О дураках в жизни и Интернете

Дмитрий Юрьевич Медведев
Я с детства не мог понять, что значит "умный - глупый". При этом само понятие ума я для себя определил достаточно четко. Ум это способность к обработке информации и получении на ее основе каких-то выводов. У подавляющего большинства людей эта способность развита примерно одинаково (исключая редких в нашей жизни гениев и идиотов). Типа, дайте задачу на сложение - вычитание любому окончившему школу и он, вне зависимости от интеллектуальных способностей, выдаст один и тот же результат. Аналогично, дайте человеку необходимую информацию и большинство людей на ее основе сделает примерно один и тот же вывод. Далее все различия сводятся к тому, в какой сфере деятельности тот или иной человек набирает информацию. Так дядя Вася из соседнего подъезда отлично знает двигатель автомобиля, но ничего не понимает в античной истории, а я не знаю двигатель, но знаю причины падения Карфагена. Следует ли из этого, что я умнее дяди Васи? Совсем нет, как и он меня. Если бы дядя Вася провел столько времени за чтением исторической литературы, а я, соответственно, в гараже, то разбирались бы в этих вопросах не хуже друг друга.

Удовлетворившись этим результатом, я, по жизни, набирал информацию в интересующих меня областях и обрабатывал ее. Обрабатывал даже слишком сильно сказано. Скорее приводил в определенный порядок из эстетических соображений. Ну, как если вы заглядываете в платяной шкаф и видите там непарные носки вперемешку с летними брюками и трусами, накрытые сверху зимней курткой. Мне как-то приятнее, когда у меня носки и трусы лежат в одном ящике, а брюки и куртка на вешалках в шкафу.

При этом, набирая таким образом и обрабатывая информацию, я пришел к нескольким элементарным выводам:

- нельзя знать все. Мне интересна моя профессия - рукопашный бой и история, в которых я что-то знаю (или по-крайней мере считаю, что знаю, но об этом речь ниже). При этом я ни черта не понимаю в куче других вещей - в математике, музыке, психологии, выращивании редиски на огороде, а также в упоминавшемся устройстве двигателя внутреннего сгорания и так далее. Человеческая культура слишком разносторонняя, чтобы один человек знал все.

- любое знание относительно и то, что знаешь на данный момент через какой-то срок может оказаться иногда не всей правдой, иногда полуправдой, а то и откровенной ошибкой. Поэтому я очень радуюсь новой информации вне зависимости от того, подтверждает она или опровергает мои взгляды. В любом случае это возможность поворочать мозгами, разложить имеющуюся информацию в новом порядке и сделать какие-то интересные выводы. А потом спокойно ждать, когда эти выводы в очередной раз будут опровергнуты жизнью. Здесь важно не знание, а процесс познания.

- знание того, что в мире есть куча того, что я не знаю и никогда не узнаю, а также понимание того, что даже там, где я знаю это знание очень относительное привело к тому, что я начал смотреть на собственные потуги разобраться в том или ином вопросе с некоторой долей юмора и даже скептицизма. Ну чему бы доброму людей учил, а учу бить друг другу физиономии - чрезвычайно необходимый навык в XXI веке! А устройство римского легиона вообще информация первой необходимости)))).

И вот тут, общаясь в интернете на интересующие меня темы, я, кажется, начал понимать, кто такой дурак. И это оказалось совсем не связанное с обработкой информации понятие. Скорее с отношением к информации.

- дурак считает, что разбирается в любом деле. Поэтому он с одинаковым жаром и убежденностью рассуждает о ремонте двигателя, удобрении для редиски на огороде и о причинах падения Карфагена.

- дурак уверен, что его взгляды и мнения окончательны. Поэтому он в штыки воспринимает любую новую информацию противоречащую его мнению. Самый простой прием понизить ценность новой информации это наехать в ответ на ее источник: а ты вообще кто такой, козел безрогий, я таких... Откуда и идет такая волна хамства в нашем интернете.

- очень ценя свое мнение (даже если оно вычитано полчаса назад в случайном паблике), дурак просто не понимает юмора и сарказма. Для него все и всегда всерьез.

P.S. Осталось подождать, когда все, что сказано выше, окажется не всей правдой про дураков.

Статья поставлена в Интернет 18.12.16