Знаем мы этих поэтов!

Александров Геннадий Николаевич
Весной 1981 года в курской газете «Молодая гвардия» была опубликована подборка стихов Леонида Наливайко. Об этом человеке я был наслышан, еще будучи студентом: он умудрился учиться и на литфаке, и на худграфе, имел способности сочинять и рисовать и славился как большой оригинал. Закончив там и там по одному курсу, он отбыл за романтикой куда-то на Север, работал в заполярных портах, ходил в море… Стихи Наливайко мне понравились. Были в них свежесть и романтическая удаль. В «Молодой гвардии» работал мой знакомый Борис Тарасов, и я написал отзыв о наливайкиных стихах.
И вот однажды вечером на пороге моего дома появился странный человек. Дверь открыла мама. И тут же захлопнула перед лицом гостя.
 - Генка, там какой-то бандит на пороге, - выдохнула она, вбежав в горницу. Мы с женой смотрели телевизор. Не прошло еще и полугода, как мы поженились, так что испытывали блаженство от общения.
 - Какой бандит? – не понял я. И правда, откуда взяться опасному гостю в тихой, старенькой Михайловке!
 - Бритый, небритый, в пыли, босиком, - говорила сбивчиво мама, почему-то шепотом, оглядываясь на дверь.
Я вышел на крыльцо. На лавочке сидел странноватого вида человек. Его череп был гладко выбрит, а лицо поросло рыжеватой щетиной. Полинявшая голубая рубашка в подтеках пота была ему тесновата в плечах и одета нараспашку – на груди темнел вензель волос, тонкие складки живота походили на шрамы. Штанины были засучены, ноги в пыли – большие пальцы выпячивались, как у парнокопытного. Но на лице его светились доброта и простота – мама просто не разглядела широкую улыбку и голубые веселые глаза.
 - А где ружье? – засмеялся он. Поднялся с лавки и оказался выше меня ростом. Протянул руку. – Леонид Наливайко. Это ты писал в «Молодайку», хотел познакомиться? Вот я и пришел.
 - Откуда?
 - Из родной Конышевки. Где шел, где ехал. Твои перепугались? Успокой. Я посижу.
Мама и жена стояли под дверьми, настороженно вслушиваясь – ну, «Калина красная», ни дать ни взять.
 - Генка, кто это? – строго спросила мама.
 - Поэт. Наливайко.
 - Я тебе счас налью! С первым встречным пить! Поэты – они волосатые. А этот – точно из заключения.
 - Мама, не говори ерунду, - сказал я. – Лучше поджарь нам яичницу с салом.
А жене напомнил:
 - Помнишь, я тебе рассказывал о Леониде Наливайко? И стихи его читал?
 - Что-то такое припоминаю, - неуверенно произнесла Нина.
 - Посиди пока с этим зэком на крыльце, в хату не заходите, - сказала мама.
Я натянул на лицо улыбку и вышел к поэту.
 - Ну, будет здесь приют вечернему страннику? – спросил он, чуть усмехнувшись.
 - Конечно, какой разговор! – воскликнул я.
 - Тогда добре…
Леонид раскрыл видавшую виду матерчатую сумку, вынул из нее два корня: один напоминал клоуна, другой – балерину.
 - Видишь, что нашел в посадках? Отчищу от грязи, покрою лаком и подарю Никулину и Плисецкой. А это читал?
Он достал из-под корней потрепанную книжку стихов Анатолия Жигулина.
 - Знаешь такого?
 - Нет, - признался я.
 - О, тогда послушай!
И прочитал с десяток стихотворений – особенно восхищался «Утиными Двориками».
Через полчаса женщины пригласили нас поужинать.
 - Гость из космоса, странник Земли принес вам мир в этот дом, - произнес поэт, поглаживая лысину. Мать испуганно шарахнулась к божнице, вынула из угла чекушку. Поразительно! Гость отказался выпить хотя бы капельку! Я хотел было плеснуть себе, но жена, толкнув меня в бок, проворчала:
 - Надо что-то тебе сказать…
И в сенцах набросилась:
 - Ты знаешь, почему он не пьет, здоровый бугай? Думает: «Сейчас этот дурачок-хозяин напьется, а я тут дела наведу».
 -  Какие дела! – прошипел я. – Ведь это же поэт Наливайко!
 - Знаем мы этих поэтов… - сказала Нина, скептически поджав губы. – Ты хочешь, чтобы мы с матерью ночь не спали? Идите лучше вы на крыльцо, читайте свои стихи. Писаки…
Леонид как будто читал мысли женщин.
 - Нам предстоит бессонная ночь, - сказал он. – У меня здесь общая тетрадь со стихами, сорок восемь листов. Пока все не прочитаем, спать не ляжем.
 - Мама, постели нам в зале, - попросил я.
 - Сходите на Свапу, искупайтесь, - проворчала мама, покосившись на пыльные «копыта» гостя.
 Мы не только на реку сходили. Несколько раз обошли улицу. Наливайко читал стихи, даже когда совсем стемнело. Светил фонариком и читал. Если мне что-то не нравилось, тут же подчеркивал карандашом.
 - Первое восприятие – самое верное, - говорил он.
Спать мы отправились с петухами. В горнице было уже светло, и я обратил внимание: на столе, где обычно валялись гривенники и прочая мелочь, было пусто. Из серванта куда-то подевалась хрустальная ваза - в ней обычно находились украшения жены. Я услышал, как мать заворочалась за фанерной перегородкой, прошептала то ли невестке, то ли сама себе:
 - Слава Богу, живой!
Через пару часов, наскоро позавтракав, мы с Леонидом заспешили: он – на автобус до Курска, я – на работу в Железногорск.
 - Ты с ним через переулок не ходи, где никого нет, - шепотом наставляла мама. – Идите улицей, где людно.
 - Мам, да это же поэт, - смеялся я, - Леонид Наливайко!
 - Знаем мы этих поэтов… Хорошо, что кольца с серьгами попрятали…