Пить или жить?

Опубликовано в газете Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Медицинский вестник», №39 – 2010, в г. «Пенсионер», №17 – 2010, в «Настаунiцкай газеце» за 12 июля 2003 г.
Актуально
Пить или жить?
Мне39 лет. Я не употребляю спиртное совсем. Никогда. Так меня воспитала мама, а потом я сам себя воспитывал. Она педагог с45-летним стажем. Часть моих родственников не употребляют спиртное. А отец мой умер, когда мне было 6 лет. Я расскажу, что делали она и я и что можно, как мне кажется, сделать, чтобы люди, особенно молодежь, не злоупотребляли или не употребляли спиртное.
О том, что алкоголь вреден, что он канцероген, мутаген, наркотик, разрушает весь организм человека, особенно быстро мозг, нервную систему, доводит до слабоумия, укорачивает жизнь, что от него погибли и гибнут миллионы, знают все. С алкогольной проблемой сталкивается каждый, даже непьющий: пьют родственники, сослуживцы, соседи, знакомые и незнакомые. Это проблема всего общества.
И пьют от дворника до профессора, от пионера до пенсионера, по поводу и без. Народное гулянье – пьянка, иначе – не весело. Непьющих авторитетов в обществе почти нет, а должно быть много. И ими должны быть в первую очередь руководители предприятий и люди, которые у всех на виду, кто считает себя интеллигентным человеком.
Алкоголь– самое доступное средство создания идиотов. На 1 января 1991 г. в СССР насчитывалось 10 миллионов дебильных детей («Комсомольская правда»). А кто сосчитал, сколько их прибавилось за последние 20 лет? Когда, по исследованиям российского профессора Бойнева, употребление алкоголя в России, Беларуси, Украине выросло за эти годы в 6 раз (Белтелевидение, «Права человека»,14.03.2010).
Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было трезвым. Жажда знаний– это то, что прочно удерживает человека в его звании. Алкоголикам и детям алкоголиков, как правило, неведомо, что такое жажда знаний. Для этого голова должна быть светлой, неповрежденной алкоголем.
Назову некоторые методы, которые, по моему мнению, помогают воспитать детей, которые не будут употреблять алкоголь.
Положительным должен быть пример родителей: они сами не должны употреблять спиртное.
Тренировать с детства умение противостоять соблазнам.Вселять уверенность в том, что он сильный духом, не слабак и не поддастся коварному врагу, несущему смерть – алкоголю.
Постоянно заполнять душу ребенка добром. Тренировать в творении добра.
Воспитывать трудолюбие. Приобщать к христианской религии. Воспитывать гордость за свой род (или хотя бы за себя). Постоянно контролировать, как дети проводят свободное время. Анализировать с ребенком факты пагубного влияния алкоголя на человека. Прививать любовь к знаниям(мудрости). С самого раннего детства в доступной возрасту форме раскрывать перед ребенком все богатство природы, человеческих отношений, увлечений, культуры, чтобы он видел, сколько более интересного и полезного в мире, чем алкоголь.
Знакомить с настоящими ценностями в жизни. Это семья, любимая работа, здоровье, хорошие друзья, положительные родственники, материальные блага, добытые своим трудом и знаниями, общение с хорошими людьми, честность и порядочность, патриотизм, забота об общественном благе в меру своих сил и возможностей…
Ставить краткосрочные и долгосрочную привлекательную цель в жизни, которой не достигнешь, употребляя алкоголь.
Часто в жизни мы слышим родительский крик отчаяния: «Помогите, сын пьет. Слабохарактерный. В плохую компанию попал. Что делать?»
Хочется сказать им: «Разве не сами вы воспитали своих детей? И их характер тоже».
Воспитание– это правильная жизнь родителей на глазах у детей.
Кому-то может показаться, что жить и не употреблять спиртное – это тяжело. А разве легче будет потом, когда сын или дочь станут выпивать и ничего уже нельзя будет сделать?
У известного педагога А. Макаренко есть слова о том, что если «мы захотели и сумели родить ребенка, то должны захотеть и суметь отдать ему все свои силы, знания, время…»
«Умел дитя родить – умей  и научить», - народная мудрость. Не умеешь – учись. Ибо от твоего ненаученного дитя – горе всем и в первую очередь ему.
Вспоминаю слова Л. Толстого: «Люди знают свойства алкоголя приглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели, но становятся от этого более грубыми, злыми, глупыми».
Чаще всего причиной употребления спиртного многие называют желание расслабиться. Но какое ж это расслабление, если мы от тех, кто выпивает, чаще видим злость и агрессию?
Не зря же философ Сенека, который жил 2 тыс. лет тому назад, сказал: «Опьянение –это добровольное сумасшествие». Настоящее расслабление, по-моему, - это общение с добрыми людьми, искусством, природой, детьми, животными, творение добра, любимое дело…
