Доброе дело питает разум и тело

Опубликовано в научно-методическом журнале Министерства образования Республики Беларусь «Проблемы воспитания», №2 – 2011.
Редакционная коллегия:
В.Т. Кабуш – главный редактор, доктор педагогических наук, профессор,
Г.А. Барташевич, доктор филологических наук, профессор,
Г.А. Бутрим, кандидат пед. наук,
К.В. Гавриловец, доктор пед. наук, профессор,
В.Л. Жук, кандидат пед. наук, доцент,
Ф.В. Кадол, доктор пед. наук, профессор,
Л.А. Кандыбович, доктор психологических наук, профессор,
А.С. Лаптёнок, доктор философских наук,
Г.И. Николаенко, доктор пед. наук, профессор,
В.В. Пашкевич, кандидат пед. наук, доцент,
Т.М. Савельева, доктор психологических наук, профессор,
В.В. Чечат, доктор пед. наук, профессор.

Доброе дело питает разум и тело
Человечество погибнет не в атомном кошмаре, оно уничтожит себя своими собственными руками, т. е. наплевательским отношением к воспитанию детей. Кто не повторял: «Дети – наше будущее!»? Но всё ли мы делаем, чтобы у них и общества в целом было хорошее будущее? В воспитании важен только результат: кого воспитал.
Из СМИ о детской жестокости: «15-летний сын убил спящую мать, нанеся ей обухом топора не менее 30 ударов за то, что не дала денег на компьютерный клуб. И никаких эмоций – слёз, раскаяния, переживаний от содеянного». «Студентка заказала киллеру родную маму, преподавателя рисования: хотела жить одна, устранив источник ненависти и заодно завладев домом» (газ. «Комсомольская правда» в Беларуси», 2009 г.).
«17-летний парень в деревнях Московской области за 1 месяц убил 5 пожилых одиноких женщин и ещё нескольких искалечил, жестоко избив, с целью ограбления» («Детективные истории», 2009 г., Российское телевидение).
«Четверо школьников (11, 11, 14, 15 лет) в белорусском г. Новополоцке, развлекаясь, убили 47-летнего человека. Все из относительно благополучных семей.
В Орше осудили 14-летнего подростка за 11 доказанных краж. Последнюю он совершил через 15 минут после заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на котором он плакал и клялся больше не воровать» (газ. «Витьбичи», 2009 г.).
12-летние школьницы Таня и Алина из городского посёлка (Воронежская область) просто так, ни за что, убили 45-летнюю Светлану с синдромом Дауна (ток-шоу «Пусть говорят», 2009 г., ОНТ).
Когда истязатели с интересом убивали своих жертв, те, конечно, кричали от невыносимой боли, молили о пощаде, пытались убежать, ведь их били ногами, палками, железными прутьями по голове и другим частям тела, прыгали по грудной клетке лежащей жертвы, пытаясь сломать рёбра, таскали по земле истекающих кровью людей… И ещё живую Светлану сбросили с 3-го этажа в лестничной пролёт, чтоб разбилась её голова, чтоб насладиться ещё и этим зрелищем…
И это дети?
Хотел бы кто-нибудь, чтобы он сам или его близкие попали в руки таких деток, когда они группами (или «стаями»?) выходят на поиск жертвы, заранее договорившись, жестоко избить, ограбить, поиздеваться и даже убить? Часто – подзаправившись алкоголем.
Российское телевидение («В центре событий», 2008 г.) сообщило, что в России в местах лишения свободы находятся 150 тыс. подростков за тяжкие преступления. А психиатр, профессор М. Виноградов добавил, что есть случаи, когда 7-9-11-летние убивают людей. По нашим наблюдениям, только каждого пятого-шестого подростка изобличают и наказывают. «Кажется покорным и невинным, а по существу, хитёр, коварен. Умеет ускользнуть от контроля, усыпить бдительность, обмануть. Всегда у него готова увёртка, утаит, а то и вовсе солжёт. Ребёнок портится легко, а исправить его трудно. Мы должны наставлять, направлять, приучать, сдерживать, исправлять, предостерегать, прививать, преодолевать. Преодолевать капризы, прихоти, упрямство. Прививать осторожность, осмотрительность, опасение и беспокойство, умение предвидеть…» (Януш Корчак).
Каждый день в СМИ лавина сообщений о детской жестокости. И это притом, что школы и родители скрывают факты насилия учеников над одноклассниками и взрослыми. Значит, дети  внутренне готовы к насилию и даже убийству; значит, родители и школа не сделали того, что нужно было делать, чтоб дети этого не совершали. В тех семьях, где родители делают всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, дети и вырастают хорошими людьми. Родительство – мужество, помноженное на знания.
Главная задача родителей и школы – воспитать Человека. А быть им – значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Разве можно решить проблему, если не признать, что она у нас есть? А для этого, по нашему мнению, каждому нужно действовать в меру своих сил и возможностей по предотвращению страшных последствий насилия ранее того момента, как подвергнемся насилию мы или наши близкие.
Большинство людей понимает, куда катится мир, и предлагает разные меры борьбы с детской жестокостью.
Профессор Кит Уорд: «В современном мире поступки людей не стали менее варварскими, жестокость достигла немыслимых пределов. Вера в Бога даёт людям преимущество: пробуждает в человеке стабильное чувство моральной ответственности, побуждая заботиться о других, о мире».
