Пустота и голос

Коробков Николай
     ПУСТОТА И ГОЛОС
    
     Двое разговаривали между собой. Говорил один, и говорил другой:
     -Когда из жизни человека уходит очень значимый, очень дорогой для него человек, в нем сразу же образуется пустота. Место, которое в нем занимал ушедший, теперь пусто. И эта пустота очень чувствуется. И это место так и остается не заполненным. Потому что его уже ничем нельзя заполнить. Это место было только этого, ушедшего человека, и оно так и останется только его. Это место так и останется молчащей пустотой, зияющей бездной, непроходящей, мучительной тоской по утраченному…
     А если этот человек занимал в другом человеке не просто какое-то место, а очень большое, вы представляете, какая в человеке образуется пустота? Может быть, чуть ли не полное опустошение. Такая потеря для человека это, может быть, потеря для него всего, всех смыслов. Это страшно. Это может грозить ему гибелью…
    
     -Вы сказали, что в человеке, после ухода из жизни очень значимого для него, очень дорого ему человека, образуется пустота, молчащая бездна. Может, бывает и так. Но не всегда. Вот у меня не так. Любимый человек ушел, но он и остался. Остался, как образ, как голос. И даже как собеседник. Конечно, все это совсем не то, как было прежде. Но ведь – не пустота, не молчащая бездна.
     Ушел человек. Он был мне очень дорог, очень нужен. Нас связывало сильное чувство, между нами были прекрасные отношения. Мне с ним было очень хорошо. Но вот он ушел. Он ушел, но и сейчас во мне живет его образ и его голос. Я очень помню его. Он дарит мне радость, он помогает мне жить, мне с ним хорошо, он мне очень нужен, и он – со мной. Не так как прежде, понятно, но все же со мной…
     А когда – пустота, когда молчание… Может, между людьми… как бы это сказать? – не было такой близости душ, таких близких, доверительных отношений? Так бывает – человек близкий, все для тебя сделает, и даже забыв про себя, а вот такой душевной близости с ним, таких очень теплых, чувственных, эмоциональных, доверительных отношений, которые, казалось бы, обязательно должны были бы быть, нет. Этому могут быть разные причины. Может быть, в этом - дело? Один уходит – и вместо него – пустота, тоска и молчание, а другой уходит – и вместо него – живой, светлый образ и голос в душе. Вы как думаете?
    
     -Не знаю. Мне кажется, то, что вы говорите, - это довольно обидные и несправедливые слова по отношению к кому-то из ушедших.
    
     -Почему обидные и несправедливые? Если действительно было так - так уж сложилось. На это были свои какие-то причины. И потом мои слова имеют одинаковое отношение, как к ушедшим, так и оставшимся. И они, вообще, - к оставшимся.
     Каждый человек должен знать, что когда закончится его земной путь, и он уйдет, для тех, кого он знал, и тех, кто его знал; для его близких и не близких, он может остаться по-разному. Он может остаться чувствуемой пустотой, которую ничем нельзя заполнить, и которая есть молчащая бездна, щемящей тоской по утраченному. А может остаться светлым, дарящим радость, образом; голосом, помогающим жить…
     А может вообще ничем и никак не остаться…