Статуя

Лота Кафка
UN STATUE

1.   L'HEURE MAUVAISE

#
       Il faut laisser maisons et vergers et Jardins,
       Vaisselles et vaisseaux que l'artisan burine,
       Et chanter son obseque en la fa;on du Cygne,
       Qui chante son trespas sur les bors M;andrins.

       C'est faut j'ay devide le cours de mes destins,
       J'ay vescu j'ay rendu mon nom assez insigne,
       Ma plume vole au ciel pour estre quelque signe
       Loin des appas mondains qui trompent les plus fins. (1).

 #
       Сейчас в Петербурге мало кто знает о П. П. Соколове, хотя почти никто не проходит мимо его творений, украсивших наш дивный город. Стоит назвать такие уникальные достопримечательности Северной столицы, как грифоны на Банковском мосту, декоративные фигуры сфинксов на Египетском мосту и львы на Львином мосту, - всё знают такие  узнаваемые исторические ориентиры.

 #
       В шестилетнем возрасте Павел Соколов был отдан в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств. Он закончил курс с большой Золотой медалью и провёл несколько лет во Франции, куда отправился для совершенствования навыков скульптора. Известность Павлу Петровичу Соколову принесла бронзовая статуя “Молочница с разбитым кувшином”, модель которой он выполнил для фонтана (арх. А. Бетанкур) в Екатерининском парке Царского Села. Двадцать лет спустя эта статуя была воспета А. С. Пушкиным:

       Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
       Дева печально сидит, праздный держа черепок.
       Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
       Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит... (2).

 #

       Местные жители дают забавные прозвища городским памятникам. Так, памятиик Ивану Фёдорович Крузенштерну, что на набережной Лейтенанта Шмидта,  именуют попросту Ваней. На Стрелке Васильевского острова есть всем известные Василий и Василиса. У подножия Ростральных колонн каменотёс Самсон Суханов установил четыре мощные фигуры: две мужские и две женские. Согласно петербургским легендам, это аллергорические изображения главных рек:  Волги, Невы, Днепра и Волхова. Но в народе мужские фигуры упорно называют Василием, а женские – Василисой, якобы это скульптурные портреты основателей острова.

#
       Наталья Николаевна Пушкина была столь грациозно сложена и хороша собой, что при жизни её олицетворяли с неподражаемыми мраморными статуями, называя супругу гениального русского поэта то “Афродитой Невы”, то “Венерой Невской”.  Относительно же самого Александра Сергеевича может сказать, что городу на Неве должно быть лестно, когда его называют “Пушкинский Петербург”. С Петербургом тесно связана судьба поэта, во многих произведениях    А. С. Пушкина есть вдохновенные строки, посвященные этому чарующему  городу.

#
       Площадь Иискусств когда-то называлась Михайловской площадью. Своё теперешнее название площадь получила не случайно. Здесь некий ансамбль зданий, из них особо выделяется Михайловский дворец, в котором расположился Государственныйй Русский музей. А также Малый Оперный театр, а рядом с ним музей-квартира выдающегося художника И. И. Бродского. В величественном белоколонном здании, где до революции помещалось Дворянское собрание, нынче располагается Государственная филармония. Неподалеку два театра – Музыкальной комедии и Драматический имени В. Ф. Комиссаржевской. В центре площади Искусств – Памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина.

 #
       Помнится,  будучи детьми, мы смеялись, когда в известном фильме ГДанелии, по повести Виктории Токаревой “Джентльмены удачи”,  герой, которого играет изумительный актёр Савелий Крамаров, комично говорит: “Кто ж его посадит?.. он же Памятник!” В Петербурге “сидячих” памятников навалом. Про дедушку Ивана Андреевича Крылова в Летнем саду и Петра I на территории Петропавловской крепости все знают, как и “сидящих” на лошадях всадниках разного масштаба и наименования. Есть ещё памятник Н.А.Римскому-Корсакову,  неподалеку от Санкт-Петербургской Консерватории. Наверняка многие видели и “сидящего” в кресле А. С. Грибоедова, и других деятелей искусства и культуры, которым благодарная страна водрузила памятники.

#
       Вот как в рекламном буклете шестидесятых годов описывается Памятник Чернышевскому, установленный в районе тогдашних новостроек города на Неве: “ Н. Г. Чернышевский изображён сидящим; на правое плечо наброшено пальто, в левой руке – полузакрытая опушенная книга. Скульптору удалось хорошо передать внутреннюю силу, энергию, присущих молодому Чернышевскому. Оторвавшись от чтения, он задумчиво смотрит вперёд, в будущее... “

2.    CELUI DU RIEN

#
       Изучая легенды, лёгшие в основу романтических произведений мировой классики, воображаешь все эти оживающие время от времени статуи, как в кошмарном сне Евгения, героя “Медного Всадника” А. С. Пушкина. Засмотришься на Минерву в Летнем саду – и , улыбнувшись,  вспомнишь одиозно-гротескные строки Бориса Борисовича Гребенщикова в сопровождении бушующих ритмов неумираюшего рока: “ Она может двигать собой в полный рост!..” (3).  Хотя БГ вещает в данном неподражаемом опусе не о мраморе...

#
       В наши юные годы, когда мы заслушивались гребенщиковским “Поручиком Ивановым”, мы в душе чувствовали сладострастное отмщение (то самое: “Мне отмщение, и аз воздам”). Отмщение  реальному в нашей жизни “кагэбэшнику” Иванову(фамилия не вымышленная, звали его, дай Бог памяти, Вовой...): “Когда домой идёшь с парада ты, /  Твои соседи прячутся в кусты.  / Твой револьвер, блестящий, как алмаз,  / Всегда смущал мой нежный глаз.  //  И по ночам горит твоя свеча,  / Когда клопов ты душишь сгоряча,  / И топчешь мух тяжёлым сапогом.  / Не дай Господь мне стать ттвоим врагом...” (4).

