Баня

Георгий Моршанский
Баня в тундре первое дело. Когда позволяют обстоятельства, почему не помыться, а то и попариться? В полевых условиях это не всегда возможно. Обычно выбирают солнечную погоду. Из палатки выносят все лишнее. Подойдет и старая брезентовая палатка. Жарко топят железную печку. Греют воду на костре. Можно еще какой-нибудь таз приспособить и в него положить раскаленные камни. Получится почти каменка. Мойся на здоровье, постирушки устраивай.

На буровой другое дело. Небольшая баня–балок устанавливается прямо на санях и оборудуется соответствующим образом. В ней есть предбанник и парилка, которая часто совмещается с моечным отделением, печь с каменкой и емкостью для нагрева воды, полки и прочее, что необходимо в бане, включая березовые или пихтовые веники.

Недалеко от буровой на берегу реки располагался лагерь геологов. Это была обычная маршрутная пара: геолог и студент в качестве рабочего. Вот и решили они вечерком сходить на буровую, бегло керн набуренный посмотреть и помыться заодно. В тундре прислуги нет. Захотел помыться – пожалуйста! Бери топор и коли дрова, топи печь, а при необходимости запасы воды в бане можно пополнить.

Сухой «листвяк» колется хорошо, да и горит жарко. Забросили гости дровишки в печь и стали ждать пока баня нагреется и дым с угаром выйдет. Показалось им, что маловато протопили и подбросили еще, не поскупились. Баня прогревается постепенно. Часа через три-четыре самый раз будет, но геологам невтерпеж. Добавили для верности еще несколько поленьев, подождали немного и пошли мыться, да париться. Хорошо!

После бани неплохо бы водочки откушать. Да где ее взять на буровой? У геолога «закуркована» бутылка спирта, но это на самый крайний случай. Пойдет и чай. Благодать! Праздник души и тела.

Повариха встает рано. Надо успеть завтрак приготовить. Сразу после семи дневная смена подойдет, а через час те, кто работал в ночь. Смотрит, а из бани дым просачивается наружу. Пыталась заглянуть внутрь, какое там, горит все. Подняла переполох дама: «Пожар! Горим!». Народ из балков повыскакивал и к бане. Дизелист метнулся к насосу и давай поливать. Лил воду из шланга снаружи и через крышу с риском для жизни. Худо-бедно потушили сооружение.

Начали разбор «полетов». Пришли к выводу, что температура за ночь набрала такие обороты, что стала тлеть стена возле печки, а потом и вовсе загорелась. Она и раньше сильно грелась, а здесь такие клиенты. Теплоизоляция оставляла желать лучшего. Короче, вывели из строя «банный комплекс», не помыться, не постираться.  Снаружи баня стояла как прежняя, но внутри все выгорело, а что не успело, то покрылось толстым слоем сажи. Буровой мастер Володя сокрушался и клял геологов.

На базу о пожаре сообщать не стали. Никто не пострадал. Баня на балансе не числилась. Своими руками мужики изладили. Вспомнилась фраза: «А что казаки? Казаки – наср…ли и ускакали!». Подались геологи к себе в лагерь от греха подальше.

Баню новую позже построили.
Одним словом, с легким паром!

Сентябрь 2018 г.