Белоруской Православной церковью и Союзом писателей Беларуси при поддержке Президента Республики Беларусь создан Общественный совет по моральности. Во Франции в 2003 г. принят закон, наказывающий за агрессивные выходки школьников старше 13 лет сроком до 6 месяцев тюрьмы. Берлинская палата депутатов обсуждает вопрос «об ужасающем росте насилия в школах». В 2005 г. премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах. Во многих странах (в том числе и в Государственной думе России) обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности для подростков, начиная с 12 лет.
Мы сотни раз беседовали с детьми, проявляющими жестокость, и с теми, кто её не проявлял, с их родителями, чтоб выяснить, почему дети так поступают. Определились главные причины этого явления: уверенность в безнаказанности, вседозволенность (они отлично знают и с радостной наглостью сообщают, что им за это ничего не будет: «Я – малолетка, главное – сделать вид, что ты всё понял, и сказать, что больше не будешь»), желание покрасоваться перед сверстниками, недостаточная работа школы по нравственному воспитанию учащихся, самоустранение родителей от воспитания детей, неумение (не научили) творить добро, психическая неуравновешенность, проявление жестокости в семье.
Не отрицая иных методов борьбы с жестокостью, главным мы считаем приучение ребёнка к ежедневному творению добра своим и чужим людям, природе. Преимущество этого метода в том, что при ежедневной практике творения добрых дел у ребёнка вырабатывается привычка, которая становится сутью его характера, в его сердце не будет места жестокости, в то время как некоторые другие методы направлены в основном на то, чтобы наказать совершившего нечто жестокое. Никто не становится хорошим человеком случайно. Доброе дело, как доброе семя, будучи сделанным, не пропадёт, сеем его смело, даём ему время – плод драгоценный оно принесёт. Мы рекомендовали родителям приучать ребёнка к творению добрых дел как можно раньше, с 3 лет. А на день рождения можно подарить 7-летнему малышу большую красивую тетрадь с надписью «Великая книга добрых дел». Ребёнок уже умеет писать и читать. И сам (или с помощью взрослых) записывает совершённые добрые дела, каждый год в день рождения их подсчитывает. Хорошо, когда родные и двоюродные братья и сёстры, другие родственники (взрослые и дети) ведут такие книги, они соревнуются, кто больше совершит хороших поступков, а затем читают свободно лежащие записи друг друга.
Понятие «доброта» по большому счёту включает в себя многое: это и сострадание (оно помогает поддерживать хорошие отношения с окружающими и избегать конфликтов, так как мы сочувствуем находящимся в беде, разделяем их горе и готовы помочь), и милосердие (сказать или сделать для другого что-нибудь хорошее, оно, как и всё другое, начинается у себя дома), и совестливость, кротость, справедливость, благородство, взаимопомощь, умение и желание понять другого, поставив себя на его место, доброжелательность, трудолюбие (заработаю, а не пойду отнимать у другого)…
К 6-8-летнему возрасту моральный закон, хотя и не осознан до конца, уже усвоен в той мере, в какой его соблюдают близкие ребёнка, ведь яблоко от яблони недалеко падает. «Сила влияния нравственного выше всяких сил» (Н. Гоголь). Значит, обязанность государства – учить родителей правильно воспитать детей. Отец и мать – это первые два столпа, на которых для ребёнка держится мир, вера в жизнь, в человека, во всё доброе, честное, святое. Все трудности воспитания вытекают из того, что многие родители не исправляют и не признают свои недостатки, а хотят, чтобы у детей их не было (это в лучшем случае), и не могут понять, что воспитывать других можно только своим примером, а для этого нужно самим быть честными и порядочными людьми. В школе, по нашему мнению, необходимо преподавать курс «Основы семейной жизни», а выпускникам вместе с аттестатом зрелости должна вручаться книга «Как стать хорошими родителями» (может, в 2 – 5 томах). Для многих (а может и для всех) она станет (должна стать!) главной книгой в жизни. Не у всех родителей есть время и возможность посещать курсы для родителей, не везде их можно организовать, а эта книга поможет многое узнать. В школе дети изучают, как выращивали просо на суглинистых почвах Древнего Китая в V в. до н. э., а тому, что пригодится в жизни, учат не всегда. «По исследованиям учёных, школа даёт детям 70% знаний, которые оседают в их головах мёртвым грузом» («Народная асвета». – 2008. – № 8).
В школе должно быть больше уроков литературы и истории, цель которых – помогать человеку понимать себя и знать общечеловеческие ценности, развивать в нём стремление к истине, заложить презрение и ненависть ко злу, возбуждать в душе стыд, мужество, героизм, настраивать душу ребёнка на подвиги любви и благородства, на сострадание (а это – любовь в действии), сформировать непоколебимую совесть, чтобы в мире зла и насилия остаться Человеком. А это и есть конечная цель воспитания – самовоспитание: учить жить, как хочется и вместе с тем как должно, не нарушая ни законы нравственности, ни общественные установки, не желать невозможного, не думать о том, что не в твоей власти, довольствоваться тем, что имеешь, и усмирять ненужные желания; добывать себе жизненные блага честным путём; проявлять благоразумие; ценить мирное бытие, в котором бы ни ты никого не боялся, ни тебя боялись; учить доброму – и худое на ум не пойдёт.

