Нефритовый принц

Андрей Сливень Пендрагон
Как-то утром в IX веке до н.э. китайцев осенило: «Какого, собственно, овоща, мы всю жизнь горбатимся на вана (дай бог ему здоровьичка) и прочих гунов и хоу, а потом они тупо мрут, разлагаются на плесень и липовый мед – и все, кирдык?!». Получалось, что в пересчете на срок жизни знатной особы выходит слишком накладно. Осознав нерациональность ситуации, маленький косоглазый народец решил, что, раз при жизни правителя сэкономить не получится, то хотя бы пусть после смерти его тушка пролежит подольше: ежели срок жизни подменить сроком существования тела, то оно вроде как то на то – в среднем не сильно накладно получается. И не так обидно. И вообще, можно еще пару налогов осилить. И пенсии не нужны, что отрадно.
Но как добиться нетленности монарха? Всякие мумии и тэпэ не прельщали: вдруг правитель проснется? Тут одного хрен прокормишь, а если еще его мертвые родичи подтянутся? И вот вспомнили, что нефрит (жадеит по нашему, по рабоче-крестьянски) материал уж такой волшебный, Небом данный и ваашпе сакральный, что защищает от демонов, болячек, инфляции и прочих напастей. Наверное, и от хе-хе, посмертных трупных изменений защитит? Ну и понеслась…
На протяжении веков доблестные китайцы сооружали своим сиятельным покойничкам погребальную одежку из нефрита. А он ведь, собака, дорогой. И скреплять детальки надо надежным материалом – золотом или, на крайняк, серебром. Так что выходило, что такого рода скафандр мог себе позволить только оченно знатный гражданин – сам ван, и его ближайшая родня, а не какие-нибудь там гуны, хоу, бо, цзы а тем более нань. А кроме того, нефрит, сука, твердый. Пока из него костюмчик сваяешь – сам сдохнешь: по 10 лет на изготовление отдай и не греши. Так что товарищи ваны, в очередь и записывайтесь заранее. Фараоны могли бы позавидовать.
Первые упоминания о нефритовой одежке сохранилось под 320 г. до н.э. Одеяние в среднем состояло из пары (а иногда и больше) тысяч нефритовых плиток, скрепленных проволокой и покрывало тушку полностью – от пальцев до ушей. Лицо закрыто, пузико закрыто, даже, наверное, затычка сзади предусмотрена была. Помрет, бывалоча, знатный особь, оденут его в нефрит и закопают. Вот и радость народу. Ага.
Только одна проблема: несознательные товарищи за такими могилками охотятся ой как активно. Золото ж. Нефрит опять-таки. Да и не одно одеяние там, прочий ширпотреб в могиле.
Стали двери опечатывать. Не помогло. Заваливать каменюками. Вырос спрос на лопаты и кирки. Короче, все могилы с нефритовыми одеяниями разграблялись влет. Наконец, властям это надоело, и в 223 году до н.э. ван Вэнь-ди запретил это непотребство. Окружающие сказали: «Ага! Канэчно, дорогой!». И продолжали втихаря, на окраинах государства, да в расплодившихся мелких княжествах тратить бюджет на дорогущие замогильные нефритовые костюмчики.
Вот, например, в 113 году до н.э. дал дуба правитель Чжуншаня (это на северо-востоке Китая государство такое было) Лю Шэн (или Шань – хрен их разберешь, ;; короче), старший брат вана By Ту из династии Хань. И тут как-то сразу раз – и его жена, Toy Ван преставилась. Вот их и упаковали в нефритовую одежку. Общим числом 4654 пластинок нефрита. Только на костюм Лю Шэна ушло 1,5 кг золота (на скафандр для Тоу Ван пошла серебряная проволока). А двери склепа расплавленным железом залили. Ну, а поскольку автогенов тогда еще не изобрели, лежали граждане себе спокойненько 2 тыщи лет, пока саперы из рядов китайской военщины в ходе учений 1968 года не наткнулись на это уютное местечко. Все это было так неожиданно, что бедный гун с супругой ажно рассыпался в прах при виде неожиданных гостей. Прям в доспехах своих. Так неудобно получилось.
Или вот еще у нас в деревне случай был: в 125 году до н.э. приказал долго жить правитель Намвьета (это на юге Китая, кто не знает – частью Китай, а частью вроде как и Вьетнам) Ван-выонг из династии то ли Чьеу, то ли Чиеу (Tri;u V;n V;;ng, или ;;;, кому как нравится), он же Хо (;), он же ;;, он же Чжао Мо, он же Чьеу Мат или Чиу Мит. Короче, умер, видимо, от напряга, пытаясь запомнить, как его зовут. Так что б вы себе думали? Таки да, его тоже одели в нефритовый пинджак и закопали в землю в районе Гуанчьжоу. И все для того, чтобы какой-то босяк откопал его и выставил в музее.
Но… дорого, блин. Да еще экономический кризис. И рост раздробленности. И прочие излишества нехорошие. Неподъемным стал такой загробный пафос для простых китайских правителей. Тут традиции и пиндык наступил. Так что до наших дней сохранилось около 20 таких скафандров. Их еще, слышь-ко, у нас нефритовыми принцами называют.
Такие, скажу я вам, чудовищные загогулины происходят у нас на пути в загробный мир.