Операция Буря в пустыне

Борис Равинский
       Ультиматум Саддаму Хусейну истекал 15-го января 1991 года.

Предстоящая поездка в Израиль особого энтузиазма ни у кого не вызывала.
Благородные намерения морально поддержать израильтян и своих соотечественников в трудное для них время
не разделяли многие актеры театра. Они считали, что рисковать жизнями людей ни в коем случае нельзя.

Лично мне очень хотелось к родным, к маме, в Иерусалим.
Три месяца назад они покинули Россию навсегда.
 Как им сейчас там, на Святой земле?!
Я фаталист и склонен думать, что для нас с рождения всё уже написано НАВЕРХУ.
Известная поговорка гласит - Чему быть, того не миновать!
 
        В полном раздрае мыслей и чувств мы вылетели в Израиль 8-го января 1991 года.
Это моя первая поездка на Святую землю!
В аэропорту Бен-Гурион каждый получил противогаз на случай газовой атаки.
Александр Семенович Левенбук,   художественный руководитель еврейского театра "Шалом," отпустил артистов,
у которых были родственники в Иерусалиме, до особого распоряжения.
Я уехал к своим.

Не стану рассказывать, что значит быть рядом с  мамой.
Мамочка была довольна своим положением в Израиле: пенсия, на которую можно жить, плюс деньги на съём квартиры, медицина, а уж экология - курорт, горный воздух!
Они же приехали из загазованного, радиоактивного Челябинска.
У них отобрали всё: квартиры, паспорта, гражданство!
 . . . Такая вот, цивилизация!

      Январь в Иерусалиме был удивительно теплый и солнечный.
Помню 9-е января.
Стоя на балконе в одних трусах и уплетая шоколад, муж моей сестры крикнул:
   "Боря! Смотри, - за той зелёной горой - Вифлеем!!!"

Все мои родные получили противогазы.
Начали ходить в ульпан изучать иврит.
Обстановка была тревожной.
Мама говорила:
"Мне с моими детьми ничего не страшно.
Я пережила Гитлера! Переживу и Хусейна!"

Первый спектакль состоялся в Иерусалиме 14-го января в центре "Жерар Бахар."
Принимали нас очень тепло и благодарно.
Царила атмосфера всеобщего единения и солидарности!
У здания центра стояли два огромных белых автобуса.
Светила луна.
Толпилась публика, провожающие родственники.
Со мной прощались две мои сестрички -
Мальвиночка и Верочка.
На глазах у всех блестели слёзы . . .
Мы уезжали в Тверию.
Завтра истекает срок ультиматума . . .

Очень поздно прибыли на место.
Разместились в уютной четырёхэтажной гостинице.
Меня поселили на четвёртом этаже вместе с Евгением Анатольевичем Кравинским,
весёлым, заводным, темпераментным  артистом. 
Получился тандем -
Кравинский-Равинский!

На следующий день, оглядевшись, пришло осознание - куда мы приехали.
Побродив по городу, наткнулся на остатки крепостной стены с башней.
Читаю табличку на русском языке: ... названа в честь римского императора Тиберия ... входит в состав
четырёх святых  городов Израиля: Иерусалим, Хеврон, Цфат, Тверия.
Об экскурсии, знакомстве с городом, не могло быть и речи.

К вечеру следующего дня, в холле гостиницы с нами провели профилактическую беседу-инструктаж по безопасности.
На случай химической атаки всем выдали набор медицинских средств, размещённых в коробочке.
Эту коробочку на лямке каждый должен постоянно иметь при себе. Я её называл "косметичкой."
Показали на втором этаже две оборудованные комнаты бомбоубежища.

Пару дней прошли в тревожном ожидании.
Я ещё слабо надеялся на чудо, на счастливую развязку затеянного Кошмара!
Бог ведь всё может!!!
Недаром моя мама говорила на идиш еврейскую поговорку:
"Если Бог захочет, и - веник выстрелит!"
Но . . . чуда не случилось . . .

         Глубокой ночью неистово, страшной силы, завыла сирена!!!
Мы вскочили и забегали, как ошпаренные тараканы!!!
Судорожно, плохо соображая, напялив на себя что попало, ( я в одном тапке, другой не нашёлся ),
мы сбежали по лестнице на второй этаж в бомбоубежище.

В две небольшие комнаты без окон тесно, как сельди в бочке, набились актёры театра.
На их бледных лицах отражался страх, ужас и отчаяние!!
Рядом со мной стоял Александр Семёнович Левенбук.
Быстро закрыли дверь.
Плотно, сверху до самого пола законопатили мокрой белой тканью . . .

- Доигрались, - "сорвалось" у кого-то.
- Мы ведь говорили, предупреждали!
- На чужом горбу захотелось  в Рай?!!

        . . . Александр Семёнович, тяжело дыша, с усилием, помогая локтями, проталкивается к двери,
срывает мокрую ткань с возгласом:
 "На свежий воздух!" и - вырывается в ревуще-стонущий Ад!!!!!

         . . . Утром я обнаружил свой тапок у стены под кроватью.
 
Ракетные обстрелы участились.
Наше проживание в гостинице теряло смысл.
Нужно было срочно возвращаться в Москву.

В эти злосчастные дни не всех артистов театра сопровождал страх и уныние.

Помню.
Смеркалось.
Зловеще выла сирена!
Я спешил, с "косметичкой" наперевес, в гостиницу.
Недалеко, совсем близко, доносились крики и весёлый женский смех!
Это наша оппозиция, разгорячённая и хмельная, бесшабашно купаясь-плескаясь в ледяной (!) воде, демонстративно отдыхала!!
Кинерет!!!
Ведь ходил же Христос по этой воде!!!?
Пока мы здесь, - с нами Бог!!!!!

Утром отбыли в Бен-Гурион.
Все авиарейсы были отменены.
В эти дни самым мощным ракетным обстрелам подвергались Тель-Авив, Рамат-Ган, Хайфа.
Мы ждали открытия воздушного коридора для пролёта в Москву и . . . увязли.

Расположились со всем скарбом, подобно цыганам-кочевникам, в зале ожидания.
Дни проходили тягостно и беспокойно.
Ночью спал, как и многие актёры, на полу, подстелив своё кожаное пальто. Другие  дремали сидя.
Периодически выла воздушная тревога.
Противогаз  находился рядом.

Часто звонил своим.
Верочка говорит:
"Иерусалим не обстреливают. Когда воздушная тревога, мы идём в маленькую комнату-бомбоубежище, надеваем "намордники"(противогазы) и садимся играть в карты. Мамочка со своим слуховым аппаратом не слышит вой сирены, что очень хорошо.
 Боренька! За нас не волнуйся!
Израиль сумеет за себя постоять!!!"
 
22-е января.
Страшный рёв сирены!
Слышу треск, визг, лязг и звонкие удары железа!!!
Представляю, - это летят друг на друга два "телеграфных столба"( ракеты "Пэтриот" и "Скад")!
Мы с Гришей стоим и смотрим сквозь стекло, что творится за пределами здания Бен-Гурион.
Вдруг, Гриша кричит:
"Боря, смотри! - это же Марик бежит по улице  зигзагами от двери к двери и дёргает их! Что-то ищет!?
Бедный! Видно прихватило не на шутку!"

Наконец-то!!!
Открыли воздушный коридор!!!
Летим!!!

 . . . Ну вот я  уже и -  дома!!!
Встречает меня со слезами радости моя родная сестричка Люсенька!!!


Москва, сентябрь, 2018 год.