Примерно в 10-13 лет некоторые мальчики тянутся к рюмке, понятно, что только чтобы подражать взрослым. Запретный плод сладок. И я в таком возрасте спрашивал у мамы: «Почему люди выпивают?» Она отвечала, что их не научили видеть настоящие ценности в жизни. И учила меня. А однажды купила «пол-литра» черного рижского бальзама, налила мне в чайную ложку и спросила: «Ну что? Наше вишневое варенье вкуснее?» И я был согласен с ней. Но этот бальзам, мы пили года три (в чай капали – простуду лечить), мама еще и соседей умудрялась угощать.
Когда женился в деревне мой двоюродный брат, мы поехали туда на свадьбу (мне был 21год). Конечно, я, мама и некоторые другие родственники там не пили, если не считать глотка шампанского за здоровье молодых. К выпивке меня не тянуло, но мама сказала: «Свадьба будет два дня, ты за это время всю выпивку перепробуй. Учитель должен знать все, чтоб при случае смочь ответить ученикам». И я наливал по ложке всего и смаковал. Так что все «смаки» знаю. И этого, уверен, мне хватит на всю жизнь.
Если родители не заполняют душу ребенка добром, не учат его творить добро, то душа заполняется злом, в том числе и склонностью к алкоголю.
Сколько я себя помню, я видел (и вижу) свою маму в творении добрых дел, и с самых ранних лет она и меня к этому привлекала. Во дворах тех домов, где мы жили, разбивали цветники и ухаживали за ними все лето. Помогали одиноким пенсионерам в работе на огороде. Делаем ксерокопии полезных статей из газет и журналов, подбираем проверенные, но многим неизвестные народные рецепты, помогающие излечить различные заболевания, отправляем их по почте людям, рассылаем в различные СМИ.
Приучать ребенка творить добро – это самое легкое в воспитании, поскольку поле деятельности большое, стоит только оглянуться вокруг. От творения добра в душе остается ощущение силы. Я все могу! Эта воспитанная добром сила духа проявится и тогда, когда нужно будет устоять перед соблазном выпить. Мне тоже такие соблазны подбрасывала жизнь: «Пойдем, повеселимся!» Но я отвечал друзьям с улыбкой: «Мне без бутылки веселей».
Когда я учился в 9 классе, моя мама, заранее договорившись с главврачом роддома, провела экскурсию всего класса в роддом. И мы там увидели малюсенького, худюсенького, синюшного, мертвого ребенка, родителями которого были алкоголики. Шок был, наверно, у всех.
А потом на уроке объявила: «Тема домашнего сочинения – «Мои родители». Чьи родители, родственники употребляют спиртное, описать их «художества» в пьяном виде, не жалея красок. Дать сочинение прочитать родителям. Многие после этого дали обещание не пить или только по праздникам.
В классе проводили и различные беседы. Вот некоторые их темы:
1.«Не стань таким, как я»; приглашали ставших инвалидами или бомжами из-за алкоголя.
2.«Стань таким, как я»: беседы с теми, кто не употреблял спиртное. Среди них были и спортсмены, молодые, красивые, они демонстрировали свое мастерство, отвечали на вопросы учащихся, рассказывали о своей жизни.
3.«Современная медицина об алкоголе»: беседы с врачами.
4.«Не дай себя победить»: обсуждение доктрины А. Даллеса, выдвинутой им еще во время Второй мировой войны и направленной на раскол русской нации, на утверждение чуждых нам ценностей, на превращение человека в зверя и ничтожество. Вот некоторые постулаты этой доктрины.
«Окончится война. И мы бросим все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в них верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа.
Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства (это наблюдаем сегодня).
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и станут никому не нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов». (Разве сегодня у нас этого нет?).
В классе у нас была книга «Мудрые советчики»- высказывания великих людей всех эпох и народов и народная мудрость об употреблении алкоголя. А в книгу «Убереги себя» все ученики класса собирали из газет и журналов документальные сведения о том, как люди страдали или погибали от алкоголя. И сочинение писали: «Что я сделал бы, чтобы люди не употребляли спиртное». Во многих странах существует немало социальных программ, направленных на предотвращение алкоголизации населения. Есть такие и у нас в Беларуси. Но эффективность от них низкая, так как государство поступает двойственно: с одной стороны прилагает некоторые усилия к уменьшению алкоголизации, а с другой – делает все возможные, чтоб пополнять бюджет за счет спиртного. И немало этих денег, состоящих из слез, крови, болезней, горя, преступлений и смертей пьющих, их родственников  и посторонних людей, идет на ликвидацию последствий пьяной жизни общества.
В России и РБ более 12 литров потребления алкоголя на душу населения. 8 литров – доза, за которой начинается вырождение нации.