Добро творите на Земле,
И вам воздастся по заслугам.
Пусть свет добра и вам везде
Будет неизменным другом.
Пусть будет вам законом то,
Что называют благородством,
Не дайте душу запятнать
Нигде и никогда зла уродством.
Пусть трудности стоят грядой,
Смиряя взор ваш непокорный,
Ни трудностям, ни злу
Вы не сдавайтесь в плен позорный.

По нашему мнению, существуют четыре большие, ставшие образом жизни человека, силы – ежедневное творение добра, дисциплина, хороший пример окружающих и христианская религия, главная заповедь которой гласит: «Любите друг друга!», - способные удержать человека от всяческого зла. Люди понимали это всегда, поэтому верующими были многие великие (И. Ньютон, А. Пушкин, Л. Толстой, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, К. Циолковский). Среди наших знаменитых и простых современников много верующих. Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живёт. Когда заповеди Бога, данные людям в Библии («Не убивай! Не лги! Не воруй!» и др.), становятся ежедневным руководством к действию, когда мы радуемся тому, что не можем поступать иначе, т.е. имеем Бога в сердце, то можем повторить вслед за Владимиром Соловьёвым:
Да! С нами Бог, - не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, - средь суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог
Владеем мы всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны; с нами Бог!
Да, мы будем вечны, если ни мы, ни наши дети не будем творить зла. 12-летний мальчик, сын наших знакомых (папа – шофёр, мама – художник), глядя на очередное телеубийство, произнёс: «Им никто не сказал, что жизнь человека священна, и только Бог может знать, когда человеку пришло время умереть, а ты не моги». Этот ребёнок не пойдёт убивать. «Никто из вас да не мыслит в сердце своём зла против другого человека, ибо всё это я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17). «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит вас от руки Моей» (Втор. 32:39). «Кто убьёт человека, тот предан будет смерти» (Левит, 24:17). Бог не прощает тех, кто не раскаивается и продолжает творить зло.
«Только жертвенная любовь во всём: в отношениях между супругами, детьми и родителями, знакомыми и незнакомыми людьми может сделать человека поистине сильным и счастливым. Нравственность заложена Богом в нашу природу. Пока человек отличает добро от зла – он человек, а как только перестаёт – он уподобляется животному. И любое общество, какие бы высокие идеалы ни проповедовало, не будет успешным и процветающим, если не опирается на Бога, на веру. Святая Русь – это духовно-нравственный идеал, который включает в себя главенство духовного над материальным. Смирение и правда, материальное благополучие – не самоцель, а вспомогательное средство поддержания земного бытия. Рай и ад – это категории нашей жизни, они возникают в наших отношениях. Если мы способны не давать силам зла наполнить наше сознание, если мы сильны духовно, совестливы, то здесь и наступает рай» (Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Речь перед молодёжью города Витебска, газ. «Витьбичи», №113 – 2009).
Библия рекомендует решать все вопросы мирным путём, иногда уступая в пределах разумного, образно говоря, «ударили по левой щеке, подставь и правую». А если это невозможно и против нас и наших близких готовится или совершается зло в любой форме, то Библия ясно говорит--защищаться, ориентируясь на сложившуюся ситуацию. Известный российский писатель А. Солженицын назвал причину всех бед человечества просто: «Бога забыли».
