Крутой вираж техника Соколова. Глава 14

Валерий Каменев
Гл. 14. Галифакс

Неожиданно для себя Виктор почувствовал, что предложенная работа оказалась ему по душе, и у него пока не возникало стремление осваивать профессию вертолетного пилота. Система подготовки и проведения летных испытаний была четко отлажена. Отсутствовала привычная отечественная суета. Приветствовалось разумное творчество. К тому же была высоко оценена его квалификация, как авиационного специалиста широко профиля. Отечественная школа подготовки авиационных техников основывается не только на освоении практических вопросов эксплуатации конкретного типа летательных аппаратов, но и обеспечивает широкую эрудицию по многим аспектам авиационных знаний и навыков.

По прошествии месячного испытательного срока ему назначили зарплату, соответствующую инженерной должности. Появились лишние деньги. Впрочем, деньги лишними не бывают. Просто он не знал на что их тратить. По совету Ларисы Ивановны открыл счет в банке. Одним словом, налаживалась нормальная жизнь.
Встреча с прошлым произошла совершенно неожиданно. В конце августа планировалась поездка в Торонто (по маршруту Стратфорд – Буффало – Ниагара-Фолс) с посещением Ниагарского водопада. Туристическая виза в Канаду здесь оформляется очень просто: через туристическое агентство производится заявка, которая утверждается в специальном представительстве. Затем заявочный список отправляется на таможенный пост, через который планируется пересечение границы. Все. При пересечении границы просто проверяются удостоверения личности.

По какой-то причине планируемая поездка сорвалось. Однако идея посетить Канаду осталась, и вскоре было предложено поехать в Новую Шотландию. Кто там побывал, рассказывал об уникальности этой канадской провинции, выделявшейся первозданностью природы и спокойным неторопливым образом жизни ее обитателей.
Новая Шотландия – это полуостров на востоке Канады, который почти полностью окружён водами океана. С материком полуостров соединен лишь узким перешейком. В состав Новой Шотландии, помимо полуострова, входит остров Кейп Бретон, получивший популярность благодаря живописному Национальному парку.

Территория современной Новой Шотландии несколько веков переходила из рук в руки от французов к британцам и наоборот. Именно здесь находилась древняя колония Акадия, жители которой получили славу несговорчивых. Они долгое время уклонялись от присяги на верность британской короне. Не признавали и власть Франции, ибо не хотели воевать друг против друга. За многие годы сосуществования французские и шотландские колонисты объединились на почве общего желания отделиться от европейцев. С коренным населением переселенцами, в конце концов, был  найден общий язык. Таким образом, культура современной Новой Шотландии отображает разнообразие трех направлений: французского, кельтского и индейского.

Маршрут пролегал вдоль живописных мест атлантического побережья Новой Англии – вблизи городов Портсмут, Портленд и Бангор. Дальше – канадский Менгтон. Конечным пунктом маршрута была столица провинции Галифакс. Предполагалось также посетить известные места отдыха: остров Принца Эдварда, а также городок Кэйп Бретон.
На путешествие отводилось несколько суток, поэтому Виктору пришлось оформлять небольшой отпуск, предварительно согласовав его с производственными планами.
От Стратфорда до Галифакса было немногим более шестисот миль. Выехали вечером. О дорогах Америки написано много хвалебных слов. «Взявшись за дело (еще в тридцатых годах), американцы создали великолепную автотранспортную сеть на многие десятилетия вперед. Правда, ради истины следует отметить, что модернизация этой сети производится постоянно.

Что касается технологии строительства дорог, то она отрабатывалась годами и в корне отличается от той, которая массовым порядком используется в Советском Союзе. Об американской технологии Виктору рассказывал бывший советский танкист Ник (Николай), с которым у них сложились приятельские отношения.
Ник был бывшим советским офицером. Воевал в Великую отечественную, попал в плен. Прошел через концлагерь. В конце войны был освобожден американцами. В тот период между союзниками существовала договоренность: бывшие пленные (если они не входили в специальные списки военных преступников) могли выбирать страну для дальнейшего проживания. Дома Николая никто не ждал, и он выбрал Америку. Бывший танкист работал на большегрузном автомобиле, на котором исколесил почти всю страну.

Американская технология обеспечивает большой запас прочности: глубина выемки грунта под «подушку» порядка метра. При этом сама подушка имеет сложный состав из гравия, песка, глины и извести. Под основной слой армированного бетона (под, а не на!) закатывают два слоя асфальта, каждый по 2-3 дюйма. И всё это ради того чтобы из подушки убрать влагу и защитить от неё основной слой бетона. Фактически строится мостовое сооружение, стелящееся по земле, но изолированное от земли. В этом и состоит главный фокус! Дорого? Да. Зато такая дорога сохраняет свои высокие качества и служит без ремонта до 3 десятков лет.
«А у нас, в стране северной, с большими перепадами температур и влажности, к строительству дорог подходят по старинке – словно не наступил ещё век автомобилей. Часто слой щебня сантиметров в двадцать уже считается достаточным дорожным покрытием. А если ещё к этому и асфальт, то это классное шоссе – предел мечтаний»,– так думал Виктор, когда уже через двенадцать часов их автобус въезжал в Галифакс.

