Космический экстаз. Александр Николаевич Скрябин и

Константин Хачатурян
Вступление.

Пленительно-загадочная музыка Скрябина, его не менее загадочная философия, была отражением его жизни, в том числе любовно-эротической…
Всё его творчество пронизано безумной чувственностью, возвышенной сексуальностью.
В его самых первых произведениях уже чувствуется возвышенный эротизм. Скрябин говорил, что эротическое чувство проснулось у него необыкновенно рано и, что девяти лет он был влюблён самым настоящим образом.
Безумным эротизмом, предельно обострённым и утончённым была наполнена вся его творческая индивидуальность. В движениях его была какая-то истома, его взор был экстатически опьянён. Вся музыка Скрябина заключала в себе бездну чувственности, возвышенной сексуальности и экстатического наслаждения. Этот возвышенный эротизм Скрябина, его безумная сексуальность проявлялись не только в его сочинениях, но и в его игре на рояле.
Его прикосновение к клавишам было сладострастным, утончённо чувственным. Он ласкал звуки с эротическим наслаждением. Игру Александра Николаевича невозможно назвать исполнением в обычном значении этого слова. Это было творчество!
Играя, он вновь переживал и творил красоту ранее созданных им музыкальных образов. Исполняя одни и те же свои произведения, Скрябин никогда не повторялся. Он всегда играл их по-новому. Его исполнение напоминало вдохновенную импровизацию.
Александр Николаевич говорил: «Ведь нельзя же сказать, какие ласки я буду расточать по отношению к любимой женщине – это всецело в процессе самого творчества…»
В этих словах – философия композиторского и исполнительского творчества Скрябина.
Жизненный и творческий путь Скрябина представляет собой целеустремлённое движение к грандиозной цели. И этот путь освещала любовь женщины, которая не только любила его, но и обожествляла его творчество.

;
1.
Александр Николаевич Скрябин считал, что роль женщины – возбуждать к творчеству.
Татьяна Фёдоровна Шлёцер, с которой Скрябин прожил последние десять лет своей жизни, была той женщиной, в которой он нашёл соединение чувственности с духовностью, которое было ему необходимо. Она была истинной музой-вдохновительницей Александра Николаевича.
Все произведения последнего периода жизни Скрябина освещены любовью к Татьяне Фёдоровне. «Божественная поэма», «Поэма экстаза», Пятая соната для фортепиано, «Прометей», поэма «К пламени» - эти произведения поставили Скрябина в один ряд с величайшими музыкальными творцами человечества. В этот период у Скрябина рождается замысел «Мистерии» и «Предварительного действа».
Он выстраивает свою мистическую философскую доктрину, которая объединяла миры реальности и Творчества. Скрябин создаёт свою вселенную, а музой его вселенной становится Татьяна Фёдоровна. Скрябин считал, что на эту любовь он был обречён.
Многие современники Александра Николаевича считали Татьяну Фёдоровну «злым гением», увлекшим Скрябина на ложный путь в искусстве. Они были уверены, что она не пара Скрябину.
Так кем же была Татьяна Фёдоровна Шлёцер в жизни Скрябина?
Музой-вдохновительницей или злым гением?!;
2.
Татьяна Фёдоровна впервые услышала музыку Скрябина в Пятигорске, где в то время она жила с родителями. Пианист Всеволод Буюкли исполнял Третью сонату Скрябина.
«Это, - рассказывала Татьяна Фёдоровна, - было самое сильное впечатление в моей жизни. Кроме Скрябина я после того ничего играть не хотела».
Она мечтала увидеть композитора. Через год эта мечта исполнилась.
В ноябре тысяча девятьсот второго года Татьяна Фёдоровна вместе с братом была в Москве.
Её брат, Борис Фёдорович Шлёцер уже был знаком со Скрябиным. Более того, с первого же знакомства они стали друзьями, единомышленниками на всю жизнь.
Вскоре Скрябин приходит к ним в гости. Татьяна Фёдоровна вспоминает:
«Александр Николаевич сел по нашей просьбе за рояль, а мы с братом слушали с восторгом и всё просили его играть ещё и ещё».
Их встреча была подобна вспышке молнии. Это была любовь с первого взгляда, с первого звука. Скрябин сразу же увлёкся Татьяной Фёдоровной. Он был потрясён, когда она призналась ему, что не только обожествляет его музыку, но и его самого.

3.
Вспыхнувшая любовь вдохновляет Скрябина. Это чувство открывает ему в музыке неизвестные миры наслаждений. Его роман расцветает вместе с «Божественной поэмой» (Третьей симфонией Скрябина).
Татьяна Фёдоровна не просто влюблена в него, она поклоняется ему, как Богу.
«Не замечая ничего вокруг, она могла часами стоять на коленях перед Скрябиным, играющим свои сочинения, и была в эти минуты олицетворением возвышенной поэзии и страсти.
Её взор, вдохновенно устремлённый на Александра Николаевича, когда он играл, разговор, никогда не касавшийся ничего земного, прозаического, а витавший в глубоко отвлечённых, мистических высотах, всё это создавало вокруг её личности тот ореол таинственной глубины, скрытых талантов и каких-то тонких, сверхчеловеческих переживаний, недоступных простым смертным, – всё это неотразимо действовало на впечатлительную, поэтическую натуру Александра Николаевича».

4.
Татьяна Фёдоровна привлекала Скрябина и своей незаурядной внешностью. Её облик был поэтически-загадочен, возвышенно-эротичен.
Маленькая, хрупкая брюнетка, с очень красивыми большими томными глазами, которые притягивали необъяснимой магической властью. Она поражала богатым духовным миром, мудрыми суждениями и внутренней силой. По словам Леонида Сабанеева, она держалась как «принцесса крови».

