Нежданная коммуникация

Михаил Мороз
               

               
                Коммуникация
               
                (лат. communicatio, от communico —            
                делаю
                общим, связываю, общаюсь) –
               
               
                общение,обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.-
               
               
                специфическая форма взаимодействия людей…
                (Из
                лингвистического словаря)

 
      


Недавно я ехал в марщрутке с одной бывшей учительницей, ныне пенсионеркой, которую пригласили закрыть бреши в часах по математике в сельской школе. Дорога из села в город была не близкая, и кое-что врезалось мне в память из длительного общения с пожилой учительницей. Есть, должно быть, смысл поделиться  содержанием от этой неожиданной коммуникации.
 «Понимаете,  - говорила она мне,  - я не отказалась. Одна живу. Решила тряхнуть стариной, расстаться с одиночеством, которое угнетает. На людях лучше. Но уговорили меня взять всю математику, чтобы закрыть дыру в часах. А это 30 часов! Согласилась. Так тяжело, так тяжело, а бросить теперь неудобно. Перед детьми совестно…»
«А вот вы что-то перестали писать про образование и его проблемах? - легонько попрекнула она меня. -  А проблем столько, что всех и не перечесть. Мы с таким напластованием  проблем в своё время не сталкивались. Учителя работают с бешеной перегрузкой, эмоционально перегорают. От этого иной раз не к месту вспыхивают, даже грубят или работают так, что не знают уже, где оберег от безнравственности. Где-то раздобыли шутку, в сущности, оценочно верную: «Работаем на полторы ставки, поскольку на одну есть нечего, а на две есть некогда».   Вчера вычитала в одной газете, которую вы, наверно, не читаете, правдивую информацию. Это данные ОНФ». 

«Так вот, - продолжила моя осведомленная собеседница, - согласно данным ОНФ, средняя нагрузка российского учителя еще в 2016 году составила 28 уроков в неделю, т.е. превысила полторы ставки. С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, заполнения документации и воспитательной работы с детьми это далеко за 60 часов в неделю.
Согласно же данным РАНХиГС, в 2018 году по сравнению с 2017-м число педагогов, работающих на две ставки (36 уроков в неделю), увеличилось с 7 до 13%. Правда, я это и без газет вижу. Но есть учителя, которые  для того, чтобы кушать сытнее и реализовать свои недюжинные навыки в предмете,  становятся репетиторами. Я их не осуждаю. Однако настоящее образование, не дрессировка, происходит там, где учитель делится с учеником не только знаниями, но и частью своей личности. Но это невозможно стало у нас, где узаконились и укрепились  буржуазные отношения Безумные нагрузки – это преждевременное эмоциональное выгорание и умерщвление человеческих отношений в  буржуазном образовании.  Я наблюдаю и сама исполняю то, что относится к заполнению документации. Поразительно то, что документация, что у врачей, что у учителей отнимает половину  времени, отчего у врача уже нет времени лечить пациента, а у учителя учить ребенка. Говорят исследователи, что  российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое затрачивается на отчеты, документацию и иные бюрократические процедуры, – более 4 часов в неделю. Мне кажется, что иногда и больше».
«Знаете, что тоже убивает учителей?» – спрашивает моя собеседница и сразу отвечает: «Чертовское неравенство в оплате учителей по регионам!  Где-нибудь, в Москве, например,   под сто тысяч, а в нашем районе и 20 тысяч не наберется при всех добавках и непомерных часах. И эта несправедливость заложена  не к учителям только, но и к ученикам, которые в результате такого несоответствия недополучат в знаниях, потому что неудовлетворенный учитель, видя такую несправедливость и перенося ужасные перегрузки, чтобы выжить и кормить свою семью, неспособен на самоотдачу. А тут еще повышение пенсионного возраста… Знаете, кого больше всего любят дети? Молодых учителей. А их почти нет, а мы, старики, от проклятой жизни занудами становимся… Так чего хочет наше правительство? Даже страшно подумать… Надо нацию спасать, а не деньги пенсионного фонда за счет трудового народа. Деньги для пенсий, если хорошо покопаться, найдутся у одного процента олигархов, которые владеют всеми богатствами страны, а 99% народа нищают день ото дня…»
………………………………………………………………………………………

Маршрут наш закончился. И мы поблагодарили друг друга, говоря модным политологическим языком, за такую нежданную КОММУНИКАЦИЮ