Остаться в живых

Остаться в живых
Ключевые слова: нравственно-половое воспитание, стремление к искуплению вины, самоанализ поступков, экскурсии к жертвам и преступникам.
Четверо 17-18-летних подонков в станице Краснодарского края изнасиловали и зверски убили 18-летнюю Лену. Один из них сын милиционера, учился на следователя. Отец Лены пообещал большую сумму тому, кто поможет их поймать. Их поймали (российское телевидение, «Особо опасен», 02.05.2010 г.). (Лучше бы он заплатил эти деньги тому, кто воспитал бы дочь так, чтоб она осталась в живых).
Лена отправилась на день рождения к подруге с парнем, которого знала всего четыре дня, а остальных ещё меньше. Хорошо подзаправившись алкоголем, четвёрка предложила Лене «покататься» на их машине. И она согласилась.
Школа и семья массово выпускает насильников и убийц, ведь ни один из четверых не остановил других.
Таких историй (изнасиловали и потом убили) тысячи, и нет им конца.
Почему такое становится возможным? Потому что ни семья, ни школа не выполнили свой наипервейший долг, т.е. нравственно не воспитали тех, кто становятся жертвами, и тех, кто становятся преступниками.
Мы хотим кратко рассказать, что делали мы и что можно сделать, чтоб таких трагедий было, как можно меньше.
Главное – нравственное воспитание должно начинаться как можно раньше и осуществляться семьёй и школой всеми методами, формами и видами, какие только можно придумать, и этот процесс не должен знать остановки, предела совершенствованию и самосовершенствованию нет. Работать, работать и работать, спокойно, ежедневно, последовательно, постоянно учиться самому и учить детей нравственности доступно их возрасту. Только тогда будет успех.
Как можно раньше должны быть усвоены и развиваться потом понятия – что такое добро и что такое зло.
Вот 3-летний малыш на руках у мамы (папы) бьёт её ладошкой по лицу, она весело смеётся вместо того, чтоб сказать: «Сейчас и я буду тебя бить. Тебе понравится? Нельзя никого бить. Всем больно. Повтори два раза». Малыш повторяет.
Не должен ребёнок любого возраста иметь возможности никогда и нигде практиковаться в жестокости, грубости, насилии, неуважении к другим.
Подрастающему ребёнку нужно объяснять, что только защищаясь, можно наносить удары.
Вот третьеклассник, вырвавшись из класса на перемену, бежит по коридору и толкает, радуясь, заранее намеченную (слабее себя) жертву так, что та падает и получает сильный ушиб или сотрясение мозга. Всё сделано хитро и безжалостно. Он знает, что ладонью бить нельзя, могут наказать. А если толкнуть, то можно твердить: «Я нечаянно, я бежал». И некоторые учителя делают вид, что верят. А надо хотя бы: «Если от твоего бега страдают другие, тогда не бегай. Даже нечаянно не имеешь право кого-то толкать. Думай о других».
Кончено, бывает, что и нечаянно.
Вот школьники ради развлечения жестоко избивают, калечат (и даже убивают) одноклассников и взрослых и снимают это на «мобильники», и потом хвастаются своими «подвигами».
В школе г. Бобруйска один шестиклассник так толкнул «в шутку» другого в коридоре на перемене, что тот ударился об оконное стекло, от осколков которого погиб на месте. «Оба из хороших семей» (г. «Республика», №91-2010). Ни школа, ни «хорошая» семья не научили 13-летних подростков одному из главных правил поведения в коллективе: «Ты не имеешь права не только толкать кого-то, но и просто трогать пальцем. Шутка – это когда всем весело». Этот элемент подготовки к школе должен быть усвоен уже к семи годами. Научили – это когда правила усвоены и не нарушаются.
Если на протяжении многих лет дети в семье, школе, на улице упражняются в приобретении и закреплении безнравственного поведения, то и выходят во взрослую жизнь массово хулиганы, хамы, эгоисты, воры, шантажисты, грабители, насильники, убийцы – одним словом, преступники всех мастей, не наученные в своё время, а потому не умеющие и не хотящие соблюдать нормы общечеловеческой морали. Стоит оглянуться вокруг – и всё это видим в изобилии каждый день, в том числе и в СМИ.