5.
Упоённый любовью к Татьяне Фёдоровне, Скрябин создаёт музыку и поэтический текст «Поэмы Экстаза». Это великое произведение овеяно жаром страстной любви к обожаемой им женщине. «Поэма Экстаза» эротична, но этот эротизм носит космический характер, в нём чувствуется уже какой-то отрыв от земли.
Для Скрябина эрос – не только соединение тел, не только соединение душ, но важнейший принцип вселенной.
Печать эроса лежит на всём, что имеет отношение к жизни. Скрябин представлял «Поэму Экстаза» как мировое, космическое слияние мужского и женского начала, духа и материи. Вселенский экстаз – это эротический акт, блаженный конец, возвращение к единству.
Сразу после окончания «Поэмы экстаза» Александр Николаевич пишет Пятую фортепианную сонату. Он создал это произведение на одном дыхании. Невероятная быстрота, с какой он завершил сонату, граничила с чудом. Эпиграфом к Пятой сонате Скрябин берёт слова стихотворного текста к «Поэме экстаза»:
«Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В тёмных глубинах
Духа творящего,
Вы, боязливые жизни зародыши,
Вам дерзновенье я приношу!»

Александр Николаевич считал эту сонату одним из лучших своих фортепианных произведений. «Поэма экстаза» и Пятая фортепианная соната – гениальные творения Скрябина. Эти великие произведения вдохновлены безумной любовью Александра Николаевича к Татьяне Фёдоровне Шлёцер.


6.
Когда Скрябин и Татьяна Фёдоровна не виделись, тоска их друг по другу была искренней и глубокой. Тонкой нитью их связывали письма.
Переписка Александра Николаевича и Татьяны Фёдоровны – это поэма экстатических страстей двух пламенных сердец, которые полны безумной, мятежной любви. В их письмах звучит музыка двух нежных, любящих душ.
Скрябин ласкает свою возлюбленную словами, которые полны нежной любви и страстной чувственности. Он называет её Тасинька, Цветочек мой, Моё очарование.

27-28 ноября 1906 г., пароход (Нью-Йорк)
«Тасинька, моё дорогое дитя! Поскорее бы, Тасинька, поскорее бы нам увидеться…»

15 декабря 1906 г., Нью-Йорк
«Моё очарование, я преклоняюсь перед величием чувства, которое ты даёшь тому, кто пребывает во мне. Ты веришь в него!..»

18 апреля 1905г., Париж
«Цветочек мой!
Дорогая, полчаса тому назад вернулся домой, сижу и думаю о тебе…»


Письма Татьяны Фёдоровны к Скрябину полны страсти, откровенной эротики, ласки.

21 ноября 1904г., Брюссель
«Неужели ещё вчера утром мы лежали рядом, после ночи бурных, дивных ласк! Прощай моя жизнь, мой возлюбленный Бог! Обнимаю и целую тебя, мой дивный».

22 июля 1905г., Больяско
«Любовь моя драгоценная, сокровище дивное, безумно любимое! Только что принесли твою открыточку милую…»



16 января 1907 г., Амстердам
«Радость!
Я почти в бреду от безумной радости, я не смею верить, что это правда, что я еду к тебе, к тебе!
Боженька, ты услышал мои молитвы. Ты понял, что нужно мне быть с тобою, а тебе со мною!
Не заботься ни о чём, когда мы будем вместе – всё устроится.
Я иду на всё, нужен мне ты. А уж я всё стерплю для тебя. Я услышу «Поэму экстаза»!! Саша!!! Обожаемый!..»

7.
Так кем же была Татьяна Фёдоровна для Скрябина? Музой-вдохновительницей или злым гением?
На этот вопрос может ответить только Александр Николаевич Скрябин.
Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях о Скрябине пишет:
«Александр Николаевич в этот день казался способным на самые большие откровенности.
- Ведь такие люди, как мы, - было ясно, что под этим он разумел гениев, - никогда не свободны в жизни.  Жизнь им даётся извне именно такая, чтобы расцвёл их гений. Так же, как коронованные особы не могут жениться по выбору своему.
Мне нужна была именно такая, как Татьяна Фёдоровна, - на этот раз он это имя произнёс шёпотом и пониженным голосом, - чтобы отвлечь от всего постороннего, чтобы я погрузился в свой мир…
- И ведь вы счастливы вполне? – спросил я.
- Она окружила меня полной заботливостью и преданностью, это и друг и жена-мироносица. И я бесконечно ей обязан…»
Да, Александр Николаевич страстно любил свою Тасиньку – как он ласково называл Татьяну Фёдоровну. Он полюбил её с первого взгляда и любил до последнего мгновения своей жизни.
Татьяна Фёдоровна обожала, боготворила Александра Николаевича. Она понимала и глубоко чувствовала его творчество, мятежную, возвышенную душу.
Это была не просто любовь, это было космическое соединение двух душ, которые были созданы друг для друга.
;
Эпилог.

Последние годы жизни Татьяна Фёдоровна страдала бессонницей.
Её подруга, великая поэтесса Марина Цветаева, часто дежурила по ночам у постели Татьяны Фёдоровны. Ей посвящено стихотворение Цветаевой «Бессонница, друг мой», которое было написано в мае тысяча девятьсот двадцать первого года:

«Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно
Звенящей ночи…»

Когда весь мир погружался в сон, Татьяна Фёдоровна погружалась в воспоминания. Перед ней проходила вся её жизнь со Скрябиным. Её душа соединялась с душой Александра Николаевича.
И она опять переживала те счастливые минуты наслаждения, моменты восторга и экстатического воодушевления, которыми была наполнена её жизнь с Александром Николаевич Скрябиным.