Я никогда не видел свою маму с рюмкой в руке или чтобы она поддерживала чей-то бессмысленный пьяный разговор, где царит искусственное веселье. Сколько времени тратится людьми впустую в местах такого увеселения!
Безалкогольный стиль семейной и общественной жизни –самое сильное воспитание. Многим трудно представить, как это: спиртное в доме, а никто не пьет! Его используют для бытовых нужд, для компрессов. Мы приезжали с мамой к многочисленным родственникам– те сразу на стол выпивку. А мама им: «Это будет не разговор, а пьяное балаканье, о чем беседа шла, назавтра не вспомните. Мы видимся не так часто, будем все делать на трезвую голову, чтобы умные советы запомнились, мы порадовались, кто в чем преуспел. Назревшие проблемы всем миром обсудим, поможем, для того мы и родня».
Настоящая родительская любовь узнается по одному критерию: мать и отец сделают для ребенка все возможное и невозможное, чтобы он вырос Человеком! И себя изменят в лучшую сторону, чтобы в его глазах быть тоже Человеком!
Мой одноклассник Олег заявил отцу: «Если ты не перестанешь пить и издеваться над мамой, сестрой и мной, я уйду из дома. Или стану алкоголиком, как ты. Хорошее не скрывают от людей. Ребята гордятся своими родителями, а на меня в классе смотрят как на сына алкоголика. Не пойду больше в школу! Зачем ты семью заводил? Другие живут и радуются, а мы мучаемся. Надоело все!»
У Олега был талант музыканта, чему радовалась вся семья. Не ожидал оторопевший отец от повзрослевшего сына такого воспитательного урока. Пообещал не пить вообще или пить только по праздникам.
Индивидуальная работа велась с каждым пьющим родителем, с подростками, которых уличали в употреблении спиртного. «Поможем друг другу» - так назывался наш клуб для родителей. В нем взрослых приглашали на лекции, обучали пьющих медитативному тренингу, помогающему в борьбе с зеленым змием (мы с мамой окончили для этого курсы).
Сильнее из людей тот, кто побеждает свои привычки. Характер закаляется. Ведь человека уже привык побеждать и ощущать радость от победы! Такой старается совершенствоваться до конца дней. Это тяжелый труд души.
Трезвый образ жизни – в значительной степени и моральное совершенствование, воспитание воли.
Когда я вырос, мне было интересно, отчего люди выпивают, при возможности беседовал с ними. Обычно они находили какую-то смехотворную причину, чтобы оправдать свою слабость.
Любая вредная привычка затягивает, требует больше времени и сил, поглощая все мысли. Вот только все меньше удовольствия от нее. И уже тяжело отказаться от этого искусственного взбадривания или расслабления рюмкой; воздержание сопровождается вспышками гнева, тоской, приступами паники, нервной дрожью, угнетенным состоянием, физической болью…
Еще140 лет тому назад Достоевский писал: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, то есть по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть, вся народная будущность… Какое может родиться поколение от таких пьяниц?»
Одному древнегреческому философу богач сказал: «У тебя знания и красноречие, у меня золото, красивые рабыни и вино. Если я позову, то твои ученики перебегут ко мне».  «Верю, потому что твоя задача намного легче: ты тянешь людей вниз, а я стараюсь поднять вверх».
Мы, рискуя своей репутацией и даже жизнью, пытались отвратить некоторых родственников от алкоголя. Известно, что не допустить легче, чем потом опять вывести на трезвую дорогу жизни.
До тех пор, пока политика государства не станет патриотически антиалкогольной, направленной на защиту нации от уничтожения алкоголем, пьянство будет процветать. Это теперешнее наше поле Куликово.
Если сократить потребление спиртного, это пойдет на пользу экономике, и в конечном счете улучшится жизнь каждого.
Высокие цены на алкоголь, строгая ответственность за «левую» реализацию спиртного, запрет рекламы алкогольной продукции (она нарушает конституционное право граждан на здоровую социальную среду и охрану здоровья), активная позиция СМИ, священнослужителей, врачей, педагогов, правоохранительных органов – все это способствовало бы снижению алкоголизации общества.
Известно немало примеров, когда священники на территории своих приходов устраивали зоны трезвости (где никто не употребляет алкоголь). А в 1914 г. вся Россия устроила зону трезвости («сухой» закон), об этом премьер-министр Великобритании Л. Джордж сказал: «Это самый величественный акт национального героизма, какой я только знаю».
Каждый выбирает себе жизнь: один к погибели, другой – разумное, доброе, вечное. Задумаемся над этим. И все же я верю: мир придет к всеобщей трезвости, так как другой путь ведет  – к гибели.
Александр ВАСИЛЬЕВ,
педагог,
г. Витебск

