Адмирал Кузнецов Николай Герасимович

Сергей Алексеевич Порохин
НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ - МОРЯК, ФЛОТОВОДЕЦ, ГЕРОЙ, ЧЕЛОВЕК.
               
Николай Герасимович Кузнецов – моряк и флотоводец от Бога, человек удивительной судьбы. Родился он на берегу речки Ухтомки, впадающей в Северную Двину, в простой крестьянской семье,, как и другой знаменитый его земляк-учёный – сын Поморской земли. 

В 15 лет Николай начал  службу на флоте и остался ему верен до конца своих дней. С 1922 года он учился на моряка в Петрограде в классах бывшего Морского корпуса, в котором преподавали «бывшие царские» офицеры. В 26 лет он уже командир корабля, а в 34 –  Нарком ВМФ. Судьбу человека ярко выраженного таланта в сталинскую эпоху можно вполне сопоставить с судьбой человека, брошенного подобно щепке в бурное море. Такая судьба озвучена в одной известной русской  песне:

«Судьба играет с человеком,
Она изменчива всегда,   
То занесёт его высоко,
То кинет в бездну без стыда!»

Так, и судьба Николая Герасимовича Кузнецова имела взлёты и падения, такие, от каких не каждый бы мог оправиться. За свою он  жизнь не единожды возглавлял Военно-морской флот одной из самых могучих держав: в 1939-1946 гг. он являлся Наркомом ВМФ и Главкомом ВМС СССР, в 1951-1953 – Военно-Морским министром, в 1953-1956 гг. – первым заместителем министра обороны СССР – Главнокомандующим ВМС. «…Мне довелось пережить необычное колебание в званиях: быть дважды контр-адмиралом, три раза ходить в звании вице-адмирала, дважды подниматься до звания адмирала и Адмирала Флота Советского Союза.

Такого в истории, пожалуй, не бывало» – писал о крутых поворотах своей судьбы Николай Герасимович.(1).

От себя можно внести коррективы: звание Адмирала Флота Советского Союза ему было присвоено и в третий раз в 1988 году…посмертно. А ведь это именно этому адмиралу  Отечество должно быть вечно благодарно хотя бы только за то, что Военно-Морской Флот, возглавляемый им, вступил в Великую Отечественную войну в полной боевой готовности, и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля, в отличие от  боевой готовности армии  и её авиации.

Сказалась высокая выучка моряков, благодаря ряду проверок на фактическую боеготовность в масштабе флотов, проводимых накануне войны. В войсках армии такой явно недоставало.

Как известно, ВВС в первый день войны потеряла 1200 самолётов, из них более 800 на своих аэродромах.

«Под его руководством флот достойно встретил и победоносно прошёл всю войну, тяжелейшую в истории человечества. После войны Кузнецов заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота…»(2)

«Масштаб и темпы войны, которую советские Вооружённые Силы… требовали от ВМФ  одновременных усилий на Северном, Балтийском , Черноморском , а в конце войны и на Тихоокеанском театрах»(3)

Следует отметить, что географические условия не благоприятствовали в военное время маневрированию сил между основными ТВД. Главные сражения происходили на суше, то и флоты в начале и в ходе войны оперативно подчинялись главкоматам направлений, а после их ликвидации - командующим фронтами. В самое трудное для страны время на сухопутные фронты ушли почти полмиллиона моряков. Кузнецов,  оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ.

Адмирал Кузнецов блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-Морским флотом страны.

Кузнецов прошёл службу на всех флотских должностях, сложился как яркая личность. Выкристаллизовались основные грани его таланта – выдающийся интеллект, твёрдая воля, целеустремлённость и ответственность, способность принимать самостоятельные решения. 

Когда Великая Отечественная война победоносно завершилась, то самостоятельные, самодостаточные военачальники, способные принимать ответственные решения, такие как Маршал Жуков, Нарком ВМФ Кузнецов, Главком ВВС Новиков оказались вновь неудобными руководителями в тоталитарной сталинской системе управления. И они вскоре были задвинуты. «Система ломала военных профессионалов. Они не вписывались в неё» - указывал в статье об адмирале Кузецове и его соратниках писатель-маринист, капитан 1 ранга Александр Золототрубов (4).

