Музыка любви. Александр Скрябин и Наталья Секерина

Константин Хачатурян
Прелюдия.

Творец не может жить без любви. Это чувство освещает весь его творческий путь. Любовь вдохновляет, окрыляет творца.
История может назвать множество женских имён, которые были музами великих художников: Шопен и Жорж Санд, Шуман и Клара Вик, Вагнер и Матильда Везендонк. Эти женщины вдохновляли этих великих музыкантов. Они «духовно освещали» все их произведения, всё их творчество.
В жизни великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина была такая любовь. И это высокое чувство озарило всю его жизнь и всё его творчество.
1.
Александр Николаевич Скрябин не писал вокальной музыки. Почти не писал. Среди его сочинений есть только один романс, который написан на его собственные стихи.
Этот романс вдохновлён Натальей Валерьяновной Секериной – «маленькой Наташей», «маленькой музой», как её называл Скрябин.

Хотел бы я мечтой прекрасной
В твоей душе хоть миг пожить,
Хотел бы я порывом страстным
Покой сердечный возмутить!
Великой мыслию творенья
Головку чудную вскружить,
И целым миром наслажденья
Тебя, о, друг мой, подарить!
Многим эти стихи казались посредственными, выдающими слабость стихотворной техники. Чувства, которые переполняли Скрябина, вылились в банальные и неказистые фразы. Этот романс Скрябина даже называли «офицерским».
Я полностью не согласен с подобными мнениями об этом сочинении Александра Скрябина.
Эти стихи нельзя оценивать как самостоятельное поэтическое произведение. Они неотделимы от музыки этого романса.
Но, в этих стихах уже чувствуется та новая «поэтическая инструментовка», которая потом найдёт продолжение в стихотворном тексте к «Поэме экстаза», в поэме к «Предварительному действу».
Эти стихи воспринимаются как музыка поэтического образа. Мы вслушиваемся в эти слова, в эти рифмы и возбуждаемся от их звучания!
 
2.
По воспоминаниям современников Скрябина, он был не удовлетворён музыкой романса.
Творец не всегда может объективно оценивать созданное им произведение. Порой, сочинения не очень удачные, более высоко оцениваются автором, а произведения выдающиеся кажутся ему неудачными, посредственными.
Время самый объективный и беспристрастный судья. В музыке романса, написанного девятнадцатилетним композитором, мы уже слышим автора «Поэмы экстаза», поэмы «К пламени», Девятой сонаты для фортепиано - чёрной мессы. А Скрябину было только девятнадцать лет, когда он написал этот романс.
Он только искал свой музыкальный язык. В это время он ещё испытывал очень сильное влияние Шопена, и мы слышим это в его фортепианной музыке, которая была создана в этот период.
Но этот романс не похож на другие сочинения Скрябина. Он стоит особняком в его творчестве. В этом произведении он предвидит своё музыкальное развитие, свой подлинный музыкальный язык.
Романс Скрябина – абсолютно дуэтное произведение. Партия певца и партия фортепиано имеют одинаковую смысловую и музыкальную нагрузку.
Это был новаторский приём, который предвосхитил вокальную музыку Рахманинова, Метнера.
В их вокальных произведениях партия певца и партия фортепиано всегда равнозначны.
Но Скрябин первым использовал этот приём, в своём единственном романсе.
Если сыграть только фортепианную партию романса Скрябина, то она будет звучать как полноценное фортепианное произведение.
Вокальная партия этого романса очень гибкая и утончённая. В ней уже чувствуется этот возвышенный Скрябинский эротизм, его экстатичность.
Вокальная мелодия и музыка слова создают удивительную гармонию.
Почти во всём романсе, верхний голос фортепианной партии дублирует вокальную строчку. Это создаёт высшую гармонию между вокальной партией, поэтической строкой и фортепианной партией.
В конце каждой фразы, в партии фортепиано звучит тема «полёта». Это полёт влюблённой души, которая парит над житейской обыденностью, над приземлённостью бытовых проблем.
Последняя фраза романса повторяется дважды.

И целым миром наслажденья
Тебя, о, друг мой, подарить!
Но, первый раз, в конце этой фразы стоит запятая, а когда она повторяется второй раз, то стоит восклицательный знак. В финале этого романса мы слышим кульминацию, которая вырастет у Скрябина в «Божественную поэму».
 
3.
Скрябин писал фортепианную и оркестровую музыку. Вокальное сочинение у него только одно. Это уникальный случай в истории мировой музыкальной культуры.
Почему Александр Николаевич Скрябин не писал больше вокальной музыки?!
Может, ему было чуждо вокальное искусство вообще? Но в Первой симфонии и в «Прометее» участвует хор. А романс для голоса и фортепиано у Скрябина только один.
Он посвящён Наталии Валерьяновне Секериной. Какую роль она сыграла в жизни Скрябина, в его творческой судьбе?
 