Хорошо, что СМИ, особенно телевидение, информируют население об этом, поэтому люди могут использовать эту информацию для защиты себя и своих близких. Родители могут и должны хотя бы кратко обсуждать с детьми телепередачи,  учить анализировать жизнь, делать правильные выводы, чтобы не попасть в беду, учить предвидеть и находить выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Взрослые обязаны не пропускать не единого факта нарушения детьми норм общепринятой морали. Более того, дело нужно вести так, чтоб ребёнок стремился осознать, осмыслить и искупить вину.
«Без стремления к искуплению не может быть и речи о сознательном отношении к собственной вине. Воспитуемым, способным поддаваться воспитательному воздействию, человек становится лишь при условии, что он прошёл школу искупления, - в этом по существу заключается самовоспитание.
Если подросток не рассказывает радостно о том, как ему удалось заставить себя, как он преодолел «не хочется», как почувствовал себя сильным, - если в воспитательной работе этого нет, нет и не может быть никакого воспитания» (В.А. Сухомлинский).
А если школа искупления не пройдена, если закоснел в грубости, жестокости, безнравственности, то будет позор и преступление. Это наблюдала Россия и Беларусь («Пусть говорят», 11.05.2010). Собравшиеся в телестудии выражали свою признательность ветерану Великой Отечественной войны и были озабочены тем, чтоб преступника, искалечившего 86-летнего ветерана и отнявшего у него последние крохи здоровья, не наказали.
Для тех, кто передачу не смотрел, кратко излагаем суть дела.
Для того, чтобы пить, гулять и поиграть на игральных автоматах, здоровенный 18-летний оболтус из российского посёлка за деньгами не в первый раз пошёл в дом к соседу. Деньгами ведала отсутствовавшая жена ветерана. Тогда злоумышленник превратил маленького худенького ветерана в кровавое месиво, жестоко избив и поломав ему рёбра (бил и по голове, и по глазам), взял найденные деньги и медаль и пошёл развлекаться.
В телестудии на очной ставке злоумышленнику предложили попросить прощения у ветерана, и если тот его простит, то тогда он пойдёт служить в армию. Если не искупит свою вину извинением, то ему грозит тюремный срок. Злоумышленник, сидя на диване, недалеко от ветерана невнятно произнёс: «Простите меня». Студия возмутилась: «На коленях проси прощения!»
Детина встал перед ветераном в полный рост, смотрел на всех набычившись, с таким видом, будто все перед ним виноваты, но на колени не встал. (Нищета духа, и никакого раскаяния.) Тогда депутат Госдумы встал перед ветераном на колени и протянул ему конверт с деньгами. Но этот пример не возымел действия – детина стоял. Тогда ведущий Андрей Малахов со словами «что тут трудного – встать перед ветераном на колени?» быстро подошёл и стал на колени. И это не проняло – тот, чьё молодое сердце не разорвалось от боли, когда бил беспомощного, за одно мгновение перевоспитаться в нравственного человека не мог (на это нужны годы, а они были упущены), на колени не встал.
(«Сделаться человеком нельзя за один раз, надо выделаться в человека.» Ф. Достоевский.)
Тогда Людмила Гурченко (актриса) быстро встала с дивана, схватила детину за шиворот и пригнула к полу перед ветераном и сама опустилась на колени.
Только нравственное образование делает нас человеком.
Выпуская «в люди» своего нравственно невоспитанного ребёнка, родители обрекают его на совершение всевозможных преступлений, они не любят его. То же и школа. Но в школе нагрузка на учителя колоссальная. Если уменьшить её в 3 раза, а зарплату педагога при этом увеличить в 5 раз, тогда у учителя будет возможность «выделывать каждого в человека», и количество правонарушений в обществе уменьшится. А сделать это, по нашему мнению, необходимо, если общество хочет идти путём цивилизации.