КОНЕЦ.
Пожалуйста, нажмите внизу под этой статьей на значки социальных сетей (Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Мой мир, Твиттер, Живой Журнал, Гмайл +) и дайте ссылку на мою статью в эти сети, чтобы ее прочитали и другие люди. Спасибо, дорогой друг!

Теперь, пожалуйста, напишите хотя бы коротенькую рецензию на мое произведение (очень интересно ваше мнение). Для этого внизу этой страницы нажмите на слова -- Написать рецензию. После написания рецензии под ней, пожалуйста, поставьте Вашу оценку для рейтинга:  точку в кружке "понравилось". Большое спасибо!


Читайте, пожалуйста, другие мои произведения на этом же сайте Проза.Ру, их перечень у меня на странице -- http://www.proza.ru/avtor/sascha2011tut или нажмите внизу этой странице -- Другие произведения автора Васильев Александр Анатольевич, там и координаты для связи со мной. Там ссылки на мои странички в социальных сетях, добавляйтесь, пожалуйста, там ко мне в друзья и пишите мне сообщения. А кто публикует свои произведения здесь на Проза.Ру, то, пожалуйста, там на моей странице нажмите Добавить в список избранных, чтобы было легко меня найти.


Кто желает, пишите мне по адресу -- va5i1i3v@yandex.by

Можно писать на мою страничку Вконтакте –

https://vk.com/id439578744

Можно писать на мою страничку в Одноклассниках –
https://ok.ru/profile/587826732862

Можно писать на мою страничку в Моем мире –
https://my.mail.ru/mail/vip.vasilev3333/


Пишите мне, пожалуйста, отзывы. Интересна точка зрения на мое творчество.


Рецензии