Тем самым всему офицерскому корпусу армии и флота дали понять: хочешь служить – не высовывайся, помалкивай со своим мнением, если оно идёт вразрез с мнением «отца народов». Кузнецов находился в опале с 1947 по 1951 год. Но вот, когда началась реорганизация флота, то стране вновь потребовался прежний Кузнецов, который блестяще справлялся с неординарными  задачами подобно по сложности с теми, какие стояли перед флотом во время самой войны. В 1956 году история с опалой легендарного Наркома повторилась. На нём за его непреклонность в принципиальных вопросах и самодостаточность отыгрались сполна. При жизни справедливость в отношении опального адмирала так и не восторжествовала.

В крутых поворотах судьбы прослеживается  закономерность отношения «хозяина» - носителя тоталитарной власти (не важно, кто бы её ни олицетворял) к человеку исключительного таланта, без которого этой власти невозможно было обходиться в роковое для государства время. Но впоследствии, когда такое время минует, талант оказывается весьма неугодопригодным, ибо человек самостоятельный и независимый, такой, к примеру, как Николай Герасимович Кузнецов, всегда имеющий собственное суждение по вопросам перспектив строительства и развития флота, никак  не мог уже вписаться в систему тоталитаризма, для которой требуются только слепопослушные  исполнители.  Но именно такие самодостаточные военачальники и флотоводцы способны создать таких же самодостаточных как и они сами подчинённых – именно победоносных командиров, которые «понимают свой манёвр».Другая когорта военачальников, она (в отличие от первой весьма удобна в мирное время),  также создаёт по образу и подобию с себя, преимущественно слепопослушных командиров, которые в свою очередь по образу и подобию своему формируют  слепопослушную армию. Из человека, они могут создать  всего лишь «механизм, артикулом предусмотренный». Война - критерий истины, и приносит победу только тем войскам, которые пронизаны духом суворовской школы, школы адмирала Ушакова.  Случись война, такой армии не поможет никакая техника, как это доказал опыт Великой Отечественной войны, который  более полувека замалчивался советскими и постсоветскими кормушечными историками.

Офицеры Российской армии и флота должны формировать в себе именно те качества воинов, которые у их отцов и дедов приводили к победе русского оружия. Они должны уметь отличать «дух от букы». («Буква мертва, но дух животворит»). Это тот дух, который принизывал христолюбивое русское воинство во времена судьбоносных сражений. Непобедимый Суворов умел воспламенять перед битвой своих чудо-богатырей. Так свечу воспламеняют о свечу. Не числом, а уменьем своего воинства, крепкого верой и духом, добывал Суворов славу России. Поэтому так важно и сейчас привить любовь к изучению духовного наследства у современных молодых офицеров Российской Армии и Военно-Морского флота.

Задача Российской Государственной власти, командования армии и флота – суметь приобщить  российский офицерский корпус к «вечному и неизменному» огню духовного наследия наших победоносных вождей. В числе которых  имя Николая Герасимовича Кузнецова занимает одно из самых достойных мест. Незадолго до смерти в 1994 году в беседе с корреспондентом газеты «Красная Звезда» опальный адмирал сказал:  «В 51 год отстранён от службы на флоте, но отстранить меня от службы флоту невозможно» (5).

В июле 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения этого честного моряка, адмирала, флотоводца, героя и человека. Некоторые из его мыслей можно включить в традиционную рубрику: «Блеск военной мысли». К слову сказать столетний юбилей Н.Г.Кузнецова во многих военных и военно-морских учреждениях отметили ещё в 2002 году, поскольку именно 1902-м годом в военных словарях и энциклопедиях обозначен  год рождения  этого моряка. Дело в том, что этот рослый паренёк когда пошёл на флот себе прибавил два года, чтобы его взяли на службу. Так что и м этом Николай Герасимович отличился. Дважды отметили моряки  столетие Со дня его рождения. Был повод!

---
1 – Кузнецов Н.Г. - Взрыв на линкоре «Новороссийск» // Кузнецов Н.Г. Курсом к победе, М., 2003. ОЛМА-     ……ПРЕСС, С.476.
2  - Кузнецова Р.В. - Николай Герасимович Кузнецов. // Кузнецов Н.Г. Курсом к победе, Там же, С.447.
3 – Капитанец И. - Адмирал Кузнецов. //Красная Звезда 25.4.2000.
4 – Золототрубов А. Честь флотоводца. Красная Звезда  18.4.1992.
5 -  Кочуков А.- Опальный Нарком //Красная Звезда 24.7.1999.