Директор одной из школ, убеждённый, что без прочувствования и искреннего искупления вины (а это обозначает, что человек такого больше не допустит), проводил общешкольные линейки по необходимости, но не часто. Перед линейкой стояли, например, тот, кто толкнул с разбега «нечаянно», но до сотрясения мозга, кто залепил камень в снежок и разбил лицо девочке («Я не хотел». «Ты лжёшь, ты хотел, раз камень в снежок»), кто схватил за голову слабейшего, демонстрировал другим свою силу и смелость, бил его лицом о стену или о своё колено, грозя бить ещё, если кому пожалуется.   
Перед линейкой стояли и родственники злоумышленника: отец, мать, дед, бабушка и др., чем больше на каждого, тем лучше. Этим обрисовывалась серьёзность вопроса.
Никаких отказов школа не принимала: «Ваш сын идёт прямой дорогой в тюрьму. Если вас такая перспектива не устраивает, если вы его любите, если не хотите в будущем опасаться за собственную жизнь, не хотите принять на себя позор за его преступления и за ваше плохое воспитание сына, а также ненависть людей, то вы будете присутствовать на линейке. И мы вместе в дальнейшем будем прилагать усилия, чтобы ваш сын вырос достойным человеком». Линейка готовилась заранее со всеми участниками и была большим воспитательным мероприятием, хотя времени занимала обычно немного. На линейке провинившиеся просили прощения у тех, кого обидели и у их родителей. Не просто мямлили, глядя в пол, себе под нос: «Прости, я больше не буду», а анализировали своё поведение: «Я был жесток…»
Просили прощения у всей школы (за то, что «опозорил коллектив учеников и учителей своим поведением; вы учили меня поступать хорошо, а я совершил необдуманный поступок; я больше ничего подобного не сделаю, а если увижу, что кто-то хочет или поступает так же, я остановлю его. И т.д.»).
Просили прощения и родители провинившегося у пострадавших детей.
Причём провинившийся должен был просить прощения, встав на колени перед пострадавшим и смотреть ему в глаза. Делал это он добровольно. Эта традиция с давних времён существовала в школе и подчёркивала искреннее сожаление и желание провинившегося загладить свою вину, получив прощение, и быть снова принятых в коллектив на равных. Появилась эта традиция, когда одна девочка услышала от обидчика: «Я скажу на линейке, что больше не буду, а всё равно буду тебя бить». На линейке девочка сказала ему: «Я не верю, что больше не будешь. Если ты по-настоящему сожалеешь и не будешь, то встань на колени и смотри в глаза. Любишь кататься – люби и саночки возить».
Провинившийся также говорил на линейке, что хорошего он придумал сделать для того, кого обидел (обычно дарили книги, альбомы, обещали научить играть в шахматы или приглашали пострадавшего с его родителями в свой сад отведать фруктов…)
На линейке над каждым провинившимся брали шефство двое старшеклассников, а имя его заносилось в придуманный детьми «Чёрный список» на 2 месяца, который висел на доске в коридоре. Если замечаний на было, то имя его вычёркивалось из списка. Под словами «Чёрный список» было написано: «Не попавшие сюда – люди мужественные. Попавшие, но исправившиеся – тоже мужественные».
Ученик должен был описать на листке свой проступок, проанализировать своих чувства, сделать выводы и сдать учителю до линейки.
На выпускном вечере каждый получал свои листки, у кого они были, и все писали на листках то, от чего они хотели бы избавиться, вступая во взрослую жизнь, всё это складывалось и устраивался небольшой костёр во дворе школы. Во взрослую жизнь с чистой совестью, добрым сердцем и большими надеждами.
Кстати, выпускной вечер был праздником с красиво украшенными сладко-лимонадными столами, а не пьянкой, алкоголь здесь воспринимался бы как оскорбление. Это было большое, радостное, последнее для десятиклассников воспитательное мероприятие, но не последнее для девятиклассников, которых тоже приглашали, как и всех сотрудников школы (уборщиц, завхоза и др.).
