О гениях длимое эссе

Евгений Медиокритский
 
                О   Г Е Н И Я Х   Д Л И М О Е   Э С С Е

                В М Е С Т О    П Р Е Д И С Л О В И Я               

В эссе «Наш гений» (см.Автограф 1 «По волнам памяти нашей», хранится в Национальной публичной библиотеке  г. Варшавы) был рассмотрен вопрос, связанный с проблемой определения гения. Оказалось, что этот вопрос не простой. Поэтому для определения гения предложена методика, разработанная Всемирной консультационной компанией Creators Synectics, базирующаяся на пяти критериях оценок выбора гениев: роли в изменении системы воззрений, общественном признании, силе интеллекта, достижениях и культурной значимости. Безусловно, все эти критерии базируются на определениях: гений – высшая творческая способность, а также человек, обладающий такой способностью и гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Среди всех вновь возникающих государственных программ и целей первейшим правительственным долгом  в с е г д а  должно оставаться: СБЕРЕЖЕНИЕ  НАРОДА, обеспечение благоприятных условий для его физического благоденствия и нравственного здоровья. Народная бедность не может быть допущена ни в дозе «двух третей», ни «одной пятой».

               А Л Е К С А Н Д Р   И С А Е В И Ч   С О Л Ж Е Н И Ц Ы Н

В этом случае, я уверен, не надо ни доказывать, ни пояснять, ни констатировать, ни убеждать. Слишком «большая  глыба», слишком огромное явление.  Совесть нации...
Мне хотелось бы остановиться на тех фактах и наблюдениях, с которыми пришлось столкнуться по жизни, связанных в той или иной степени, косвенно или напрямую, с русским гением А. И. Солженицыным  (АИС). 
Не знаю почему, но последние 2 - 3 месяца в мыслях, в памяти часто приходил АИС. И неизменно, в конце, следовало: «Ну, продержитесь ещё. Ну, держитесь, Александр Исаевич, ведь Вам нужно закончить своё полное собрание сочинений в 30-ти томах(!). Ну, ещё немножко, ну, ещё чуть-чуть.» Однако...
 04. 08. 2008 г. Александр Исаевич Солженицын скончался от сердечной недостаточности на 90-м году жизни в кругу семьи в своём Троице-Лыково под Москвой. «Умер спокойно, без болей»   - констатировал его сын Степан. А через три дня, как обычно, по христианскому обычаю похоронен в Донском Монастыре по разрешению Патриарха Всея Руси Алексия Второго. Рядом с Василием Ключевским –   знаменитым из знаменитых историков России. Власть присутствовала при этом: премьер В. Путин –  05 августа в РАН, а президент Д. Медведев –  06 августа в Донском монастыре. Оба они у нас теперь верующие: и молятся, и причащаются. Но речь, конечно, не о них.
Главное  –  А. И. Солженицын оказался мессией для русской нации, для России.
По С. И. Ожегову: «Мессия – избавитель, неожиданно приносящий спасение от чего-нибудь». Именно, в случае  с АИС, мне кажется, это определение является наиболее точным и справедливым. Был социализм - коммунизм, замешанный на большевизме на одной шестой части земного шара. Были правители: Ленин, Сталин и другие. Далеко не однозначные. Но были Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Махатма Ганди, Иоанн Павел Второй и т.д. И Александр Исаевич Солженицын –  достойная кандидатура занять место в таком ряду. По крайней мере, в день его смерти простая женщина произнесла: «Наверное, его (т.е. А. И. Солженицына), канонизируют». Вот это и есть глас народный.
А то, что судьба и жизнь АИС совершенно необычные – это факт! Возможно, соответствует м е с с и и. Родившись 11 декабря 1918 г. в Кисловодске через полгода после гибели от раны на охоте своего отца Исаакия Семёновича Солженицына – представителя старинной  крестьянской семьи, ушедшего добровольцем на фронт Первой мировой войны после учёбы в Харькове и Москве, награждённого за храбрость георгиевским крестом и женившегося летом 1917 года на Таисии Щербак, которая происходила из богатой семьи, давшей ей хорошее воспитание и образование, шестилетний Саша вместе с матерью в 1924 г. переезжает в Ростов-на-Дону, где и заканчивает среднюю школу в 1936 г., пройдя все этапы советского школьника: комсомол, староста класса, любитель футбола, сочетающиеся с «тягой к знаниям». В 1941 г. он заканчивает физико-математический факультет  Ростовского госуниверситета. Параллельно обучается на заочном отделении  Московского института истории, философии и литературы. Успевает жениться на своей сокурстнице Наталье Решетовской. Умудряется пробиться через комиссию, списавшую его сначала по состоянию здоровья, но потом пропустившую на фронт, на который он ушёл рядовым, но