Огород

Александр Ключарёв
Город Геленджик встречал десятилетнюю годовщину окончания Великой Отечественной войны возвращением фронтовиков получающих земельные наделы.
На берегах овальной Черноморской бухты лепились из глины саманные домишки, обсаживаемые садами и огородами прикрываемые от северного ненастья горным Маркотхским хребтом. С востока по горному распадку струился речной водоток Су-Аран, вдоль русла расположив грунтовую дорогу с размещающимися подворьями крестьянствующих горожан.
     За колхозным садом, напротив здания дорожного мастера, семья моей матери в тридцатые годы построила домик. Пазовочно-глинобитное строение в углу участка возводилось силами четырёх дочерей и двух сыновей моих бабушки и дедушки. Жильё состояло из двух комнат, не отягощённых имуществом с глиняным полом, чуланом и верандой. К задней стене примыкал коровник с проживающей тёлкой. Окно во двор открывало вид на свинарник с навесом сеновала. В обособленной лачуге стояла русская печь, обеспечивая приготовление пищи для членов семьи и содержащихся животных. Во дворе глубокий колодец, капитально укреплённый каменой кладкой и закрытый деревянным срубом, выдавал воду.
     Жильцы убогой усадьбы вели земледельческий уклад жизни, кормясь с обрабатываемого огорода. Пашня вытягивалась до предгорья, пересекаясь речной промоиной заросшей терновым кустарником. Зимой щебёночный грунт, топорщившийся стернёй, покрывался перепрелым собранным из-под животных навозом вперемешку с соломой. Ранней весной земля вскапывалась общими усилиями. С наступлением тепла высаживался проросший картофель. В почвенном углублении, под парниковым стеклом, подрастали саженцы помидоров и перца. Поближе к водному источнику низовье засеивалось морковью, редиской, луком, чесноком и петрушкой. Между картофельных грядок подселялся мак и укроп. Тропинки оконтуривались: бураком, капустой, кабачками и баклажанами.
Вдоль лаг огораживающих огород, кукуруза вступала в содружество с тыквами. Огурцы и помидоры выделялись делянкой удобной для полива.
Весьма неудобно располагалась клубничная плантация. Переправа по брёвнышкам через речку выводила к гороховому полю с посадками дынь и арбузов вдоль кустарниковой ограды. За околицей простирался луг из разнотравья, скашиваемого на праздник Святой Троицы для украшения скромного жилья и заготовления сена бурёнке. Над огородом возвышалась пара фруктовых деревьев да примыкающие к строениям шпалеры разносортного виноградника.
     В начале лета, разогреваясь благодатным солнцем, огородный ландшафт вспухал от корнеплодов курчавясь густой порослью. Детвору обязывали ежедневно пропалывать сорняки между грядок и бесконечно поливать влаголюбивые растения водой, таскаемой вёдрами из обмелевшей речки. Детские челюсти непрерывно жевали овощи и ягоды. Большие вкусовые пристрастия испытывали к гороху молочной спелости. Зелёная палитра растений расцвечивалась красными и фиолетовыми цветами маков прикрываемых зонтиками укропа распространяющих бальзамический аромат. Развесистый волосатыми початками кукурузный штакетник скрывал соседние угодья.
     С окончанием лета, раздобревшие тыквы, арбузы и дыни дегустировались ребятнёй. Выкапывались корнеплоды, укладываемые на зимние припасы. Капуста, помидоры и огурцы засаливались в огромной дубовой бочке. Баклажаны, нашпигованные морковью и перцем в пряной засолке, уплотнялись в бочонках. Горох и лущёная кукуруза наполняли мешочки. Потребляя овощи, выбирали лучшие их семена, высушиваемые на запас для будущих посадок. В течение лета, срываемые и собираемые опавшие фрукты, нанизанные на шпагат, гирляндами сушили на чердаке под драночной крышей.
     В осеннем огороде стояли стожки кукурузных стеблей. Кое-где из земли пробивались тощие ростки припозднившейся редиски. Худосочный бурачок наращивал, утолщая корешок. Сохранившаяся томатная ботва припрятала недозрелый помидорчик. Участившиеся дожди увлажнили речку весело зажурчавшим потоком. В лабазе корова с удовольствием пережёвывала луговое свежее сено. Для свиньи в казанке варили свеклу, картофель и кукурузу распространяя аппетитный запах. Сидя на лавке, сменяясь, крутили крупорушку, перемалывая зерно для приготовления каши и подкормки вездесущего, нахального куриного поголовья, склевавшего перебродившие винные ягоды.
     В праздничные дни на стол выставлялись свиные колбасы и солёное сало с овощными закусками предоставляемые с огорода. Розданные детям крупные куски макового пирога запивались парным бурёнкиным молоком.
Взрослые наполняли рюмки густым алым ароматным самодельным вином с тостом благодарности к Творцу боголепной природы.