Это была возможность поблагодарить всех сотрудников школы, сказать им что-то такое сокровенное и доброе, чтоб самому стать лучше, а им придать силы на следующий виток в нелёгком труде. Ведь многие разлетались потом по всему СССР и часто не имели уже возможности встретиться.
Сейчас Библию читают все и знают, какое смирение проявлял и через какое самоунижение ради других прошёл безгрешный Иисус Христос, Сын Человеческий, а стал (он и был) великим! А тогда, тем более, что должны делать т.е., кто совершает грешное дело?! Жизнь Иисуса – пример для подражания: проявляя совестливость и любовь к людям, достигнешь Божественных высот.
Став взрослыми, некоторые бывшие ученики вышеназванного директора приезжали к нему и благодарили за воспитание, вспоминали и какую-нибудь из школьных линеек, ставшую линией нравственной жизни. Мы это слышали, так как этим директором был наш отец и дед.
В этой школе ученики с третьего класса и до окончания школы вели своего рода дневники «Я самосовершенствуюсь». Мы это тоже применяли в своей работе.
На первом листе: «Юрий Петров, гражданин Беларуси (России…). Родился 5 августа 1990 г.». На 10-15 последующих листах цитаты, над которыми работали, возвращаясь, на протяжении нескольких лет.
Среди цитат были и такие.
Поступай с другими людьми так, как хочешь чтоб они поступали с тобой.
Самым счастливый тот, кто помогает стать счастливым другим.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Человеческая жизнь и Родина – это свято, защищай их всегда.
Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, добрее, сильнее.
В жизни всегда есть место подвигам.
Интеллигентный человек – это национальная ценность. Если тебе даже трудно даётся учёба, то ты можешь быть высоконравственным и высокоинтеллектуальным человеком, независимо от профессии; и общество будет гордиться тобой и уважать тебя; и ты сам всегда сможешь гордиться собой.
Самосовершенствование – это желание, умение и работа, направленные на то, чтоб становиться умнее и добрее.
Умение подчиняться законам, дисциплине, порядку, нормам общечеловеческой морали – это высшая доблесть и мужество.
Безволие – родная сестра подлости.
Всему своё время.
Добрая семья прибавит ума.
Настоящий человек – это тот, кто маловнушаем и не поддаётся групповому давлению, если нужно совершить что-то недостойное.
Всё хорошее в человеке является послушанием по отношению к законам, данным людьми.
Доброму – добро, а злоумышленнику – пополам ребро.
Из чувства доброты по отношению к другому я должен быть миролюбив, терпелив, приветлив; в этом поведении я обеспечиваю себе глубочайшее самоутверждение.
Тысячелетиями проверенные законы – заповеди, помогающие стать Человеком: «Не лги! Не воруй! Не убивай! Не кури! Не употребляй алкоголь! Трудись! Спеши делать добро!».
А далее в произвольной форме каждый записывал, поставив дату, не менее одного раза в неделю то событие, свои чувства, благодаря которым он, по его мнению, стал умнее, добрее, понял что-то важное… Время от времени учитель прочитывал записи и беседовал с каждым наедине. То же и родители. Между ребёнком и взрослыми обычно было доверие, так как он знал (взрослые убедили его в этом), что они помогают ему становиться Человеком. Ученики по собственному желанию приносили иногда этот дневник в класс, если хотели, чтоб одноклассники познакомились с его содержанием. 
Этот диалог с самим собой (дневник), по мнению учёных и по нашим наблюдениям, - одно из главных условий для становления личности, мыслителя, для развития нравственного поведения.
Нравственное воспитание в школе, семье и самовоспитание детей должно быть поставлено на ту же высоту, что и обучение, а этого нет. И от того вся аморальность и преступления в обществе. Человек не постиг главную науку – науку добра (а это удержание себя от зла, к этому необходимо прилагать усилия).
