Герман Гессе. Из Маленьких радостей, 1899

Екатерина Патяева
Размышление ни есть ни исследование, ни критика, оно есть ни что иное, как любовь. Оно есть высшее и наиболее желанное состояние нашей души: невожделеющая любовь.


В наше время большая часть людей живёт в состоянии безрадостной и безлюбой тупости. Люди, обладающие духовной чуткостью, ощущают наши, столь чуждые искусству, способы жить давящими и болезненными и тянутся назад, в давно прошедшие дни. В искусстве и литературе после короткого периода реализма повсюду чувствуется неудовлетворённость, наиболее отчётливый симптом которой — это ностальгия по Ренессансу и новому романтизму. «Вам недостаёт веры!» - взывает церковь, «Вам недостаёт искусства!» - кричит Авенариус. Как изволите. По мне, так нам недостаёт радости. Полёта возвышенной жизни, восприятия жизни как некоего весёлого дела, как некоего праздника, которым она и является по своей сути, почему нас так и притягивает и очаровывает Ренессанс.


Высокая цена каждой минуты, постоянная спешка — это важнейшее основание нашего способа жить — несомненно является опаснейшим врагом радости. С ностальгической улыбкой читаем мы идиллии и сентиментальные путешествия прошедших эпох. На что только ни хватало времени нашим дедам и прадедам! Читая как-то эклогу Фридриха Шлегеля о праздности, я не мог отделаться от мысли: о, как бы ты застонал, когда бы тебе пришлось выполнять нашу работу!
То, что эта спешка  нашей сегодняшней жизни изнуряет и негативно влиет на нас с того самого момента, когда нас начинают воспитывать, представляется печальным, однако необходимым. Но, к сожалению, торопливость современной жизни давно захватила и наш малый отдых; наши способы наслаждаться едва ли являются менее нервными и утомляющими, чем наше функционирование на работе. Лозунгом стало «Как можно больше и как можно скорее». И мы получаем всё больше развлечений и всё меньше радости.

(Перевод с немецкого)