Абстракция

Сергей Михальчук 1
Абстракция – (от лат. abstractio – отвлечение) – пон. Христианской Философской Гносеологии. Оно характеризует результат феномена Умозрительного Познания. Тер. Абстракция (далее А.) введён Боэцием как перевод тер. Аристотеля. Это одна из сторон или форм Познания. Эта форма заключается в том, что «познание» понимается как мысленное исследование, как отношение субъекта и объекта, т. е. – как Созерцание вне Общения, как процесс абстрактного мышления. Это такое
«познание» свойств и связей вещи: предмета, явления или существа, при котором субъект познания мысленно отвлекается от значительного ряда сторон и свойств объекта познания, вычленяя среди них лишь некоторые. Необходимость и неизбежность подобной умозрительной операции возникает в силу двух факторов, имеющих место в онтологии «Умозрительного Познания»:
- Первый фактор – это принципиальная невозможность учесть бесконечное количество внутренних свойств самой «вещи» и внешних связей её с другими «вещами»;
- Второй фактор – это методическая и техническая [1] ограниченность всех методов «Умозрительного Познания», которая требует отвлечения от реальной невозможности «субъекта познания» в постижении бесконечного, и её замены на умозрительную возможность построения сосчитанной или завершённой бесконечности. Это процесс выделения некоторого числа каких-либо основных, по мнению исследователя, свойств и связей и пренебрежение другими, второстепенными.
А., как результат «умозрения», представляет собой систематизированную совокупность понятий и категорий. А., как завершение умозрительного процесса, позволяет раскрыть умозрительную сущность «вещи», проникнуть в мыслимую глубь «предмета» или «явления». Значение А. в научной гносеологии, которая является одним из методов «Умозрительного Познания», заключается в том, что она создаёт основу аналитического метода познания, открывая возможность умозрительного расчленения «вещи» и выделения в ней «умозрительно существенных сторон». Их всесторонний анализ в этом умозрительном - «чистом» - виде, является важнейшим, для «Умозрительного Познания», результатом абстрагирующей деятельности мышления.
Истинность абстрактного знания может рассматриваться только в рамках умозрительной гносеологии, применимой лишь для частичного познания Тварного Бытия. Здесь, критерием истинности А., вводимой в научное познание, может служить практика, опыт, как считает Диалектический материализм. [2] «Опытное знание», полученное диалектическими методами познания, в число которых входит и метод абстрактного и конкретного, представляет собой фундамент научного знания. Необходимо признать, что материализм, как основа философии познания, побуждает гносеологию к большей активности в умозрительном познании «Тварного Бытия», чем это делает идеалистическая философия, конечно же, если она свободна от того ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОЗНАНИЯ, которым является Христианское Евангельское Откровение. Внеевангельский идеализм, как и идеализм доевангельский, склонен к превращению продуктов А. – понятий и идей – в сущностную основу мира. Он возводит результат умозрения в онтологический Абсолют, и твари придаёт достоинство Божества, чем только углубляет ту бесконечную пропасть, которая разделяет Реальность и наше умозрение о ней. И лишь только -  откровение Евангелия ведёт Познание к её единственной истиной форме – Познанию в Общении, в которой гносеология достигает своей полноты и совершенства. Она преодолевает саму бесконечность, служащую онтологической причиной существования самой  А. как феномена познания.
В философии гносеологии выделяют три типа А.:
- изолирующая абстракция, вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности, т. е. собственно «абстрагирование»;
- обобщающая абстракция, дающая обобщенную картину какой-либо совокупности конкретных проявлений «вещи»;
- идеализация, т. е. замещение реального эмпирического содержания «вещи» её идеализированной схемой, другими словами составление умозрительной модели.

[1] Использование технических возможностей вычислительной техники, казалось бы, бесконечно расширило возможности «Умозрительного Познания». Но дело в том, что: «Бесконечность, в своём стремлении к бесконечности, не может исчерпать эту бесконечность».

[2] А. формирует обобщённые образы (системы или модели) «реальности», позволяющие выделить в ней самые значимые для деятельности свойства связи «вещи», отграничив их от других. Когда же происходит ошибка в оценке важности выделяемых свойств и связей, А. приобретает малосодержательный,  поверхностный характер. Истинность А. придаёт такое упрощение бесконечного разнообразия познаваемой «реальности», которое делает мысль более ёмкой, т. е. сосредоточенной на существе познаваемой «реальности». Что, как мы знаем, является прерогативой - Виновника существования «вещи», и может быть открыто познающему субъекту только Им.

Литература: [К78] – с. 5-6; [Ф56] – с. 4-5.
Виртуальные источники: [2] – д. I.