Те подрастающие мальчики и девочки, которые получают правильное половое и нравственное воспитание, не станут жертвами или убийцами на сексуальной почве. Сегодня почти все СМИ вращаются вокруг двух тем – секс и убийства. Половое воспитание – это не лекции о мужской и женской сексуальности и предназначении противозачаточных средств, а планомерная работа, где в доступной возрасту ребёнка форме даётся как раз понимание того, что сексуальные отношения вне брака не допустимы, даже с применением противозачаточных средств. Это воспитание умения, желания и необходимости с презрением отвергать предложение запретных удовольствий. Библия даёт примеры такого поведения. Молодой неженатый Иосиф отказался от интимной связи с женой хозяина, которая не раз пыталась соблазнить его: «Ты жена другого, как же сделаю я это великое зло и согрешу перед Богом?» Он знал, что, оклеветанный ею, пострадает (заточили в темницу), но сохранил нравственную чистоту и жизнь свою (Бытие, 39:9).
Молодой замужней Сусанне двое мужчин – судей предложили вступить с ними в сексуальную связь, а в случае отказа пообещали лжесвидетельствовать против неё в суде, обвинив в супружеской измене. А за это полагалась смерть. Но Сусанна, надеясь на Бога, отвергла их предложение. За несколько минут до приведения в исполнение смертного приговора её спас третий судья, сумевший доказать её невиновность. А лживых судей общество приговорило к смерти и исполнило приговор (Даниил, 13:51-64).
Христианская религия – источник нравственности, большой пласт общечеловеческой культуры, который нужно использовать в воспитании детей. В каждом доме должна быть Библия, которая читается вместе с детьми. Это самая читаемая в мире книга. Она даёт ответы на все основные вопросы человеческого бытия.
Итак, продолжаем.
Половое воспитание – это формирование резко отрицательного отношения к сексуальной распущенности и осознания опасности от неё – ранние аборты, бесплодие, стыд и позор, неизлечимые инфекции, отвращение к интимной жизни, ранее материнство, одиночество, презрение окружающих, боль и страдания, крушение многих планов в жизни, часто безуспешное лечение всю жизнь и ранняя смерть от полученных инфекций.
Это воспитание необходимости заботиться о своём здоровье и нравственной чистоте с установкой на будущую счастливую крепкую семью и здоровое потомство, формирование понятия «настоящий мужчина», «настоящая женщина».
Половое воспитание девочки преследует одну цель – воспитать целомудренную, готовую к семейной жизни женщину, высшим предназначением которой является продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Если такие понятия будут сформированы у подрастающих девушек, то тогда они не будут садиться в машину с четырьмя пьяными мужчинами, то тогда родителям не придётся спрашивать у изнасилованных (но, к счастью, не убитых) дочерей: «Чего ты уединилась с ним в кусты? Кто он тебе? Вы в законном браке? Кто встречается на людях, того не насилуют…» Но махать кулаками после драки бесполезно.
Половое воспитание мальчиков преследует цель – сформировать понятие, что настоящий мужчина – это защитник, труженик, хороший семьянин, великодушный, доброжелательный человек, готовый прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, а те, кто посягает на честь, достоинство, различные блага и жизнь других – преступники, которые будут наказаны по всей строгости закона.
Если бы в школе, дома, в храме подрастающий ребёнок слышал с объяснениями много раз «Не убивай!», то убийств на сексуальной и иной почве было бы во много раз меньше или совсем не было бы. «Наставь мальчика на правильный путь; он не уклонится от него, даже когда состарится» (Библия, Притчи, 22:6).
И семья, и школа должна на ярких примерах показывать отрицательные последствия сексуальной распущенности, неосмотрительности, учить предвидеть обстоятельства.
Однажды мы всем классом совершили экскурсию в квартиру 17-летней мамы, у которой появился внебрачный ребёнок. Она жила одна. В бедности. И со слезами на глазах рассказывала нам: «Как клялся в любви, а ушёл ещё до рождения ребёнка и уже с другой. Не верьте, девочки, никакой любви нет, всё обман. Если любит, то брак оформит, это и есть проверка любви и порядочности. Какая я дура была! А теперь у меня ни работы, ни денег, ни родни…»
Тогда одна школьница сняла с себя модную куртку и положила на стол, другая – деньги. А кто-то сказал: «Ребята, давайте возьмём над ними шефство, смотрите, малыш какой хороший. Пусть вырастет и «отблагодарит» папашу».