4.
Скрябин и Наташа Секерина познакомились осенью тысяча восемьсот девяносто первого года на концерте в Большом зале Благородного собрания. В этом концерте юный Скрябин играл «Бабочки» Шумана и пьесу Листа. Наташа была поражена игрой Скрябина. Его утончённый стиль, нежный и полётный звук пленял и завораживал.
Их познакомил один из учеников консерватории. Скрябину тогда было девятнадцать лет, он готовился к окончанию консерватории. А Наташе было пятнадцать лет, и она училась в гимназии.
Красивая, умная, одарённая девушка. Александр Николаевич всё больше и больше увлекался ею. И Наташа увлеклась музыкой Скрябина и им самим.
Он страстно полюбил её с первой встречи, с первого взгляда. Скрябин был обворожён утончённым обликом Наташи, её тонким музыкальным восприятием. Их пламенная нежность друг к другу возрастала с каждым днём. Чувства их были так сильны, что они не могли не видеться ежедневно.
Они стали писать друг другу письма, кладя их в условленное место.
Но произошло непредвиденное, роковое событие. Однажды мать Наташи нашла письмо от Скрябина и вызвала его для объяснений. Он не замедлил явиться. Увидев роковое письмо в руках матери Наташи, он деликатнейшим образом заявил:
- Я считаю себя вправе писать о своих чувствах, так как между нами давно решено, что мы жених и невеста.
После этого заявления мама Наташи настойчиво просит не смущать души пятнадцатилетней девочки и больше у них не бывать.
Мать Наташи была уверена, что разлука охладит их чувства. Но она ошиблась.
Скрябин и Наташа продолжали ежедневно тайно переписываться, а если не было такой возможности, то они слали друг другу внешне официальные письма.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Скрябин окончил консерваторию как пианист и стал свободным художником.
Мама Наташи подумала, что разлука охладила их чувства и вновь разрешила Скрябину бывать в их доме, и не возражала против переписки Наташи со Скрябиным.
Сохранилось пятьдесят шесть писем Скрябина к Наташе. Но ни одного из писем Наташи к Скрябину не сохранилось.
Их переписка длилась четыре года. С тысяча восемьсот девяносто второго года до конца декабря тысяча восемьсот девяносто пятого года.
Читать письма Скрябина к Наташе невыносимо тяжело.
Внешне, его письма к Наташе вполне официальны. Почти все письма начинаются словами: «Многоуважаемая Наталья Валерьяновна», а в конце письма: «прошу передать моё почтение Марии Дмитриевне и Ольге Валерьяновне». Ни в одном письме Скрябин не пишет о своих чувствах к Наташе. Он только рассказывает о событиях, которые произошли с ним, пишет о красоте природы, о море.
Но над строчками Скрябина реет невыразимое в словах напряжение.
Он не может писать Наташе о своей любви, которой переполнена его душа. И это вызвало тяжёлое нервное состояние у Александра Николаевича. У него было постоянное предчувствие рокового события, которое должно было случиться, и это безумно его мучило.
В декабре тысяча восемьсот девяносто пятого года Скрябин пишет Наташе письмо, которое поражает своей резкостью:
«Ещё раз повторяю, что ложь для меня более невыносима. Есть вещи, к которым нужно относиться серьёзно. Действовать нужно просто и открыто (если уважают) и уже, во всяком случае, объяснить, почему необходима ложь, если она порождается. Я слишком уважаю, чтоб говорить и поступать иначе, и совершенно не могу понять, к чему эта ужасная, никому не нужная, порождающая только одни неудовольствия ложная обстановка».
Это письмо Скрябина абсолютно лишено того официального тона, которым были написаны все письма к Наташе.
Это письмо – крик больной, исстрадавшейся души, безумный поток страстных переживаний, которые Скрябин так долго сдерживал. Александр Николаевич чувствует, что разрыв с Наташей неизбежен.
И это произошло в конце тысяча восемьсот девяносто пятого года.
Вот как вспоминает об этом Наташа Секерина через многие годы – в письме к старшей сестре Ольге:
 «…Разрыва со Скрябиным у нас не было, а бывать он стал реже после очень серьёзного разговора, стоившего мне немало душевного напряжения.
Возвращаясь однажды от Нины, Александр Николаевич повторил своё предложение выйти за него замуж. Представь, что я ему ответила: «Я не достойна выйти за вас замуж, мне кажется, что люблю вас меньше, нежели раньше».
Он не возразил, промолчал, и я поднялась домой с сокрушённым сердцем, с путающимися, то как бы вновь останавливающимися мыслями…
Молчала об этом всегда, боясь, чтобы не подумали, что Скрябин мог получить отказ. Но разве это элементарный отказ? Страх не суметь дать счастье любимому человеку. Какая я жена гению? Думаю, что подсознание указало мне тогда верный путь».
 
