Часть 10. Прелестная грация величия, Столыпина

Владимир Конюков
Часть 10. Прелестная грация величия, Столыпина.



     Мария Аркадьевна Столыпина.
По страницам энциклопедий и справочников, страницы биографии незаурядной женщины 19 века. Напомнить читателю эпизоды жизни…

«Когда Марии было 6 лет, скоропостижно скончался ее отец, а мать осталась одна с 7 детьми. А в 14-летнем возрасте Мария лишилась и матери. Дети переехали к дедушке с бабушкой. В доме Мордвиновых часто бывали известные художники, поэты и композиторы. Детям прививали любовь к музыке, литературе и живописи».

     Внучкой была «… адмирала Николая Мордвинова, дочерью обер-прокурора, сенатора Аркадия Столыпина, двоюродной теткой Михаила Лермонтова. В их доме бывали Карамзин, Кюхельбекер, Грибоедов, Рылеев, Сперанский. Брат Марии Алексей слыл первым красавцем Петербурга и был сослуживцем и приятелем Лермонтова».
Брат Марии, Алексей, прозвище «Монго», сопровождал Лермонтова в Пятигорск, где поэт погиб при загадочных обстоятельствах… Смерть до сих пор обставлена, как дуэль,… которой не было или придумана?

     Близкие родственники друг к другу, рода Столыпиных и Лермонтовых.
Взаимоотношение родни были напряжённые, временами до полного разлада. Длились со времени дележа внука бабушкой Арсеньевой с зятем, отцом Михаила. Мать Миши, дочь бабушки умерла, извечная проблема, судьба детей.
Обещание огромного бабушкиного, столыпинского состояния внуку, но только внуку, без всех остальных родственников, ставшего чуждым, рода Лермонтовых. Причитающего богатого наследства будущему поэту, по достижению 16 лет.
Прочитав завещание, он написал,
«Ужасная судьба отца и сына
 Жить розно и в разлуке умереть,
 И жребий чуждого изгнанника иметь…».

     «… на даче близ Петергофа у отца. В августе 1832 года там впервые Мария Аркадьевна (ей было 13 лет) увидела своего двоюродного племянника М. Ю. Лермонтова (ему было 18 лет), только что приехавшего из Москвы с бабушкой Е. А. Арсеньевой».
Подружились, были молодые, родовые распри старших не замечали. Оба интеллектуально развитые не по годам, даже сложился творческий союз…

     «Когда Мария Аркадьевна начала выезжать в свет, она тут же обратила на себя внимание. Ценитель женской красоты Николай I хотел сделать ее фрейлиной при дворе, но адмирал Мордвинов поспешил выдать внучку замуж, дабы она избежала участи многих придворных красавиц…».
«Ее мужем стал богатый помещик и дипломат Иван Бек. Он был человеком одаренным и разносторонним: писал стихи, занимался живописью и музыкой, был видным государственным деятелем. Однако брак, заключенный помимо воли невесты, не принес ей счастья и продлился недолго. Через 5 лет после свадьбы Иван Бек скончался».
«После смерти мужа Мария Аркадьевна унаследовала большое состояние, она вела светскую жизнь, часто бывала на балах. В 1847 г. она оправилась за границу и в Константинополе познакомилась с князем Павлом Вяземским…
Вскоре она вышла за него замуж…».

     … «Она позировала лучшим портретистам первой половины XIX в., но самым известным стал ее портрет кисти Карла Брюллова…
заставляла о себе говорить выдающихся людей своего времени. Они восхищались ее красотой и обаянием, хотя, по мнению многих, сам Брюллов не разделял всеобщего восхищения».

     «Многие представители рода Столыпиных отличались незаурядной красотой. Мария Аркадьевна тоже часто слышала в свой адрес комплименты. Один из современников так о ней отзывался: «Не запомню красоты, подобной её. Это была прекраснейшая мраморная статуя величайшего из художников, оживленная изящным сочетанием грации и величия... Её наружность напоминала двух женщин: величественную королеву средних веков и библейскую женщину, покорную и святую… Её появление приносило в комнату точно луч света; она садилась, светлая и спокойная, и около неё установлялась ясная погода, веяло миром прекрасной души и чистой, как у младенца, совести».

     … Необычное.
Портретное сходство Марии Столыпиной и Натальи Гончаровой, жены Пушкина. Прежде всего, длинный тонкий европейский нос обеих. Не мудрено, у Марии английская наследственность, у Натальи, шведская.
Немаловажно, стиль, приёмы, художников того времени, писать и подражанием, и манерой более известного собрата.

     Брюллов рисовал Марию не один раз и по  разному.
«… Брюллов по каким-то причинам не разделял всеобщего восхищения Марией Аркадьевной. Художник писал немало заказных портретов, но именно в этом «парадная официальная интонация не оставила места естественности и даже приязни художника к модели». По свидетельству современников, Брюллов называл свою модель «Бекшей» и не испытывал к ней теплых чувств. По мнению критиков, «свое равнодушие к героине портрета Брюллов возместил чрезвычайной тщательностью в исполнении деталей туалета и интерьера. Подчеркивая красоту светской дамы, он придал ей безжизненный, кукольный характер».

     У художника Брюллова отец был французом, мать немка. И политические пристрастия в то время влияли на взаимоотношения в аристократическом обществе, откровенно заметно, плюс личные предпочтения…
Карл Павлович Брюллов, знаменитый русский портретист,  в своё время категорически отказался сделать портрет Натальи Гончаровой, её рисовал его брат, Александр. Причины были…
«Бекша» и её родовое влияние на всё придворное, а художников, даже знаменитых, относили к придворным, обслуживающим господ. Платили при жизни им копейки… Знали бы о будущем своих картин, баснословных ценах на живописные творения...

     После смерти мужа, поэта Ивана Бека, с прозвищем «бекша» рассталась.
С 1847 года, во втором замужесте, стала зваться Вяземской.
«В свете княгиня Вяземская имела большой вес, она занималась благотворительностью и была награждена знаком отличия Красного Креста. О ней говорили как о женщине справедливой и прямолинейной, чуткой и восприимчивой…».


Конец 10 части.
Продолжение следует.