А однажды присутствовали на следственном эксперименте, когда насильник показывал, где закопал убитую. Не все смогли подойти и посмотреть на то, что осталось от девушки. Зато ни одна из бывших там не сядет бездумно – весело к малознакомому (незнакомому) «покататься» в машину.
Учитель: «Один необдуманный шаг – и каждая из вас может быть на месте этой девушки».
Со старшеклассниками (юношами) совершили экскурсию в исправительную колонию. Там через решётку поочередную с нами разговаривали трое осуждённых за изнасилование: «Парни, не будьте лохами. За какую-то минуту удовольствия лишить себя свободы. Не стоит оно того. Водка мозги вырубила. Стыдно теперь перед всеми. А главное – всё это сидит внутри и никуда не девается, и мучает, и злость на всех и на самого себя. И забыть невозможно. И зависть к тем, кто на воле. И сколько жизней сломал: и ей, и себе, и своей матери, сестре; они все теперь презирают меня.
Церковь ещё до конца не оформлена, но по воскресеньям священник проводит службы, многие замаливают грехи. А простят ли люди и Бог? У нас у каждого своя Библия. Если б кто раньше дал её почитать, я б тут не сидел. Жаль, что жизнь нельзя повернуть назад. Я теперь понял простой закон жизни на свободе: делай всё по-хорошему, так как всё можно сделать по-хорошему. А раньше делал, что хочу я.
Пацаны, здесь невыносимо, подчиняться нужно всем. Один не выдержал, покончил с собой. Лучше вам и не знать, с какими уродами тут находишься. Год отзагорал, двенадцать осталось. Плюс гепатит, туберкулёз и другая фигня.
Врубаетесь, пацаны?
У нас тут небольшая свиноферма, на работу туда – по конкурсу, со свиньями лучше; а чтоб не высовывался, могут и «вразумить». И вам всё это надо? Цените волю, маму – папу и не попадайте сюда.»
И когда семья и школа проводят планомерную работу по нижеизложенным и тому подобным тезисам, то удаётся избегать многих неприятностей.
1. Решительно настройся никогда не поощрять и не терпеть чьи-либо двусмысленные намёки.
2. Не бери подарков у парней. Потом они могут тебя шантажировать. Если берёшь подарки, ходишь с ними за их счёт по кафе, ресторанам, то они рассчитывают на твою сексуальную доступность. Твой отказ – и любезность превращается в ненависть и ярость. Тогда часто избиения, изнасилования и даже убийства.
3. Всё в тебе должно говорить «нет»: как ты одеваешься, с кем и как разговариваешь, как относишься к людям. С самого начала дай ясно понять, что ты придерживаешься нравственных принципов.
4. Не допускай вольных объятий со своими одноклассниками.
5. Обсуждение с родителями, учителями трудных ситуаций – надёжная защита.
6. Не позволяй, чтоб кто-то использовал тебя для удовлетворения своих прихотей.
7. Имей твёрдую цель – найти спутника на всю жизнь. А для этого нужно разумно общаться: узнать достоинства и недостатки, его (её) материальные и духовные запросы, цели в жизни, черты характера, привычки, кто его (её) родители, друзья, как он (она) относится к людям, что ему (ей) нравится в жизни, а что нет и многое другое.
8. А секс на первом – втором свидание – это просто по-скотски, дальнейших серьёзных отношений, как правило, не бывает.
9. Общайся с лицами противоположного пола в подходящей для этого компании, где нет алкоголя и наркотиков.
10. Предотвращай принудительную сексуальную близость, избегая ситуаций, приводящих к ней.
11. Не верь словам в первые дни знакомства «я тебя люблю» и обещаниям неземного счастья. Не поддавайся на хитрую провокацию: «Если любишь – докажи». Любовь, обман и влюблённость – это разные чувства и понятия.