Чужих детей не бывает. А кто думает иначе, тот упускает из вида то обстоятельство, что рядом с нашими детьми, внуками, правнуками живут и будут жить дети, внуки и правнуки тех, кто не занимается их воспитанием. И мы видим, что творят такие уже сейчас. А что будет через 2 – 3 поколения? На что (на какую жизнь) мы обрекаем своих близких? Школа должна уделять воспитанию в 100, в 1000 раз больше внимания, чем уделяет сейчас. То же касается и родителей. Из истории мы знаем, сколько государств пало под натиском безнравственности. Знаменитый римский государственный деятель Цицерон, живший более 2 тыс. лет тому назад, в каждой своей речи утверждал: «Общественное благо – превыше всего». Учимся ли мы у мудрых?
Помогая другим, мы помогаем себе. В книге моральных норм «Дорога к счастью» Л.Р. Хаббард пишет: «Любой человек, так или иначе, влияет на других. Подавайте хороший пример, этот пример обязательно повлияет на вас, так как в конечном счёте ваши шансы на лучшую жизнь увеличатся. Ведь благодаря вашему хорошему влиянию на других будет меньше угроз для вас и ваших близких».
Дети становятся взрослыми. За последние годы мы узнали из СМИ о тысячах преступников в России и Беларуси, каждый из которых убил от одного до нескольких десятков человек. Если не заполнять душу ребёнка добром, то она заполнится злом в детстве или потом. Свято место пусто не бывает. Вот ещё пример: во время Второй мировой сотни тысяч обыкновенных немцев (и люди других национальностей) спокойно помогали фашистским властям и армии уничтожать миллионы мирных безоружных людей. Почему это стало возможным? Что делает из людей преступников? Главный вывод многочисленных исследований учёных: если власти или отдельные личности для достижения своих целей вдалбливают в сознание людей возможность и безнаказанность совершения зла в любой форме, то люди, которым обществом не были привиты твёрдые моральные нормы, становятся преступниками. И степень образования здесь не главное. Немецкий историк М. Вильдт приводит достоверные данные о том, что «две трети руководящих сотрудников Главного управления имперской безопасности фашистской Германии, отдававших приказы и организовывавших массовые убийства миллионов, в том числе и мирных безоружных людей, имели высшее образование (преимущественно юридическое), треть руководителей имела степени кандидатов наук» (журнал «Geo»,  2009,  №5). А все ли наши современники с высоким образованием ведут достойный образ жизни?
Спросите любого взрослого и ребёнка, для чего человек живёт на свете, и мало кто ответит что-то вразумительное. Мы считаем, что с раннего возраста взрослые должны внушать ребёнку, что человек живёт для того, чтобы творить добро; взрослые должны быть примером для ребёнка. Так формируется его мировоззрение, и он уже не представляет, что можно жить по-другому: лгать, воровать, проявлять жестокость…
Американский врач и педагог Б. Спок, известный немецкий педагог Б. Бюб и другие приверженцы идеи, что детям нужно предоставлять максимально возможную свободу самоопределения, причём в максимально демократической среде безо всякой иерархии, признали, что они ошибались, пересмотрели свои взгляды, стали сторонниками жёсткой дисциплины, которая, по их мнению, «открывает двери к счастью». Ведь на их книгах выросло 2 – 3 поколения непослушных и безответственных детей. Мы разделяем точку зрения Г. Лейбница: «Если бы преобразовали воспитание, то преобразовали бы мир».
Разве мы сами не можем каждый день становиться немного добрее и умнее и помогать в этом другим? Разве не понимаем, что делая мир добрее, мы оставляем нетленное наследство нашим потомкам?
Возможно, кто-то не согласен с нами, с благодарностью примем все замечания.
Александр и Инаида
Васильевы, педагоги, г.Витебск.

