практически не уступающая оригинальным произведениям повесть достойного писателя, стоящая времени, потраченного на ее прочтение.

«И ОХОТНИК…» и «ОТЯГОЩЕННЫЕ СЧАСТЬЕМ»
Два произведения по «Пикнику», одно — маленький рассказ Леонида Кудрявцева, посвященный нелегкой судьбе капитана Квотерблада, а второе — полновесная повесть Николая Романецкого.
О «Пикнике...», думаю, знают или хотя бы слышали все, но на всякий случай все-таки опишу его.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ «ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ»
Обычно эти три слова говорят человеку очень многое. Поистине культовое произведение, породившее в итоге целую вселенную — вселенную игры S.T.A.L.K.E.R., — давшее новое значение слову «сталкер» и навсегда оставившее в сердцах людей страсть к исследованию заброшенных зданий.
Рэдрик Шухарт, он же Рыжий, он же Рэд Безумный, он же просто Рэд — удачливый сталкер, человек, занимающийся выносом из Зоны Посещения аномальных образований — артефактов— и продажи их за большие деньги. Персонаж, ставший легендой для многих.
Сюжет и мир, с первого взгляда не слишком затейливые, однако затем раскрывающиеся сполна. И культ, образовавшийся вокруг них.

«И ОХОТНИК…»
Небольшой рассказ о капитане Квотербладе, раскрывающий его с неожиданной и очень интересной стороны — не садистом-антагонистом, а точнее, не просто им, а человеком подневольным, кусочком мяса, варящимся вместе со всеми в котле под названием «Зона». Прекрасно переданная атмосфера, хороший стиль и отличная философия — и все это в коротком рассказе.

«ОТЯГОЩЕННЫЕ СЧАСТЬЕМ»
Повесть, логически продолжающая историю Рэдрика Шухарта и показывающая результаты его похода к Золотому Шару. Прекрасная и почти идеально соответствующая по стилю написания, она показывает, что счастье — величина относительная и... впрочем, не буду рассказывать всего.
Повествование ведется несколько вразнобой по времени действия, но всегда либо от лица Мартышки, она же Мария, либо от лица Гуты Шухарт, жены Рэдрика. Сюжет показывает, как жизнь девушек менялась во время и после того, как Рэдрик сходил к Шару, причем показывает порой довольно жестко. А красивый конец, снова от лица Рэда, красиво замыкает историю и дает еще больше пищи для размышлений.
В общем — прекрасная со всех сторон повесть, достойная продолжательница культовой книги.

«ТРУДНО СТАТЬ БОГОМ»
Повесть, написанная Вячеславом Рыбаковым и продолжившая сюжет и идеи произведения «За миллиард лет до конца света». Обе книги замечательны со всех сторон — будь то идея, будь то исполнение, будь то что-нибудь еще.

О ЗАЩИЩАЮЩЕМСЯ МИРОЗДАНИИ
Рукопись, найденная при странных обстоятельствах
Повесть «За миллиард лет до конца света» сама по себе довольно необычна. Оригинальная идея, оригинальное исполнение… все говорит о том, что читать ее стоит. Несмотря на то, что для восприятия она изначально тяжеловата.
Начинается все с банальных М-полостей (да, всего-то какие-то М-полости, банальщина), а заканчивается не подлежащим обжалованию приговором. Главный герой — Дмитрий Малянов, семьянин и ученый, занимающийся весьма необычными исследованиями. И вдруг ему начинают мешать, мешать решительно и жестоко.
Начало может показаться несколько нудноватым, однако затем читателя увлекает волной интереса, не отпуская до самого конца. Исполнение лишь подливает масла в огонь, оставляя на каждом шагу интриги и места, над которыми можно задуматься надолго.

О МИРОЗДАНИИ ЗАЩИТИВШЕМСЯ
Продолжение же рассказывает о своего рода итогах «противостояния», описанного в «Миллионе лет…». Малянов пытается вести обычную жизнь, но повсюду продолжает замечать следы воздействия, от которого он страдал тогда. Сюжет логически продлевает историю, а идеологический базис выводит в несколько иную плоскость, тем не менее, логичную и прекрасно прописанную.
Бережное обращение со стилем оригинала буквально заставляет воспринимать повесть как оригинальное продолжение, написанное самими Стругацкими — настолько там все хорошо. В общем, налицо замечательное продолжение, обязательное к прочтению.