12. Не заигрывай с кем-либо, если не собираешься вступать с ним в брак. У того появляется надежда. А разрыв – это мучительное разочарование, часто переходящее в ненависть с непредсказуемыми последствиями. Намеренно играть с чувствами других – жестоко.
13. Юноши и девушки! Поддаваясь искушению, вы становитесь рабами своих желаний. Зачем позволять им господствовать над вами? Проявляйте зрелость! Контролируйте свои побуждения и не давайте им вами владеть. Это только в СМИ добрачный секс представляется восхитительным, приятным и совершенно безопасным. Не забывайте об отрицательных последствиях добрачного секса.
14. Читайте литературу, помогающую вести здоровый образ жизни, создать крепкую семью, понимать других людей, предостерегающую от ошибок…
Русский поэт С. Надсон в 1883 г.: «Только начало любви хорошо: первые робкие речи, трепет девственно-чистой стыдливой души…романтические встречи… Поцелуй – первый шаг к охлаждению: мечта близкою стала, с поцелуем роняет венок чистота, и кумир низведён с пьедестала. Взгляд, прикованный прежде к прекрасным очам, нагло бродит теперь по открытым плечам, обнажённым бесстыдной рукою… Дальше – миг наслажденья, и пышный цветок дерзостно сорван и смят… Праздник чувства окончен… Погасли огни, сняты маски… И томительно тянутся скучные дни пошлой прозы, тоски и обмана!»
«Я твёрдо уверен, что люди… начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку – науку, как жить» (Л. Толстой). Нравственно жить. И сам он всю жизнь разрабатывал эту науку. И мы теперь, шагнувшие ещё на одну ступеньку цивилизации, неужели не можем, не сможем, не хотим внести и свою лепту в разработку этой науки, хотя бы практикой ежедневной жизни по законам общечеловеческой морали и воспитания близких в том же духе? Чтоб нам и нашим потомкам жилось лучше, чем предыдущим поколениям, чтоб они (потомки) были лучше нас и это неугасающее стремление к идеалу, к лучшей жизни, делающее человека Человеком, передавали дальше. Не постараться для своих детей, внуков, правнуков – значит предать их уже сегодня.
Когда унесёт быстротечное время,
Как ветер листву, наши годы и дни,
Останется в людях нетлённое семя
Добра и любви, что посеяли мы.
Александр и Инаида
Васильевы, педагоги,
г. Витебск, Беларусь. 

КОНЕЦ.
Пожалуйста, нажмите внизу под этой статьей на значки социальных сетей (Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Мой мир, Твиттер, Живой Журнал, Гмайл +) и дайте ссылку на мою статью в эти сети, чтобы ее прочитали и другие люди. Спасибо, дорогой друг!

Теперь, пожалуйста, напишите хотя бы коротенькую рецензию на мое произведение (очень интересно ваше мнение). Для этого внизу этой страницы нажмите на слова -- Написать рецензию. После написания рецензии под ней, пожалуйста, поставьте Вашу оценку для рейтинга:  точку в кружке "понравилось". Большое спасибо!


Читайте, пожалуйста, другие мои произведения на этом же сайте Проза.Ру, их перечень у меня на странице -- http://www.proza.ru/avtor/sascha2011tut или нажмите внизу этой странице -- Другие произведения автора Васильев Александр Анатольевич, там и координаты для связи со мной. Там ссылки на мои странички в социальных сетях, добавляйтесь, пожалуйста, там ко мне в друзья и пишите мне сообщения. А кто публикует свои произведения здесь на Проза.Ру, то, пожалуйста, там на моей странице нажмите Добавить в список избранных, чтобы было легко меня найти.


Кто желает, пишите мне по адресу -- va5i1i3v@yandex.by

Можно писать на мою страничку Вконтакте –

https://vk.com/id439578744

Можно писать на мою страничку в Одноклассниках –
https://ok.ru/profile/587826732862

Можно писать на мою страничку в Моем мире –
https://my.mail.ru/mail/vip.vasilev3333/


Пишите мне, пожалуйста, отзывы. Интересна точка зрения на мое творчество.


Рецензии