5.
Почему Наташа Секерина не вышла замуж за Скрябина?
Почему она отказала ему?!
Возможно, послушалась совета своей матери, которая считала, что бедный артист с неопределённым будущим не может быть ровней домовладельцам (Секериным принадлежал доходный дом на Арбате).
Нет, Наташа обладала очень твёрдым характером, и умела самостоятельно принимать решения. Она отказалась от предложения Скрябина и не стала его женой, но это было её, и только её решение!
Быть может, она разлюбила Скрябина? А может это вообще была не любовь, а влюблённость, которую породило увлечение музыкой Скрябина?
Она пишет: «…Страх не суметь дать счастье любимому человеку. Какая я жена гению? Думаю, что подсознание подсказало мне тогда верный путь». Наверное, эти три фразы наиболее точно объясняют причину отказа Наташи Секериной стать женой Скрябина. Она чувствовала, что не сможет дать ему счастье.
Наташа любила его, она была музой, которая вдохновляла Александра Николаевича. Но стать его женой, которая будет делить с ним не только радость, успех, но и все житейские невзгоды – Наташа не могла и не хотела.
Она хотела обычной, нормальной жизни. Ей хотелось благоустроенного быта и безбедного материального существования. В общем, она хотела жизни «как у всех». Наташа понимала, что Скрябин гений. И главная страсть его жизни это творчество. И рядом с этой страстью для него померкнет всё.
Скрябина никогда не интересовали бытовые проблемы. Он был всегда над бытом, над обыденностью. А это значит, что все бытовые, материальные проблемы должна была взять на себя его жена. Но на такой шаг способна не каждая женщина. Такие женщины очень редки. Они жертвуют собой, своей благополучной жизнью, ради любимого человека. Они верят в него, в его талант, в его призвание. И эта вера окрыляет творца, поддерживает в самые тяжёлые моменты его жизни.
А Наташа Секерина оказалась обычной женщиной. Она не смогла стать спутницей гения. Это не было её предназначением, не было её миссией.
Её судьба сложилась обычно, нормально, как у многих.
Три брака, все три неудачны. Переезд из Москвы в Петербург, потом эмиграция.
После того, как Наташа рассталась со Скрябиным, они виделись с ним всего один раз. Тогда он рассказал ей о замысле «Мистерии». Скрябин поделился с Наташей самым главным творческим замыслом своей жизни. Он всегда говорил: «Я не пережил бы часа, в который убедился, что не напишу «Мистерию».
Почему Скрябин рассказывает Наташе об этом замысле? Несмотря на годы разлуки, Наташа остаётся близким ему человеком. Он по-прежнему любит её! И Наташа любит Скрябина. Она будет любить его всю свою жизнь.
В мае тысяча девятьсот тридцать девятого года Наталья Валерьяновна напишет своей сестре Ольге:
«Я всё чаще обращаюсь мыслями в прошлое, к далёкой юности, озарённой любовью Александра Скрябина… Жизнь разъединила нас навсегда, но свет всепобеждающей любви соединяет нас не только здесь, но и по ту сторону жизни».
Да, они продолжали любить друг друга, даже после разлуки. И их чувства не гасли с годами, а наоборот, сильнее воспламенялись.
 
6.
«Поэма экстаза» - так я назвал бы весь творческий путь Скрябина. Он горел и сгорал – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет». Эти слова принадлежат выдающемуся пианисту, педагогу, исполнителю фортепианной музыки Скрябина Генриху Густавовичу Нейгаузу. На мой взгляд, это самое точное определение жизненного и творческого пути Александра Николаевича Скрябина.
Но почему среди его сочинений только один романс для голоса и фортепиано?!
Я думаю потому, что Скрябин всю свою жизнь любил только Наташу Секерину.
Такого светлого, ничем не замутнённого чувства он не испытывал больше никогда. И это чувство он пронёс через всю свою жизнь. Но трагедия разрыва с Наташей оставила глубокую рану в душе Скрябина.
И он больше никогда не возвращался к вокальной музыке.
Поэт Андрей Вознесенский написал:

Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
Былых возлюбленных на свете нет.
Постлюдия.

В последнем своём письме к Наташе Секериной, написанном в конце декабря тысяча восемьсот девяносто пятого года, Скрябин пишет: «…Многоуважаемая Наталья Валерьяновна. Желаю Вам всего, что только может послужить Вашему счастью и благополучию…»
Это прощальное письмо к любимой девушке написано кровью страдающего сердца.
Несмотря на внешне спокойный, доброжелательный тон письма, в каждой строчке, в каждом слове чувствуется безумное отчаяние и горечь от невосполнимой утраты, которая станет трагедией всей его жизни.
И единственный романс Скрябина, это не только гениальная музыка, которая создана величайшим композитором двадцатого века.
Это бессмертный памятник любви двух сердец. И эта любовь вечно будет излучать свет, как звезда, как солнце!
;