«ВСЕ ХОРОШО»
Книга Андрея Лазарчука, посвященная вселенной «Полдень, XXII век». Многого и о ней, и о первоисточнике сказать не могу, посколько всю оригинальную серию Стругацих я не прочел, ограничившись лишь первым произведением. Однако начнем.

О «ПОЛДНЕ»
Мир «Полудня» представляет собой мир победившего коммунизма. Несмотря на кажущуюся утопичность, он, тем не менее, полон различных проблем. Некоторые технологии, нам кажущиеся несколько нелепыми и ненужными, китовые поля, искусственные интеллекты «по-советски» — в общем, несколько нестандартная для современности картина будущего и, как следствие, несколько нестандартная фантастика. Читать которую, впрочем, от этого не менее интересно.

«ВСЕ ХОРОШО»
Повесть довольно необычна. Сюжет ее крутится вокруг так называемых «детей дюн», а также вокруг других крайне интересных вещей. Так как я не слишком хорошо знаком с самим миром, многого сказать о произведении не могу. Скажу лишь, что оно очень интересно и довольно нестандартно, поэтому читать его интересно даже в отрыве от вселенной — пусть даже будут слабо понятные моменты.

«ЗМЕИНОЕ МОЛОКО»

"Змеиное молоко!.."
Любимая фраза Бойцового Кота Алайского Герцогства курсанта Гага дала название продолжению его истории, обрубленной, фактически, на полуслове в произведении «Парень из преисподней».
Нет, он не Думгай
Замечательный молодежный роман Стругацких, написанный одновременно и в сеттинге «Полудня», и в отдельном мирке — в мирке под названием Гиганда, она же Ареойя. Главный герой — боец элитного подразделения Бойцовых Котов Его Величества герцога Алайского. И в один ни разу не прекрасный день он попадает на Землю. Да, он попаданец.
Завязка сюжета проста и незатейлива, как, впрочем, и сам роман. В нем нет какой-то особо глубокой идеи (или, может, я просто ее не понял), нет много экшена. Зато есть интересная история и хороший слог.
Впрочем, произведение оканчивается на полуслове, что и пожелал исправить Михаил Успенский…

МОЛОКО ЗМЕИ
Сюжет повести начинается с того же места, где закончилась оригинальная идея. Автор замечательно использовал оставленные Стругацкими «хвосты», чтобы интересно продолжить похождения Гага. Впрочем, Гага ли?..
Еще в предисловии Михаил Успенский обещал, что «поставит этого парня с ног на голову»:
…Сначала я собирался написать третью часть к «Понедельнику» и «Сказке», но потом подумал, что это было бы слишком легко и очевидно, вот и выбрал «Парня из преисподней», где, казалось бы, уже все точки расставлены. И попробовал поставить этого парня с ног на голову…
И, по правде сказать, перевернуть всю историю получилось отменно. Также как бережно перенести стиль и слог повествования, не забыть ни одного важного героя и сохранить интригу, при этом красиво развив историю Гиганды. Всем, кому не хватило оригинала, читать!

«ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ ЛЯГУШКИ»
"Рецензия на книгу: Вандерер Т. Всплеск в тишине. Ольденбург: Сирена, 2231. 240 с."

Данное эссе, написанное Вадимом Казаковым, в виде рецензии на книгу «описывает тезисно» всю историю мира «Полудня». Собственно, говорить о нем особо нечего — скажу лишь, что написано весьма добротно.

КОНЕЦ
В заключение хочу сказать, что данный сборник — вещь, несомненно, отличная и к прочтению обязательная, даже если вы не фанат творчества Стругацких — будет повод ознакомиться. А если фанат — тем более. Вперед!
Обзор подготовил Савенок Тимофей aka Кулибин