Черкесские сады

Александр Ключарёв
Берега Геленджикской бухты, закрытой от континента горным хребтом Маркотх с великолепной субтропической природой, всегда населялись мореплавателями, нашедшими безопасную стоянку для своих плавсредств. Менялись иноземные завоеватели, оставляя после себя использованную местность и обездоленных аборигенов скрывающихся в труднодоступных нагорьях. Адыгейский-Черкесский народ издавна небольшими родовыми аулами обживал Черноморские Кавказские предгорья. Для зимнего пропитания к мясной дичи заготавливали лесные фрукты, выращенные саженцами в ложбинах вдоль водных потоков.
     В середине двадцатого века, нетронутые цивилизацией горные неудобья, хранили в себе сокровенные «Черкесские сады». От Геленджикской бухты к Михайловскому перевалу по ущельям ещё сохранялись компактно произрастающие фруктовые растения. Узкие серпантинные грунтовые дороги вдоль речек, по склонам обозначивались вековыми деревьями грецких орехов местами расцвечиваясь красной осыпью в кронах ажурных листочков боярышника. Нижний ярус кустарников алеющего кизила и сизого тёрна заплетался лозами ожины с чёрными ароматными кистями.
     Под пологом сомкнутых ветвей, извилистая дорога семнадцатым километром приводила к урочищу речки Жане, ограниченном мегалитом огромного песчаника. Отсюда дорога круто взбиралась на горный перевал. Проходя по тропе вдоль журчащего водотока, продирались сквозь густые дебри шиповника и свисающие с деревьев лозы дикого винограда с редкими гроздями мелких синих бусинок. Углубляясь в лес нехоженым путём, всё чаще встречали раскидистые кусты лещины с фундуковыми орешками. Светлые опушки обступала развесистая алыча, обильно наряженная жёлтыми пряными шариками. Идя по берегу, переходя вброд мелкую речку с кристально прозрачной водой, выходили в распадок к солнечной полянке. Обрамляющее редколесье состояло из райских яблонь с кислыми мелкими жёлто-розовыми плодами. Сливы-терновки склоняли к земле ветви с обильным урожаем. Величаво возвышалось корявое дерево, усыпавшее землю твёрдыми зелёно-коричвыми грушами. Сиротливо сторонились деревца с ранее объеденными жерделями.
     Усталость снималась обмыванием в купели под прохладными струями водопада. Собранные фрукты в холщёвых торбосах взяты на спину. Продолжительный обратный путь с закатным солнцем по безлюдной таинственной лесной дороге впотьмах приводил домой на берег Геленджикской бухты.
     Принесённый лесной дар высушивался на солнце и коптился дымом от костра. В ненастное зимнее время с удовольствием принимали вкусный и полезный напиток «взвар» с благодарностью к Черкесскому народу и Творцу всесущего.