Абстрактное

Сергей Михальчук 1
Абстрактное – (от лат. abstractio – отвлечение) – пон. Христианской Философской Гносеологии. Оно обозначает одну из умных сил (способностей или движений) человеческого ума. Это один из механизмов мышления и познания мира: абстрактное мышление и абстрактное познание. Абстрактное (далее А.) постижение какой-либо вещи: предмета, явления или существа, представляет собой построение системы познания - Умопостигаемого Бытия этой «вещи». Т. е. системы умозрительных представлений субъекта познающего эту «вещь», как во внутренних закономерностях её строения и свойств, так и во внешних связях этой «вещи» с другими.
Онтологическая сущность пон.  А. заключается в том, что:
Во-первых, стремление к полному познанию о «вещи», как о феномене Реального Бытия, есть стремление в бесконечность. Поэтому, любая степень приближения познающего субъекта к реальности – сущности вещи, будет умозрительно, т. е. абстрактно. Это будет неполное и нереальное бытие, а Абстрактное бытие «вещи».
Во-вторых, полнота познания «вещи», по опыту практического познания, достижима лишь частично и фрагментарно. Т. е. какое-либо, более или менее полное, знание практически достижимо лишь о каком-то основном свойстве или каких-то главных связях «вещи», при условии, если мы абстрагируемся – перестанем учитывать – все остальные, менее важные, на наш взгляд, свойства и связи, которые мешают нам исследовать и проследить искомые. В результате мы получаем познание об Абстрагированном Бытии «вещи», которое является умозрительным бытием этой «вещи», точно так же, как и собственно «Абстрактное Бытие». Но по другой причине. В первом случае познание имело свойства А. из-за своей неполноты – «понемногу обо всём». Во втором же случае, оно А. из-за своей частичности – «всё ни о чём», ибо в «Реальном Бытии» не существует закрытых систем. Даже такая абсолютная система как Божество, не является закрытой. Но не потому, что она не самодостаточна, а потому, что она открыта миру по Воле божественных Лиц.
А. исторически понималось в философии, до Гегеля, как одностороннее и частичное знание. Классическим, метафизическим, взглядам на А. Гегель противопоставил диалектическое взаимодействие между понятиями А. и Конкретное, которое, затем, было применено в диалектическом материализме, как один из диалектических методов познания – метод абстрактного и конкретного.
В диалектике Гегеля «конкретное» - это сама «вещь», взятая в своей физической реальности. А. же - это не метафизическая противоположность «конкретному», а процесс развития, чреда этапов развития, самой «реальной вещи». Но эту диалектику Гегель применял только для характеристики духа, «мышления», абсолютной идеи. Природа же и человеческое общество лишь выступают как то, или иное, абстрактное обнаружение отдельных сторон и моментов жизни «всеобщего духа». Марксистская философия применила этот диалектический метод к познанию и природы, и человека.
Этот «диалектический метод познания» является попыткой преодоления пропасти бесконечности между реальностью «вещи» и умозрительностью наших представлений о ней, как субъектов, пытающихся познать эту «вещь». Но если мы простое и пассивное созерцание этой бесконечности, как это делала метафизика, заменим процессом бесконечного приближения к удалённой от нас бесконечно цели – полноте познания «вещи», то достижение этой цели останется проблемой, такой же, как и было до этого. Ведь не существует принципиальной разницы стоять ли нам на дорожке бесконечно длинной дистанции или бежать по ней. Всё равно – финиш недостижим! Одна радость – что голова ногами занята. Но можно занять голову и более интересной проблемой, поскольку существует тот, Кто есть ; и ;. Тот, кто присутствует и на старте, и на финише. Может быть лучше обратиться к Нему за помощью, а не просто перебирать ногами?
Литература: [Ф56] – с. 4.