Карьер

Александр Ключарёв
В середине двадцатого века черноморский городок Геленджик прозябал в межгорной котловине, охватывающей мысами овальную бухту.
Люди природу обдирали всегда, но особенно постарались в начале века, основав русско-французские предприятия по вырубке лесов, обжигу глиняных изделий и крупного цементного завода с изуверским названием «Солнце».
На обжиг мергеля добываемого из карьеров северо-западного подножия гор извели всю окрестную древесину. Прошедшая война порушила производственные строения.
     Стабильный субтропический климат с регулярными дождями наводнял родники, ручьи и речки, стекающие в бухту. В благоприятных стоячих водоёмах развивались личинки малярийных комаров. Несколько карьеров глубиной до десяти метров, оставшиеся от выемки мергеля, превратились в искусственные мелководные пруды с хорошо прогретой водой.
Для уничтожения комариных личинок в воду поселили их потребителей – тропических рыбок - гамбузий. Эти серенькие рыбёшки с сантиметровыми самцами и более крупными живородящими самками, прижившись средообразующим видом, начали создавать озёрную акваторию.
     Осыпные берега обросли осокой и стеблями хвощей. Их затеняли кустарники держи-дерева и шиповника увитые ежевикой, укрепляющие склоны. В воду наползал мох сфагнум, продолжаясь ряской. По подводным водорослям: лепестковым и метельчатым ползали завитые моллюски. Илистое дно покрывали личинки ручейников и подёнок среди мелко-красных мотылей поедаемых зелёно-бурыми тритонами. Хищные личинки стрекоз и глянцево-чёрные жуки плавунцы стремительно гонялись за мальками, догоняя многочисленных головастиков. Вся прудовая мелюзга поглощала бульон, настоянный на солнечных лучах взращиваемых инфузорий, дафний, циклопов и гидр. Над водной поверхностью носились звенящие комары, попадая на липкие языки жаб и лягушек, озвучивавших радость бытия оглушительным кваканьем. На скопление рыбёшек грудью бросались остроклювые радужные зимородки. На камнях разогретых солнцепёком нежились болотные черепахи, свёрнутые в клубочки ужи и уставшие от беготни ящерицы, венчающие благоденствующий водный мир. Этот животворный карьер находился в семи километрах от центра городка.
Юные натуралисты, мечтающие о комнатных живых уголках создавая в банках аквариумы, с радостью проходили это расстояние, перенося из водоёма в бидонах наловленных сачками пресноводных животных и растений.
     В шестидесятые годы, увеличивающееся городское население, улучшив благосостояние, свои отходы и испражнения начали сбрасывать в пригородные карьеры, превратив их в зловонную свалку. В настоящее время территория оврагов выровнена под застройку.
      Галопом в карьер проскакали послевоенные годы, унося тех юннатов в Мир Иной, создав новую современную популяцию, но с теми же разрушительными наклонностями.