Город широко раскинулся на холмистой местности полуострова. Между  домами и кварталами – огромные расстояния. Людей на улицах очень мало. Воды Атлантики с двух сторон. Свежий морской воздух и …запах кофе.
В туристическом путеводителе Виктор прочел краткую справку: Галифакс – один из старейших городов Канады. Основанный в 1749 году, как оплот англичан в Северной Америке с удобной незамерзающей гаванью, Галифакс со временем приобрел стратегическое значение.
Население – около ста тысяч жителей (на период 50-х годов).  Административный центр провинции Новая Шотландия и важный порт на атлантическом побережье с грузооборотом свыше четырех миллионов тонн в год. Здесь появилась первая в стране газета и типография.
 
Погода неустойчивая, зимой часты шторма и обильные снегопады, летом теплый период длится дольше, чем в других восточных частях страны, но никогда не бывает особенно жарко. Наблюдается частая и резкая смена атмосферного давления.
Рассказывает местный гид:
«После завтрака в местном кафе (обязательно попробуйте и оцените наш кофе!) и короткого отдыха – экскурсия. Исторические достопримечательности города расположены компактно, и вся экскурсия пешком займет не более трех часов. Главное историческое место города –  Цитадель со старинными часами. Обратите внимание на стражей – гвардейцев в национальных шотландских костюмах (юбках).
Цитадель стоит со времени соперничества англосаксов с французами. За место под солнцем Галифакса колонизаторы воевали не только с местным населением, но и друг с другом. В итоге, англосаксы победили, а французы двинулись дальше, вглубь материка (провинция Квебек в Канаде, в основном, говорящая на французском).
Вторая точка – музей памяти Титаника. В экспозиции – то, что сохранилось после кораблекрушения – обломки корабля, детали обшивки, обстановки.
 
Когда в 1912 году случилась катастрофа лайнера, на спасение пассажиров отправились четыре канадских корабля из нашего города. Некоторая часть спасенных пассажиров остались здесь жить и пустила корни. Другая – нашла вечный приют на местном кладбище.
Галифакс вошёл в историю как место ещё одного печального и грандиозного по своим масштабам события, относящегося к началу двадцатого столетия. 6 декабря 1917 года в порту города произошел взрыв, невиданной разрушительной силы.
Причиной взрыва стало судно «Монблан» перевозящее бочки с 223 тоннами бензола. Случайная искра воспламенила пары над бочками с бензолом, расположенные на верхней палубе «Монблана». Экипаж горящего судна, мгновенно осознав опасность, в считанные минуты спустил на воду спасательные шлюпки и устремился к берегу. Отчаянные крики французских моряков с предупреждениями об опасности были напрасны – никто на берегу не понимал по-французски.

Покинутое командой судно после бесконтрольного дрейфа остановилось у ближайшего пирса. Когда огонь добрался до взрывчатки, произошел взрыв, уничтоживший все вокруг. Припортовая зона в радиусе 2 км была полностью разрушена. При этом образовалась гигантская волна, затопившая город. На расстоянии 80 км в домах полопались стекла, а ударную волну ощутили в 480 км от порта. Результаты этой катастрофы были ужасающими: пострадало более 10000 человек, около 2000 человек погибли».

Сегодня ничто в городе не напоминает о тех печальных событиях. Галифакс привлекает массой зелёных зон. Любимое место отдыха местных жителей и приезжающих туристов – главный городской парк. Великолепный ландшафт, сочетающий уголки нетронутой природы и мастерства человеческих рук по созданию оригинальных композиций из цветов, кустарника, газонов и декоративных водоёмов, населенных рыбками, черепахами и уточками.
Для Виктора экскурсия закончилась почти сразу – в Цитадели, когда в качестве представленной, как русскоговорящий гид, к ним вышла девушка, которая  очень была похожа на…Настю. Или на ее мать? Пожалуй, все же на Настю. Повзрослевшую. Да, да, на ту Настю, которую он хорошо знал в прошлой жизни и с которой они расстались НАВСЕГДА.

Девушка, похожая на Настю, поздоровавшись со всеми, кивнула ему лично и улыбнулась. Это и была Настя. Настоящая.
Виктор отказался от продолжения экскурсии – посещения острова Принца Эдварда. Ему не довелось увидеть замечательных красот на этом берегу Атлантики. Он остался с Настей. Они уединились в кафе, и она рассказала свою историю.
Её взрослая жизнь поначалу складывалась удачно. Павел, окончив мореходку, стал плавать штурманом на сухогрузе. Настя, пройдя в Одессе ускоренный курс отделения судовых врачей при медицинском институте, добилась назначения на его судно, которое ходило по всему свету. Погрузив оборудование в Одессе, доставляло его на Кубу. Забирали зерно в Канаде и разгружали его в Бразилии. В Аргентине загружались мясом и везли его на Родину. Они объехали полсвета, совершая за счет пароходства долгие, иногда по полгода, круизы.

