Обрыв

Александр Ключарёв
Северо-восточный берег Геленджикской бухты увенчивается набережной.
В пятидесятые годы, создавая курортную зону приморскому городу, вдоль пансионатов от берега мостилась щебёночная аллея с балюстрадными мостиками через заросшие кустарником ущелистые овраги.
Пешеходные дорожки обсаживались сосенками, чередующимися плодовыми деревьями с преобладанием шелковиц. Цветочные газоны тянулись от фонтана к фонтану всегда побелёнными, но никогда не заполняющимися водой.
Набережная от Лермонтовского бульвара до пансионата «Кавказ», вытоптанная башмаками прогуливающихся курортников, оказывалась достаточной для здорового моциона. Середину променада определял летний кинотеатр на выступающем мысу, поворотом уводящий аллею спуском к Лермонтовскому мостику. Дальнейший путь был уже не интересен по причине сбережения обуви или кошелька под редким тусклым вечерним освещением.
Местами, оборудованные пляжи подчёркнуто ограждались вычурченной балюстрадой, излюбленным местом артельных фотографов. Ветерок, проносясь с моря над гладью бухты, рябил воду, донося сероводород перегнивающих водорослей в дыхание привередливых столичных отдыхающих. Берег к морю обрывался на пять, а местами и более метров отвесными кручами с рыхлым слоистым грунтом, подмываемым прибойной волной с образовавшимися живописными гротами с дренажно просачивающимся каскадом капель по зелёным скользким водорослевым наростам.
В этих влажных нишах блаженствовали крабики, обдирая клешнями зелёную тину.
В это царство, колышущейся водной среды, вели протоптанные сверху тропинки по выступающим карнизам. В мелкой тёплой воде рыбёшки распугивали креветок стремительно скрывающихся среди острых створок мидиевых моллюсков.
Песчаные наносы между каменных грядок, поросших водорослями, уходили на глубину, далеко просматриваемую с берега в чистой воде.
Над обрывами нависали купы деревьев среди кустарников с лозами, оплетающими скальные выступы, – излюбленное место посиделок разноцветных зимородков, причудливых удодов, а то и вовсе экзотических птиц. Мир природы ещё был многообразен и разновиден.
Люди, дефилирующие по набережной в самодельной одежде, были равно усреднены и подстрижены, имея тяжёлый одинаковый быт. За пол-ста лет миллионы их    протоптало по набережной . Благоустроен курортный пляжный берег.
Плотно застраивается каждый участок земли, не оставляя места скверам и паркам. Ресторанные и торговые заведения возводятся один к одному, оглушая музыкой, процеживая кошельки пьющей, матерящейся, часто дерущейся публики.
В морскую воду лучше не смотреть, всё равно там ничего не увидеть, и вдыхать полной грудью нет удовольствия.
В этом не вина человечества, а его беспредельное размножение, теснящееся на набережных земных континентов.