 #
       Что такое револьвер у рёбер, я знаю не по наслышке, не по телевизионным “чернушным” фильмам о бесконечных “разборках братков”. Однажды мне напросился в “провожатые” человек с “дулом”. О револьвере я, разумеется, и не помышляла…  Девушкой я была крайне привлекательной, но храброй, очень “правильной”, “со стержнем”.  О таких, какой я была в свои восемнадцать лет,  уважительно говорят: “Пошёл бы с тобой в разведку…”  Таких, какой была я тогда, безоговорочно “берут в космонавты”! Был вечер, день выходной. Мой кавалер “ в штатском”  выглядел внушаюшим полное доверие.  И я  отправилась с ним на прогулку в центральный парк. Когда я очутилась “на ковре из жёлтых листьев” с дулом, упёртым мне в бок, то сразу не поняла, что  произошло…  “Провожатый” галантно уложил меня, примененив какой-то  оперативный приём.

 #
        Слова “харрасмент” мы тогда не знали. Но этот инцидент не был банальным “харрасментом”. А самой, что ни на есть, попыткой изнасилования (а может, именно таким способом красивых девушек вербуют в “органы” ?..). Я не растерялась – завизжала во всю глотку. “Что ты кричишь, дура!..” -  рявкнул “легавый”. Он был действительно, “легавым”, а не маньяком. Реальным “кагэбэшником” (не Ивановым, но тем не менее.).  Я случайно об этом узнала несколькими годами позже, даже видела его мельком. Такие вот у меня воспоминания, когда слушаю некоторые песни Гребенщикова. Памятна мне, к примеру, эта:

       С полночными зубами, славный, как слон,
       Царапающий лбом скрижали времён:
       Стоять столбом – это движется он,
       Миша из города скрипящих статуй. (5).

#
       Поговаривают, что хотят вновь водрузить Памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому... И Якову Свердлову...  И...  А может, перво-наперво  предадим земле тело Ильича?.. О  сносе памятников Ленину на территории России никто не говорит.  Наверное, они “высокохудожественные”.  Взять хотя бы памятник, созданный скульптором В. В. Козловым, открытый в XX столетии в десятую годовщину Октября перед Смольным. Вот что пишут в пропагандистской брошюре советского периода: “на строгом цилиндрическим пьедестале, прекрасно гармонизирующем с классическим зданием Кваренги, возвышается фигура Ленина. Он произносит речь. В левой руке он держит кепку, правая рука энергично протянута вверх.”

#
       Кстати, прежде в Питере назначали встречи “под кепочкой” – как у памятника В. И. Ленину на Московской площади, так и “под рукой”, там же,у памятника Ильичу на Финляндском вокзале.      
        Вот как описан Памятник Ленину у Финляндского вокзала: “По-особрму дорог сердцу советских люлей бессмертный образ Владимира Ильича Ленина. Чувство глубокого волнения охватывает нас, когда мы входим на площадь, носящую его имя. Бронзовая фигура Ленина. Выразительным жестом – одновременно призывным и утверждающим – выброшена вперёд правая рука. Жест этот словно подкрепляет, разъясняет только что высказанную мысль. Образ Ильича полон удивительной правдивости, искренности, человечности ...”

#
       Лучше я вам о скульпторе Орловском расскажу. Его тоже мало кто знает, пока не напомнишь, к каким значительным творениям он причастен. Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли видели? Те, что у Казанского собора. Его работа. Борис Иванович Орловский и Ангела на Александровской колонне сотворил. Так-то. А когда-то был крепостным. Он говорил впоследствии своим ученикам: “Отец оставил мне в наследство десять копеек медью, две рубахи и икону, но через труд и старание, не обладая большим талантом, я достиг того, чего достигают немногие”.

 #
       Лет около десяти назад в теленовостях сообщали об ущербе, нанесённом бронзовому памятнику Владимира Ильича Ленина, несущему бессменный пост на площади имени себя у Финляндского вокзала. Мощным корабельным снарядом он был “ранен в шинель навылет”, образовалась неблагообразная дыра огромного размера. Конфуз... И снова целёхонек. “Живее всех живых. Он же Памятник!.. что ему сделается? 

#
       Однако же привязался ко мне этот прилипчивый ритм и терзаюшие душу слова...

       Последний шанс, выпиватель воды,
       Идущий вниз с четверга до среды,
       Живущий за стеной секретной слюды –
       Миша из города скрипящих статуй. (6).
      

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1)  -   строки из сонета Пьера Ронсара: “Пора оставить всё: дома, поля, сады,  /  Сосуд,
        расписанный тобой до середины,  /  Так некогда напев прощальный, лебединый  /  Звучал над
        берегом Меандра, у воды.  // Окончен долгий век, завершены труды,  /  Пером давно свои
        прославил я седины,  / Пусть ввысь оно летит, как знак, для всех единый,  / Прочь от людей,
        что так бессмысленно горды.”; перевод с французского Р. Дубровкина.
(2)   -  строки из стихотворения А. С. Пушкина “Царскосельская статуя”.
(3)  -  отрывок текста песни Б. Гребенщикова “ Она может двигать”.
(4)  -  отрывок текста песни Б. Гребенщикова “Поручик Иванов”.
(5);(6) – отрывки тексты песни Б. Гребенщикова “ Миша из города скрипящих статуй”.
*   -  справочная литература.

Июль 1996; сентябрь 2018.