Русская и Украинская православные церкви

Владимир Гордейчук
Диптих разделяется на две его составные части. 




ЕДИНАЯ КИЕВСКАЯ И ВСЕЯ РУСИ МИТРОПОЛИЯ

Со времен Крещения в 988 году и по 1448 год на Руси существовала Русская православная церковь, которая являлась единой митрополией в составе Константинопольского патриархата, возглавлявшейся поставляемым Константинопольским патриархом митрополитом Киевским и всея Руси. Последним ее митрополитом был грек Исидор, подписавший на Флорентийском Соборе 5 июля 1439 года Соборное определение об Унии, которое принимало все новые догматы Римской Церкви.


РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Автокефальная церковная организация с центром в Москве была основана в 1448 году, когда епископы Восточной Руси (Московии) самостоятельно, без участия Константинопольского патриарха, сместили Исидора, вменив ему вину подписание Флорентийской Унии, и поставили митрополитом фанатичного сторонника независимости Русской церкви и непримиримого ненавистника Католической церкви епископа Иону. Отныне митрополитов на Руси было два: один, поставленный Константинопольским патриархом, в Киеве, а другой, самопровозглашенный, в Москве. В итоге образовалось две митрополии: Киевская митрополия, остававшаяся частью Константинопольского патриархата, и самопровозглашенная Московская митрополия.


УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРШЕСТВА

В 1590 году московские митрополиты получили достоинство патриархов и формальное признание автокефалии от Собора восточных иерархов за подписью Константинопольского патриарха Иеремии, трех Восточных патриархов (подпись Александрийского первосвятителя отсутствует, поскольку Александрийская кафедра была тогда вакантной) и 40 епископов из 106, подписи которых, как показал современный графологический анализ, не могут быть признаны поддельными. [1]
 
В 1593 г. в Константинополе в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый Собор восточных иерархов, в котором участвовали патриархи Константинопольский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский. Собор, согласившись с возведением предстоятеля Русской православной церкви в патриарший сан, подтвердил пятое место Русской церкви в диптихе православных церквей.


СТАТУС УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Грамотой Константинопольского патриарха Дионисия и синода право рукоположения киевского митрополита было передано московскому патриарху в июне 1786 года. [2]  О переводе Украинской православной церкви из юрисдикции Константинопольского патриархата в юрисдикцию Московского патриархата в Грамоте не упоминается. Более того, в указанной Грамоте предписывается: “Когда же совершает митрополит сей Киевский в сей епархии божественную и священную безкровную жертву, доспоминает впервых пречестное имя вселенского патриарха…”. Кроме того, в ней же указывается: "повелеваем, да святейшая епархиа Киевская будет подлежащая святейшему патриаршескому престолу великого и богоспасаемого града Москвы, се есть хиротонисатися митрополиту Киевскому в ней... егда приключится нужда", то есть Московской патриархии предписывается при необходимости хиротонизировать (оказывать материальное содействие) Киевскому митрополиту. Таким образом, Грамота подтверждает канонический статус Украинской православной церкви как составной части церкви Константинопольской.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От единой Киевской митрополии, входившей в Константинопольский патриархат, в 1448 году вопреки канонам выделилась самопровозглашенная Московская митрополия, официально признанная в 1593 году Собором восточных патриархов Московским патриархатом, позднее получившим наименование РПЦ. Оставшаяся часть некогда единой Киевской митрополии как была, так и осталась в Константинопольской (Вселенской) церкви, на что прямо указывается в Грамоте Константинопольского патриарха Дионисия и синода от 1786 года. Эта оставшаяся часть - Украинская православная церковь сегодня расколота на три части: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная церковь. В обозримом будущем, после получения томоса от Синаксиса Константинопольского патриархата, они получат возможность воссоединиться в единую Украинскую православную церковь.

Значительное взаимовлияние церквей, как и обширное проникновение Русской православной церкви на территорию Украины со времени подписания Переяславского договора, предусматривающего ее самоуправление под рукой и защитой Московского государя, не дают достаточных оснований, ни юридических, ни канонических, ни исторических рассматривать Украинскую православную церковь как принадлежащую Московской патриархии. Государственный суверенитет Украины и ее независимость от Российской Федерации сделали неизбежным отделение Украинской православной церкви от РПЦ. Непрекращающийся конфликт между странами, спровоцированный поддержанными РПЦ действиями Кремля по отторжению Крыма, оккупации части Донбасса, военно-политическому давлению на Украину, драматически ускоряет этот очень трудный и  болезненный процесс.



ЛИТЕРАТУРА

[1] Шпаков А.Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Ч.2. Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912. С.351-353.
[2] РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1687 г. Д. 3. Л. 25–32а. Л. 25–27.