Тюремные наблюдения

Владимир Федорович Токарев
Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность редактору биржевых изданий Владимиру Лапырину, журналисту Татьяне Васильевой и другим корреспондентам и специалистам газет и телевизионных каналов г. Нижнего Новгорода, оказавшим помощь моим близким в досрочном освобождении меня из тюрьмы спецприемника УВД Нижегородской области. Особенно помог моей жене, добившейся моего досрочного освобождения, обозреватель "Биржи" Александр Языков, скорбим, что его уже нет среди нас.

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ
или
100 СОВЕТОВ ЛЮБИМЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

Тюремные наблюдения
(написано в 1998 году, публикуется впервые)

Чем заняться преподавателю лингвистического университета, если по вине неграмотной судьи, наделенной неограниченной и, по сути, бесконтрольной властью, он вдруг попадает в тюрьму? Ясно чем - обязанность любого учителя всегда и везде - нести в массы свет знаний ...

Совет 9. Не сваливайте свои неудачи на плохих учеников.

В камере №12, куда меня незаконно посадили на 5 суток ареста, собралась в основном молодежь: Алексей, например, еще учился в ПТУ, Евгений в этом году закончил Водную академию.

Довольно освоившись с новым местом моего пребывания, я предложил Александру I (всего у нас было три Александра) решить известную задачку о пересечении 9 точек четырьмя отрезками прямых, не отрывая карандаша от бумаги (хотя карандаш запрещен в камере, его смогли уберечь от "шмона" опытные люди, а в качестве бумаги я использовал газеты, которые приносили те, кто выполнял на улице по заданию милиции несложные физические работы).

Как и положено, скоро задача захватила всех, кто находился в нашей камере, и, в меру времени и сил, я начал читать ребятам часть своего курса по самоменеджменту.

Особенно понравилось учиться Александру I, моему двадцатичетырехлетнему товарищу, имевшему два года условно и "мотавшему" 10 суток административного ареста за своих друзей на воле. (Поскольку он вышел раньше меня, мне удалось послать моим близким очень важное "живое письмо", ответ на которое я получил в форме закодированного женой определенного набора предметов в передаче - как тут не вспомнить о Штирлице).

При первых же экспериментах по тренировке памяти все слушатели показали замечательные результаты, а когда нам привели двух новеньких - двоюродных братьев, похожих друг на друга своей атлетической комплекцией, моим ученикам удалось их удивить запоминанием и воспроизведением в любом порядке любых 30 слов.

В условиях реальной тюрьмы я понял наивность примера, который рассказывал еще недавно студентам ИНЯЗа, когда читал им свой курс по самоменеджменту: "Пусть человек за преступление сидит в тюрьме. Он очень хочет есть. Ему приносят завтрак и он с жадностью собирается наброситься на еду, но тут к нему сквозь решетку пробирается мяукающий от голода котенок. Заключенный отдает коту свой завтрак, а сам остается голодный. Спрашивается, хорошим или плохим человеком является сидящий в тюрьме преступник?"

Во-первых, в нашу камеру котенку пробраться было невозможно (со слов очевидцев, водились животные чуть меньших размеров). Во-вторых, нам на завтрак приносили только ведро кипятка (пластмассовое ведро, обычно из такого моют пол) без заварки. Поэтому, если бы каким-то образом кот попал в нашу камеру, то ему можно было на завтрак дать только попить. И наконец, все, с кем мне пришлось общаться (сначала в камере №12, а потом, когда меня перевели, скорее всего "за хорошее поведение", в камеру №11 к отбывающим административное наказание заключенным, с прошлым опытом, значительно превышающим десять лет) своим круглосуточным поведением доказывали "без всякого котенка" что за решеткой нашего спецприемника сидят действительно хорошие люди.

А для меня, в те четверо суток, что я читал свой "тюремный курс", это были просто ученики, которым нужно было дать отдохнуть, если интеллектуальные упражнения были слишком сложными, разнообразить лекции деловыми играми, а если у них не было настроения напрягать свои умственные способности, то рассказывать им интересные истории из жизни известных менеджеров. Одним словом, для меня эти ребята были обычными студентами.

Разница заключалась, быть может, в том, что у нас было поменьше места на группу из десяти человек, чем это принято в институте (и класс, и коридор, и буфет, и улицу, и туалет, и даже родной дом - все заменяла одна камера, или "хата", как ласково, по "фене", называли ее ребята из 11 камеры). Однако, когда шел мозговой штурм, нам как раз и требовалась ситуация, когда, пусть мысленно, требуется найти неординарное решение в особых обстоятельствах. Вадим (считавший, что самое лучшее время в его жизни - это два года, проведенные им в суровом Ханты-Мансийском автономном округе, где он участвовал в восстановлении старинной деревянной церкви), согласился отсчитывать про себя минуты во время деловой игры (часы арестанту не положены), Алексей с карандашом работал за магнитофон - записывал все идеи по поводу решения рассматриваемой проблемы во время мозгового штурма. Результат обучения ничем не отличался от того, что обычно получался у меня при работе со слушателями в вузе - мои "студенты" мысленно помогали Робинзону Крузо сквозь все препятствия на острове перетащить лодку к берегу моря, чтобы отправиться на ней путешествовать, а я, как и положено на занятиях по развитию творческих способностей, учил их преодолевать психологическую инерцию, мешающую человеку творить.

При этом, в целях удобства, деловая игра шла на верхних нарах нашей просторной камеры, а учитель, дабы не мешать, возлежал на нижних. А пока Вадим отсчитывал пять минут мозгового штурма, я, к концу третьего дня сухой голодовки, с любезного разрешения своих учеников мог во время дискуссии, проходящей наверху, позволить себе вздремнуть минуту-другую (в институте, в таких случаях, у меня была возможность погулять в это время по коридору).

Я не знаю, какая судьба ждет тех, с кем я отбывал наказание в камерах №11 и №12 тюрьмы нижегородского спецприемника. Для меня они были просто хорошие слушатели. В часы, проведенные в камере, я думал: "Уж если в тюрьме у людей существует огромная тяга к знаниям, то какова же она должна быть у свободных людей". Как и у любого преподавателя, у меня тоже бывают неудачи, но в тюрьме я лишний раз убедился, что нет плохих учеников, а если вы полагаете, что я заблуждаюсь, то скорее всего вам просто пока не удалось найти к ним подхода.
См. также - http://mc-ma.narod.ru/mc-ma/mc-ma3/one.htm