после окончания офицерской школы в Костроме вернулся на фронт в звании лейтенанта артиллерии. В 1943 г. его награждают орденом Отечественной войны второй степени, а в следующем – орденом Красной Звезды. Однако, в звании капитана артиллерии в 1945 г. после ареста военной контрразведкой, которая нашла в его бумагах критикующие материалы по адресу «Отца всех народов», попадает в марфинскую «шарашку» под Москвой – по 58 статье. Ещё повезло, что остался жив! Только в 1953 г., в день смерти Сталина 5 марта, его освобождают из Экибастузского лагеря в Казахстане. В лагере у него обнаружили опухоль, удалили её в раковом корпусе больницы в Ташкенте, и каким-то чудом (а может закономерно!) он выжил –  выкарабкался. После реабилитации уезжает в Рязань и работает там учителем математики. Прозу пишет «в стол». В его отсутствии Н. А. Решетовская выходит замуж за другого, но потом вновь соединяется с А. И. Солженицыным. Окончательно они разводятся в конце 1972 г., но ещё ранее – в конце 60-х годов АИС встречает Наталью Дмитриевну Светлову, с которой он прожил почти сорок лет, родив и воспитав с ней трёх сыновей.
Только в 1962 г. «по величайшему разрешению» Никиты Хрущёва  публикацию увидела «первая ласточка» -- ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬повесть «Один день Ивана Денисовича» в «Новом Мире» стараниями А. Твардовского. Солженицыну было уже тогда 44 года. Возраст не молодой для классика. А ведь ему ещё предстоял долгий путь в 45 лет, выдержать и пройти который простому смертному не под силу. Выдержал и прошёл. Да ещё как! Вот почему его смело нужно относить к мессии. Судьба, Бог хранили его для людей, для человечества. А как же иначе.
 Я помню ту пору. Читал и удивлялся человеческому мужеству писателя. Это что за Солженицын !? Поражался подлостям  и преступлениям, сопутствующим бытию. И на самом деле, всё было  похоже на разорвавшуюся бомбу.
           А уже в 1967 г. А. И. Солженицын осмелился обратиться с письмом к 4 Съезду писателей Советского Союза. Так называемая «Хрущёвская оттепель» уже прошла. Набирала обороты «Брежневская стабильность». Потом её назовут «стагнацией» или  ещё одним ругательским словом – «застоем». И только в 1989 году, через 22 года, письмо опубликовали в СССР. Ему было 72 года(!). По стране «разгуливала»   «Горбачёвская перестройка». Причём, АИС говорил в нём – в письме, о простых человеческих отношениях, законах, что и возражать-то не было причин: «Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы, а всего лишь –косметики». Но, это только казалось, что наступили другие  времена, перемены. На том же 4-м Съезде писателей первым гонителем А. И. Солженицына, призвавшим запретить ему вообще писать, был некто – а именно М.А. Шолохов – уже лауреат Нобелевской премии, «Главный советский писатель», дважды Герой Соцтруда, будущий «Гений всего  человечества» с подмоченной репутацией в связи с плагиатом по авторству «Тихого Дона». Но в ту пору ещё не пришло время А. И. Солженицына, да и о плагиате  Шолохова все помалкивали. Кроме АИС. В cтране буйно цвёл культ Генсеков и М.Шолохова, в том числе.
          1970 год – А. И. Солженицын лауреат Нобелевской премии, но в 1974 году его лишают гражданства и насильно высылают из СССР в ФРГ. Парадокс, но факт! Соединившись с семьёй в Швейцарии, он уезжает в штат Вермонт США на целых 18 лет, где покупает 20 га земли (на Нобелевскую премию), пишет и пишет свои  мемуарные романы, очерки, повести, рассказы: «Раковый корпус», «Бодался телёнок с дубом», «Красное колесо», «В круге первом». Закончил свой «Архипелаг ГУЛАГ»,  который и явился главным трудом мессии. 
          После свершения «безкровной» капиталистической революции 19 августа 1991 г., послужившей образцом одурачивания и околпачивания народов СССР, под руководством тех же самых первых или вторых (да какое это имеет значение) секретарей «братских» коммунистических партий республик (особенно молодых к тому времени) и сопутствующих им олигархических, криминальных, «демократических», но организованных групп, погрузившихся в коррупционную пучину, часть из которых до сих пор находящихся у власти, и приведшей к скрытому, не афишируемому, но неуклонно действовавшему в течение 15 последующих лет г е н о ц и д у, унёсшему путём голода, резкого ухудшения здоровья,  увеличения пьянства, наркомании, несправедливостей, психологического угнетения человеческих душ, кощунствующей «шоковой терапии», более 20 (двадцати) миллионов человек (по данным Института демографии РАН), что сопоставимо с потерями СССР во Вторую мировую войну, А. И. Солженицын только в 1994 году решил  возвратиться на Родину. Может быть этот поступок нужно считать вторым (после «Архипелага ГУЛАГ») подвигом писателя – попыткой к спасению русского народа от очередной напасти, свалившейся на их души, на их жизни, на их головы. Очевидно, неспроста он согласился с одним условием возвращения в Россию –  реализовать возможность проехать в вагоне от Владивостока до Москвы – «по всей Руси Великой» и посмотреть – так что же это за капиталистическая, демократическая революция и её последствия в условиях России.