В тот, злополучный раз, они должны были доставить руду из Галифакса в Бомбей (Индия). За погрузку отвечает штурман. Когда Павел досмотрел состояние груза перед его погрузкой на судно, то доложил капитану, что такой груз брать нельзя. Дело было зимой, руда была смерзшаяся, содержала много льда. А идти придется довольно долго по тропическим жарким широтам. Руда неизбежно оттает и превратится в тяжелую жидкую массу, которая в трюмах будет болтаться непредсказуемо. К тому же идти намечалось через мыс Горн, в районе которого жестокие шторма в это время года весьма вероятны. Короче, шансы на то, чтобы доставить груз, минимальны. Зато большой риск загубить судно вместе с грузом и экипажем – шестнадцать человек.

Доводы были убедительны, но капитан решил подстраховаться, и связался с пароходством. Отказ от перевозки, хоть и по уважительным причинам, чреват большой упущенной выгодой в валюте. В те годы советские чиновники за валюту готовы были мать продать. Не свою, конечно, – тогда еще до этого дело не доходило. А вот любой из подчиненных своего места запросто мог лишиться.
Пароходство запретило отказываться от груза, зато выдало подробнейшие инструкции, как этот злополучный груз разместить на судне, какие дополнительные меры предпринять, и как действовать в чрезвычайных ситуациях. «И, смотрите! За судно и здоровье экипажа – головой отвечаете!» Одним словом сплошное издевательство. А их советы – лишь внешне походили на дельные рекомендации, ничего, по сути, не меняли и опасность не устраняли. Но с себя ответственность руководство таким образом снимало!

Сложилась типичная ситуация: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Капитан был в растерянности. Только один Павел до конца понимал всю реальность угрозы. И он принял твердое решение такой груз не брать, о чём письменно аргументировал свой отказ в докладной записке капитану, которую завершил обращением: «Прошу с изложенными аргументами ознакомить лично капитана-директора пароходства!».

Пароходство уперлось, Павел предложил компромисс:
–Соглашусь при условиях: первое – капитан издает письменное указание. Второе – Настя берет отпуск и остается на берегу, она тогда была на четвертом месяце. Капитан от предложения Павла отказался. Тогда оба – Павел и Настя написали заявления об уходе по собственному желанию. К заявлениям приложили пояснительную записку, в которой объяснялась их позиция. В ней было упоминание и о низкой квалификация капитана, выражавшейся… – далее шло подробное изложение сути конфликта,  аргументация своего решения. Павел сделал копии всех документов, касающихся данной ситуации и оставил их себе. К сожалению, заверить их было некому. На судне это мог бы сделать только капитан.

Мрачные предположения Павла оправдались – судно затонуло. Как раз напротив мыса Горн. Из экипажа спаслись лишь несколько человек. Капитан пропал без вести, как и еще нескольких моряков, тела которых найдены не были. Павла срочно вызвали в Союз.
Учрежденной комиссией основная вина была возложена на него. Вина формулировалась в том смысле, что им не были предприняты все возможные меры для принятия правильного решения. Почему не был уведомлен капитан-директор пароходства? О докладной записке Павла тот, естественно, «ничего не знал». Сделал вид, что не знал. Кроме того, Павлу инкриминировали то, что он не пытался в спокойной манере толково объяснить ситуацию капитану, а изначально использовал ее для раздувания конфликта между ними. Все знали, что они не ладили между собой. В выводах комиссии цитировалось его заявление об уходе: «Чего только стоит его фраза о низкой квалификации капитана. Не ему решать! А вот со своими прямыми обязанностями не справился. И, как трус, сбежал с корабля! Хотя, как никогда, капитан, экипаж и судно нуждались в его помощи. Судно оставил без штурмана!».

Никто не слушал его объяснений в том, что, списываясь на берег, он этим действием пытался предотвратить погрузку груза и выход с ним в море. Он даже не мог предположить, что капитану придет в голову такая идиотская мысль, как взять в экипаж другого, первого попавшегося и неподготовленного штурмана, когда предстоял такой сложный длительный рейс.
Трагизм ситуации усиливался тем, что капитан фактически погиб (пропал без вести – это формально), а Павел – вот он. Виновник нужен и лучшей кандидатуры нет. Разбирательство было недолгим – Павла отдали под суд. Однако до окончания суда он не дотянул и умер от сердечного приступа в тюремной поликлинике. Настя не смогла приехать даже на похороны – когда она получила телеграмму, у нее начинались роды.
 
После случившегося Настя решила домой не возвращаться и, попросив политическое убежище, осталась в Канаде. Канадский профсоюз моряков выхлопотал для неё пенсию и помог устроиться. Она обосновалась на другом берегу Новой Шотландии, где климат теплее, чем в Галифаксе. В Кентвилле у неё маленький домик с небольшим участком. С лицевой стороны дома, как здесь и положено, газон и цветник. А с тыльной части – малинник и маленький огород, где она выращивает картофель и другие овощи. Для себя. И хобби и польза. Воспитывает дочь Олю, ей уже исполнилось три года. Она бойко разговаривает по-английски и по-русски. Посещает специальный детский кружок, где дети общаются и их учат ведению домашнего хозяйства.