Египетские короны

Андрей Сливень Пендрагон
Говорят, для мозгов полезно изучать иностранные языки. Лексику, там, запоминать… Ну, наверное. Давайте, я помогу вам с вашими? Итак, начнем…
Была однажды такая страна, Та-кемет (ну, или, Та-мери, Та-уи или даже Кеми). То есть, первоначально было несколько мелких септов (не как у Мартина, к септам и септонам ну никакого отношения), или по-гречески – номов (не как номы по типу гномов у Пратчетта), типа «земли». Постепенно наиболее брутальные или умные вожди их объединяли. На юге септы объединились в три государства, а потом в одно, южное, или Верхнее, со столицей в Нехене, а покровительницей его назвали Нехбет в образе грифа или коршуна. Основным экспортом было войско, которое грабило на юге, в Та-Сети и на западе, в Та-хену (ладно, в Нубии и Ливии – так понятнее?), а иногда на время покоряло северную, Нижнюю, часть страны с покровительницей Уаджит в виде урея - кобры.
Естественно, у правителей были свои официальные шляпки: на юге это был «хеджет» в виде белого колпака с головой коршуна, а на севере – «дешрет» в виде красного горшка с высокой спинкой с уреем спереди.
Но как-то раз правитель Верхнего Кеми Хор-Нармер взял, и захватил Нижний Кеми и объединил страну. А короны всунул одну в другую и получился «пшент» со змей и птичкой спереди. Кстати, как правителей называли – мы тоже не знаем. Даже после объединения Кеми их имя и титул из-за сакральности старались языками попусту не трепать и называли просто, по братски – «перо-о» («великий дом»). Ну, это как мы говорим «Кремль» или «Белый дом», «Елисейский дворец», а подразумеваем сами знаете кого. Это название, однако, появилось только в V веке до н.э. А еще правителя называли «несу-бити» («принадлежащий тростнику и пчеле», то есть Верхнему и Нижнему Кеми) или «небтауи» («повелитель обеих земель»).
Ну как, много новых слов? Это хорошо… Тогда продолжаем.
Несмотря на то, что у правителя была, как правило, только одна голова, шапочек у него было гораздо больше. Например, у него были платки. Да, как у бабки в деревне. Но в Кеми жарко, и там это оправданно. Был белый платок «хат». И был красивый полосатенький платок «немес» с концами, спускающимися на груди. При этом, немес был штукой распространенной, а его раскраска зависела от рода и статуса жителя Кеми. Но сине-золотой немес мог носить только правитель. Иногда на немес сверху надевался пшент. Все просто, не правда ли?
Чтобы платок держался на голове использовалась повязка, а позде диадема. При этом у правителя она спереди украшалась уреем (позже к нему присоединили и голову кошуна. Эта «корона» получила название «урей», а позже носилась и без немеса, самостоятельно. А кроме того, в для поддержки урея при его ношении с короной или с париком «ибес», использовался «сешед» - повязка (а потом обруч-диадема) с уреем и головой коршуна. Были и еще кое-какие вариации урея, например, как у Сат Хатхор, жрицы и дочери Сенусерта III.
Но своих воинственных замашек правители Кеми не оставили, и потихоньку грабили окружающих и присваивали их земли. А чтобы головку в бою не бо-бо, чтобы ее, болезную не напекло и чтобы воины знали, где командир со своим лихим конем, появилась красивая такая корона «хепреш» («синяя» или «военная»), вся синяя, да еще с золотыми дисками по свей поверхности и выступом-ребром по бокам. Были и модификации этой короны, например на известном бюсте Нефер-Неферу-Атон Нефертити надета, скорее всего, вариация хепреша.
Я прям слышу, как от обилия иностранных терминов у вас чакры открываются, так что поднажмем, немножко осталось.
Так вот. Кроме войн, правитель Кеми участвовал и в иных культурно-массовых мероприятиях. До «дня города» тогда еще не додумались, и самыми отвязными мероприятиями считались религиозные церемонии. Для участия в них у правителя, как бога, сына бога или их прямого представителя (по доверенности) имелись особые головные уборы. Во-первых, это «хаит» (нет, отношения к Ростиславу Хаиту из «Квартета И» отношения не имеет) . Это такая корона по типу «хепреш», но золотая и без ребра жесткости с боку.
А еще на этот случай у правителя была корона «хемхемет» (что означает «вопль» или «военный клич»). Она же – «тростниковая корона» (ибо делалась, наверное, из тростника) или «тройная корона атеф». Это неебическое сооружение, состоящее из трех корон Усира «атеф» (типа, белая кегля) только раскрашенных в разные красивенькие цвета, страусиных перьев, солнечных дисков Ра и, внизу, бараньих рогов (в честь имевших бараньи головы богов Амона, Хнума или Яха), с которых свисали уреи (сами догадаетесь в честь кого?). Короче, вырвиглаз полный. Современные дизайнеры в пыль не попадают.
А кроме корон у правителя была еще жена. И, иногда, не одна. Так вот, чтобы без дела не маялась, пока муж корону выбирает, ей со времен VI династии (2500 лет до н.э.) была придана своя официальная корона «шути» («корона Амона»). То есть до того это был официальный головной убор ряда богов, в частности - богинь Нехбет, Мут и Уаджит, затем ритуальный бор жены правителя, а потом и ее официальная шляпка. Сооружение тоже было – что надо: два высоких страусиных пера с солнечным диском в основании, да еще на красной платформе (лабутены, ага).
Ну, еще в Кеми было полно всяких богов и богинь, и у них – свои короны типа «атеф», «хену», «хепти», «чени» и «уререт», но данных о том, что они имели физическую форму, а тем более о том, что их носили люди – нету, так что оставим их в покое.