И противостояние после всего увиденного между новым правителем России Б. Н. Ельциным и мессией А. И. Солженицыным началось и продолжилось до самой смерти первого – первого «демократа» и первого  или главного родоначальника олигархизма, отца олигархов.
Нам с женой пришлось преодолеть только одну треть этого великого пути – от Москвы до Новокузнецка, уже в 2005 году. Но и этого участка было достаточно, чтобы с ужасом увидить и констатировать гибель русской деревни или попросту её отсутствие. Да,«цветут и пахнут» крупные города России – Екатеринбург (Свердловск), Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Воронеж, может быть Рязань. Да, «цветёт и пахнет» Татарстан во главе с Казанью и неизменным Шаймиевым (тоже бывшим секретарём, но одним из немногих умных и хитрых руководителей). Да,  это есть. Но нет русской деревни. Нет и тех несметных богатств и средств в руках народа, которыми располагали бы русские люди для своего достойного существования и жизни. Зато есть ничтожная кучка супербогачей - олигархов (этот термин уже вполне стал «законным», отстоявшимся, укоренившимся) порядка: 100 (официальных миллиардеров долларовых на 2008 год) х 100% : 140.000.000 = одна четырнадцатитысячная доля п р о ц е н т а.  Или другой подход: пусть есть сто тысяч долларовых просто миллионеров (в Германии  на 80 млн. жителей приблизительно 400 тыс. миллионеров, плюс средний класс - порядка 20-30% населения). Среднего класса в России после 20 лет капитализма по заявлениям Президентов как Путина, так и Медведева до сих пор  н е т. Тогда: 100.000 х 100% : 140.000.000 = одна четырнадцатая  доля процента. «Хоть в лоб, хоть по лбу». Вот почему  словами А. И. Солженицына: «Россия избрала самый искривлённый и самый тяжёлый путь расставания с коммунизмом» можно было бы и закончить это небольшое эссе о гении. Но есть и другие слова АИ С, чётко определяющие причины и следствия столь удручающего состояния российского общества:
- Среди всех вновь возникающих государственных программ и целей первейшим правительственным долгом  в с е г д а  должно оставаться: СБЕРЕЖЕНИЕ  НАРОДА, обеспечение благоприятных условий для его физического благоденствия и нравственного здоровья. Народная бедность не может быть допущена ни в дозе «двух третей»,ни «одной пятой».
- Однако простому, неподготовленному взгляду не доглядеть признаков защиты народной Нужды(...) ни в постоянных ценовых всплесках на потребительском рынке, мгновенно слизывающих все надбавки и лишающих людей всякого спокойствия; ни, более всего – в угнетающей всеобщее сознание змейной коррупции, всё нераскрываемой и ненаказуемой. Вся нравственно шаткая атмосфера в нашей стране освобождает воров и взяточников от угрызений Греха и от Стыда – напротив, они скорее чувствуют, что выиграли позицию.
- За годы же после моего возврата в Россию я был свидетелем подавления новоявленных очагов местного самоуправления – то губернаторами, то губернскими советниками, всегда – отказами в финансовой помощи, а ни от одной Государственной думы не возник в поддержку местных самоуправлений ни один чёткий, дельный, благоприятный закон.
- Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, а всегда отдавать их на милость далёких, высоких бюрократов – не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах. И не правда, что не способны мы уже к  самоорганизации...      
         
 В заключение необходимо отметить, что А. И. Солженицын оказался единственным человеком, о котором ещё при жизни была написана книга из серии ЖЗЛ. 
Кроме того, ему удалось подготовить и начать публикацию «Полного собрания сочинений в 30 томах». Не успел, но другие закончат...                01 ноября 2008 г. (в день поминовения).

Подготовлены к публикации продолжения «О гениях длимое эссе»: Эльдаре Александровиче Рязанове, Владимире Семёновиче Высоцком, Эдуарде Николаевиче Артемьеве, Константине Михайловиче Симонове, Константине Константиновиче Рокоссовском.