Рецензия на роман Грэй Льва Вишни

Александр Галяткин Юлия Фадеева
               Рецензия на роман "Грэй" Льва Вишни

http://www.proza.ru/2017/12/10/1940

«"Грэй" - это русский хоррор, он полностью аутентичен, в нем нет англиканских идей». Так считает сам автор романа Лев Вишня, прозаик из Екатеринбурга. А точнее, он определяет жанр как хоррор-новеллу. С русским хоррором вообще все сложно. В последнее время вышло немало отечественных "ужастиков", уже одни названия которых призваны до смерти напугать читателей. Но тем почему-то не страшно, в отличие от читателей английских, американских, испанских и даже японских, у которых давно прижился этот жанр. На мой взгляд, "Грэй" - все-таки приключенческий роман с элементами хоррора. 
Лев Вишня предоставляет читателям уникальную возможность погрузиться в мир магии и узнать много магических технологий. Авторская интерпретация русской черной магии, по-моему, намного интереснее, чем тетради Мансура, Серафимы Черной и прочий новодел.
Действие романа происходит в Санкт-Петербурге в наши дни. Семнадцатилетняя Аня Звягинцева становится обладательницей черепа колдуна, с которым устанавливает контакт. Это вам не сентиментальная сага о бедной влюбленной девушке, а жесткая история о юной чернокнижнице, одержимой любовью к демону Грэю и местью к врагам. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому любительницам сладкой патоки хеппи-эндов роман читать не стоит. Однако я бы упрекнул автора в излишнем гуманизме. Лично мне не хватило настоящего зверства - описания чистых инстинктов героини, все же отомстившей врагам за свои мучения и убийство Грэя.
Тем не менее автор виртуозно закручивает сюжет. Скучать читателю точно не придется. И персонажи узнаваемы, все они живут рядом с нами. Так и должно быть после прочтения качественного романа.
Что касается проблемы жанра, то ее как таковой, по большому счету, и не существует. Когда персонажи становятся частью жизни писателя, а потом читателей, роман выходит за рамки жанра и других условностей. Тогда мы оказываемся в созданном автором мире, в его реальности. Персонажам таких романов тесно в рамках текста, и они оказываются среди нас. Иной раз останавливаешься в изумлении среди людской толпы и спрашиваешь себя: "Дядя Ваня? Неужели..." Бывает, и Петя Верховенский зыркнет так, что мороз по коже, и Анна Каренина, бедняжка, посмотрит с такой укоризной...
Героиня романа "Грэй", тоже Анна, была убита автором во цвете лет - взяла и утопилась. На том роману, казалось бы, и конец. "Донна Анна спит, скрестив на сердце руки, донна Анна видит сны..." Считаю, что автор все же не должен так поступать с персонажем, который, между прочим, уже вышел из текста, став частью его жизни. А что же с ней теперь делать, с этой Анной? Ответ есть: писать продолжение, даже если потребуется вся оставшаяся жизнь. Роман того стоит, да и героиня его заслуживает большего, чем смерть. Надеюсь, так и будет. В литературе есть примеры того, как убиенные авторами персонажи воскресали. Остап Бендер никак не мог умереть в финале "Двенадцати стульев". Вот и в смерть Анны мне как читателю что-то не верится.
Успехов талантливому автору!

Александр Галяткин