Подарил компанию Рамзану

Игорь Кутузов
Президент РФ Владимир Путин после двух лет настойчивых просьб со стороны Рамзана Кадырова наконец передал в собственность Чеченской Республике компанию «Чеченнефтехимпром», до сих пор находившуюся в аренде у «Роснефти». Почему решение, которое долго откладывали, принято именно сейчас?

Передача компании „Чеченнефтехимпром“ в собственность Чеченской республики — это политика. Из региональных нефтегазовых компаний в России осталась только одна — „Татнефть“. Все остальные давно „съедены“ крупными компаниями федерального уровня, и этот процесс начался еще в самом конце 1990-х годов.

Маленькая региональная компания эффективной быть не может: объем добычи мал, объем переработки тоже мал. Эффект масштаба не работает. Передача „Чеченнефтехимпрома“ Чеченской республике — это история о том, как бы немного улучшить структуру доходов бюджета республики. Дело в том, что 84-86% доходов Чечни — это стандартная доля трансфертов. То есть это супервысокодотационный регион. За счет некоторого налога на прибыль, возможно, немного уровень дотационности снизится. Но эффективной компания не будет, и потому это — политическое решение.

Для „Роснефти“ — это мелочевка, но отдавать ее она не хотела. Два года они бодались. „Роснефть“ выставляла такую цену, которую Чечня не готова была платить. Обратите внимание, что ценовая информация вообще отсутствует в сообщении. Отдали или продали — мы не знаем. Если отдали — ну, это совсем не по экономическим критериям.

Совершенно очевидно, что в условиях затяжного социально-экономического кризиса, падения уровня жизни населения, застоя в экономике и перманентного бегства из России умов и капитала, в условиях ужесточения санкций и ограничений против российских элит за рубежом, возникает у президента необходимость подкармливать те или иные элитарные группировки, те или иные партии Кремля. Поэтому кому-то перепадает тот или иной лакомый кусок в виде какого-нибудь госзаказа без проведения конкурсной процедуры.

Например, на строительство моста куда-нибудь в Крым или на Сахалин. Кому-то перепадает крупный госзаказ на строительство очередной магистрали из Москвы в никуда. Кому-нибудь перепадают субподряды на сбор и утилизацию мусора, кому-то на „Платон“, кому-то на нефте- и газопроводы. Чечня в этом плане не исключение. Мы видим результат лоббизма региональных властей.

Так или иначе приходится задабривать те или иные кланы, а ситуация на Северном Кавказе отнюдь не такая спокойная, как нам пытается показать госпропаганда. Там сильный протест, как на низовом уровне, среди населения, так и у элитарных группировок. Поэтому, помимо межбюджетного трансферта, помимо разного рода федеральных целевых программ, — еще и передача нефтепредприятия из федерального, государственного имущества региональным властям. Там идет речь о порядка 400 тыс. тонн нефти в год, там сотни нефтяных скважин, несколько нефтехранилищ, НПЗ. Это попытка задобрить региональные кланы, деньгами залить проблемы.

Каким-нибудь другим регионам, Забайкальскому краю или Иркутской области, которые находятся в состоянии экономической катастрофы, в принципе никто ничего не передавал, и даже поступления из бюджета сокращаются. Поэтому в условиях кризиса кто жестче, напористее и целенаправленно лоббирует свои интересы и давит на администрацию президента, тот и получает.