Разум и человеческий фактор

Олег Ксюк
               

    Словарь русского языка разъясняет: разум – это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, ум интеллект, в противоположность чувству. Красиво сказано. Только я хочу подчеркнуть – противоположность между разумом и человеческим фактором (рождаемым всеми органами чувств) очень и очень существенная.
    Рассмотрим самое маленькое (и, наверно, самое важное) общественное звено – семью. Создал ее человеческий разум. В каждой, отдельно взятой стране, свои законы, стоящие на страже совместной жизни мужчин и женщин, но все они призваны гарантировать наличие постоянного сексуального (полового) партнера, рождение и воспитание детей, надежную финансовую и моральную взаимопомощь, создание повседневного уюта, твердой уверенности в завтрашнем дне и устранения чувства одиночества.
    Если два человека образуют семью по любви – это хорошо, но наличие сердечной привязанности не самый веский аргумент для ее создания, главное – желание двух людей сочетаться браком. Одна из героинь знаменитой поэмы Пушкина «Евгений Онегин» так ответила своему бывшему ухажеру, не захотевшему предложить ей свою руку и сердце: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». В данном случае женщина руководствовалась разумом. А когда во взаимоотношения семейной пары вмешивается человеческий фактор, тогда появляются любовницы (любовники), возникают ревность, ссоры, рукоприкладство и даже убийства; начинаются разводы, дележ имущества; появляются дети-сироты и многие другие неприятные моменты, вызванные неразумной реакцией людей на проблемы совместной жизни. Иногда женитьбу разного рода аферисты используют или для незаконного обогащения, или для карьерного роста, но такие маневры «деловых» граждан унижают их, а не институт брака.
    Теперь перейдем к глобальной проблеме всех времен и народов – к социальному равенству людей, к этой, постоянно существующей, «головной боли» человечества. В древнем Шумере, за две тысячи лет до нашей эры, один из царей позаботился о том, чтоб «сирота не становился жертвой богача», «вдова – жертвой сильного», «человек одного шекеля – жертвой человека мины (шестидесяти шекелей)». Но, как свидетельствуют дальнейшие события, благородные усилия древнего реформатора быстро забылись.
    Читаем Библию. В «Деяниях» сказано, что под воздействием проповедей Апостола Петра «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Невольно закрадывается подозрение, что свой принцип коммунизма: «от каждого – по его способностям, каждому -  по его потребностям», Маркс позаимствовал с «Нового Завета».
    В историческом промежутке между Апостолом Петром и Марксом было много мыслителей, выступавших против социального неравенства. Наиболее смелые такие выпады зафиксированы со стороны социалистов-утопистов (Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн), между прочим, все они видные в своих странах персоны, живших в достатке, но не захотевших мириться с делением людей на богатых и бедных.
    История также знает многочисленные народные восстания против социального неравенства. Самое кровавое с них была Великая Французская революция.
    Невзирая на то, что проблемой равенства много веков занимались лучшие умы человечества, единого общепринятого мнения: как его достигнуть, каким оно должно быть и нужно ли оно вообще? – нет.
    И это понятно. Общественных наук, как таковых, которые на поставленные перед собой вопросы, дают однозначные ответы – не существует. Например, что представляет собой философия? Это длинный перечень взглядов мыслителей разных времен и народов на проблемы «развития природы, человеческого общества и мышления». Доктор философских наук может всем рассказать о том, что говорил Платон или Гегель. Это похвально. Но он не скажет: в чем они были правы, а в чем – нет, и какое практическое применение получили (или могут получить) высказывания двух великих мудрецов?
   Русские коммунисты считали марксизм единственной общественной наукой, которая не только объясняла мир, но и указывала, как изменить его. Они и решили внедрить ее (как всякую другую истинную науку) в жизнь. И…в них ничего не получилось.
    Да, жизнь, которую проповедовали Апостол Петр, известные философы и теологи многих стран мира, социалисты-утописты, Маркс, коммунисты, и в борьбе за который было пролито море человеческой крови, неплохой (если хорошенько подумать). Ну, разве плохо, когда все вокруг общее, все между собой равны, каждый с удовольствием трудится для общего блага, и все стараются сделать жизнь лучше. Наверно так и было бы, если бы «сотворил Бог человека по образу Своему», как написано в Библии. К сожалению, Святое Писание, скрыло от нас какую-то тайну появления гомо сапиенса на Земле. И в жизни мы наблюдаем ни всеобщее взаимопонимание между творениями Божьими а не желание людей в своих поступках  руководствоваться  разумом. Такое явление принято называть «человеческим фактором».               
    Человек обладает не только хорошими качествами, но и плохими. Берем в руки словарь русского языка и выписываем все слова на букву «А», которые, характеризуют всех нас не с лучшей стороны: авантюрист, аварийщик, авральная работа, авторитарный, агрессивный, азартный, алиментщик, алкоголик, аллилуйщик, алчный, амбиции, аморальный, аморфный, анархист, аноним, антагонист, антисемит, апломб, апологет, арестант, аскет, аспид, аферист, аффектированный, аховый – всего 25. Умножаем 25 на 30 (количество букв), и получаем 750 (возможно это число получится немного меньшим, но это без учета ругательных слов и перечисления расстройств нервной деятельности, которыми нередко страдают люди).
    Какое равенство и братство могут быть сейчас в существ, на вооружении которых имеется 750 «веских» аргументов игнорировать разум? Октябрьский переворот в России яркий тому пример. Вот как Троцкий в своей книге «Моя жизнь» пишет, о рассуждениях вождей победившей революции: «Не все же и не всегда для революции, надо и для себя». И дальше добавляет: «Под этим флагом шло освобождение мещанина в большевике». Люди во имя идеи всеобщего равенства многие годы гнили в тюрьмах, мерзли в Сибири, воевали на фронтах гражданской войны, а когда получили власть в свои руки, начали, в первую очередь, беспокоиться о собственно благополучии, а не об улучшении жизни своих подданных. Все правильно – человеческий фактор оказался сильнее марксизма, о котором Ленин сказал: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Оказывается, Владимир Ильич, учение Маркса и не всесильно, и не верно. Жаль только, чтоб понять это, пришлось пожертвовать миллионами человеческих жизней.
    А может, действительно, жадность, хитрость, обман и все остальные 750 «достоинств» человека является тем локомотивом, который служит прогрессу. Нужно с грустью согласиться – сейчас это так и есть.
    Но, и большое «но», страны, где правит бал правосудие, более развитые. А правосудие  - это равенство всех граждан перед законом. Значит, будущее за разумом. Все, что умно сделано, не может не улучшить жизнь людей. Когда же, как и в каком виде будет осуществлено всеобщее равенство, этого, к нашему большому сожалению, в настоящее время, сказать никто не может. А сейчас, мне кажется, главная задача всех активных здравомыслящих людей делать все от них зависящее, чтоб убрать препятствия на пути к счастливой жизни. Их же великое множество (750 человеческих факторов не дремлют). Это и диктаторские режимы с воинственными амбициями, и религиозная и национальная нетерпимость, и коррупция, и наркомания, и мафиозные структуры, и загаженные водоемы, и дурно пахнущие свалки вокруг малых и больших населенных пунктов, и многое-многое другое.