КОНЕЦ.
Пожалуйста, нажмите внизу под этой статьей на значки социальных сетей (Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Мой мир, Твиттер, Живой Журнал, Гмайл +) и дайте ссылку на мою статью в эти сети, чтобы ее прочитали и другие люди. Спасибо, дорогой друг!

Теперь, пожалуйста, напишите хотя бы коротенькую рецензию на мое произведение (очень интересно ваше мнение). Для этого внизу этой страницы нажмите на слова -- Написать рецензию. После написания рецензии под ней, пожалуйста, поставьте Вашу оценку для рейтинга:  точку в кружке "понравилось". Большое спасибо!


Читайте, пожалуйста, другие мои произведения на этом же сайте Проза.Ру, их перечень у меня на странице -- http://www.proza.ru/avtor/sascha2011tut или нажмите внизу этой странице -- Другие произведения автора Васильев Александр Анатольевич, там и координаты для связи со мной. Там ссылки на мои странички в социальных сетях, добавляйтесь, пожалуйста, там ко мне в друзья и пишите мне сообщения. А кто публикует свои произведения здесь на Проза.Ру, то, пожалуйста, там на моей странице нажмите Добавить в список избранных, чтобы было легко меня найти.


Кто желает, пишите мне по адресу -- va5i1i3v@yandex.by

Можно писать на мою страничку Вконтакте –

https://vk.com/id439578744

Можно писать на мою страничку в Одноклассниках –
https://ok.ru/profile/587826732862

Можно писать на мою страничку в Моем мире –
https://my.mail.ru/mail/vip.vasilev3333/


Пишите мне, пожалуйста, отзывы. Интересна точка зрения на мое творчество.

 


Рецензии