Экология

Александр Ключарёв
Город Геленджик располагается на уникальном природном ландшафте с благоприятным субтропическим приморским климатом. Кавказские предгорья с кряжистыми труднодоступными перевалами сдерживали освоение, сохраняя леса и бурные реки. Немногочисленные древние поселенцы присвоили урочищам поэтические названия: Геленджик – «Белая невесточка», Маркотх – «Ожиновый хребет». Реки: Мезыб – «Лесистая», Жане –«Темноглазая». Гора Тхачегочук – «Земля покровительствуемая богами».
     Дореволюционное капиталистическое освоение территории цементным производством и хищническая вырубка деревьев обезлесила окрестности. Растительный покров возродился послевоенными лесопосадками вечнозелёных пицундских сосен на террасированных склонах хребтов и по берегам бухты. Современное население благоустроило город, приведя его к цивилизованному общеевропейскому стандарту.
     Чистый воздух, тишина и красивые пейзажи благотворно влияют на человека. Природа обеспечивает геленджичанам благосостояние, она даёт им возможность принимать граждан страны на курортно-санаторный оплачиваемый отдых с лечением. Численность горожан увеличивают переселенцы с окраин государства, вызывая строительный бум захватывающий каждый свободный клочок земли. Безудержная застройка лишила курортный город зелёного сквера, доступного стадиона и возможности отдохнуть в дендрарийных парках. Великолепная набережная вдоль овальной бухты превратилась в балаганный торговый ряд с какофонией ревущих звуков попирающих все санитарные нормы.
     Скрытая в грунте ливнёвка наполняет бухту, а очистные сооружения сбрасывают в море с бань, кухонь и производств жидкости, содержащие всю таблицу Менделеева. Туалеты переполняют канализацию болезнетворными бактериями и запахами из устаревших трубопроводных систем. Водная среда уже безвозвратно отравлена на всём протяжении морской акватории. От берега до горизонта поверхность лоснится масляной эмульсией со стирально-моющими веществами. Ветерок уплотняет плёнку в пену, образуя отвратительные грязные поля. Донная водорослевая растительность на нитратах и фосфатах мутирует, разрастаясь сплошным покровом, разлагаясь, выделяет сероводород уничтожающий всю живность. Купание в этой среде уже не безопасно для здоровья человека.
     Горожане, ощущая курортную толчею и сознавая, что и куда из них стекает, подались в лесные массивы со снедью и спичками. Окрестные заросли даже самые недоступные превратились в шашлычные кострища, замусоренные бутылками, пакетами и послеобеденными выделениями. Сгорели сосновые боры на побережье от мыса Дооб до Голубой бухты. Сосновый лес Толстого мыса полностью выгорел и повален сухостоем. Гора Джанхот до скалы Парус обезлесилась пожарами. Лесные просеки превратились в мусорную свалку бытовых и строительных отходов. Это драма для Земли покровительствуемой богами.
     К катастрофе биосферы планеты приводит увеличивающееся население. Человечество не образумится понятием сопричастности с природой. Власть предержащие обязаны принять меры к сохранению ландшафта курортного города. Необходимо перекрыть все проезды в леса. Выставить охрану наиболее посещаемых мест Толстого мыса и предгорий Маркотха. Ликвидировать турбазы в сосновых борах Джанхота и Голубой бухты, создав контролируемые природные туристические тропы.
     Не занимаясь охраной даров природы, курорт потеряет привлекательность, оставив без работы и доходов неразумных геленджичан.