Разные судьбы. Русские женщины-белоэмигрантки за р

Смбат Багратуни
   Разные судьбы. Русские женщины-белоэмигрантки за рубежом.

   Работая над историей русских родов с еврейскими предками, я часто встречаю  замечательных русских женщин, вышвырнутых с родины большевиками. Изгнанницы поддерживали свою русскость-русские обычаи, культуру и щедро одарили своими талантами приютившие их страны.

  Это лишь начало очерка. Каждый день может быть добавлена новая информация. 
   

  ГАГАРИНА (урожд. Эше) Елизавета Николаевна. Княгиня. (1891-1969). Актриса, воин.
 
    Потомок "Григория" Евреинова, Исаевых, Копьёвых, Марковичей, Милославских (Корсаки), Ограновичей, Черкасских (Ашина), Шафировых, возможно, Аршеневских.   

   Уроженка Риги Елизавета Эше рано потеряла отца, выходца из французов, служившего мировым судьёй в Риге. Мать, урождённая княжна Хованская, оставшись с тремя маленькими дочерьми, вернулась в Санкт-Петербург. Выпускница петербургской консерватории, овдовев, она зарабатывала на жизнь уроками музыки. По семейной традициb все её дочери учились в консерватории. Елизавета Эше окончила Ксенинский институт благородных девиц, созданный императорской семьёй для дворянских девочек-полусирот из небогатых семей. Она с детства мечтала стать актрисой. К тому времени выходцы из дворян не считали для себя зазорным посвятить себя сцене. Елизавета окончила театральное училище имени Алексея Суворина и её приняли в труппу популярного в столице Суворинского театра. Выступала она под сценическим псевдонимом Валенская. Успех её был столь велик, что ее пригласили в ведущий в России Александринский театр, но на сцене она пробыла не долго. В 1910 вышла замуж за офицера Вячеслава Лукашевича и оставила театр, посвятив себя семье. Родила двух дочерей.

   В 1914 разразилась Первая мировая война, Германия напала на Россию. Елизавета окончила курсы медсестёр и отправилась на фронт.  Полковник Лукашевич погиб, отравленный газами, в 1915. После захвата власти большевиками мировая война сменилась гражданской. Елизавета осталась фронтовой медсестрой, на этот раз в Белых армиях Деникина и Врангеля. Прошла победный путь с Кубани до Воронежа и горестное отступление к Кавказу и в Крым. Была ранена, награждена боевой медалью. Белые проиграли войну. Для Елизаветы и миллионов россиян, среди них интеллектуальный и художественный цвет русского народа, пришла пора эмигрантских скитаний. Константинополь, Варшава, откуда родом был её покойный муж, Белград, Париж.

   Эмиграцию она разделила с новым мужем, князем Владимиром Николаевичем Гагариным, бывшим полковником и командиром полка. В изгании княжна Гагарина вернулась на сцену. Уже в Константинополе она организовала один из первых театров русской эмиграции. Далее различные источники дают противоречивую информацию о перепитиях её жизни. То ли она в межвоенные годы обосновалась в Париже, где её имя актрисы часто мелькало в русской прессе, и во Вторую мировую войну снова служила медсестрой на фронте, ухаживала за ранеными фанцузскими солдатами, то ли она жила в Варшаве, затем в Белграде, где провела годы войны, и лишь после освобождения Югославии от немцев поселилась в Париже.
Б. Носик. Русский XX век на кладбище под Парижем 2017; Irina Subotic - Audio i Foto arhiv SIMI.

Примечание. Княгиня Гагарина, дочь княжны Хованской, решила возвысить своё аристократическое происхождение так же и по отцу  и "произвела" его в остзейские бароны фон Помер-Эше. Некоторые генеалоги поверили ей.

   ЛУКАШЕВИЧ-ФОРМЕНТИ (Lucacevich-Formenti, Irina) (урожд. Лукашевич), Ирина Вячеславовна (1911-1936). Италия. Балерина. (Актриса). Дочь Елизаветы Гагариной*. Звезда итальянского балета и раннего кино. Родилась в Санкт-Петербурге, умерла в Турине. Жила в Польше, Франции, Италии. Блестящий талант, рано и ярко проявивший себя, неожиданная ранняя смерть в возрасте, когда другие лишь начинают одолевать первые ступени на пути признания своих талантов. Выросла в Варшаве. Окончила консерваторию по классу фортепиано и государственную балетную школу. Прима-балерина варшавского Большого театра. В 1929-1930 снялась в небольшой роли в одном из первых польских фильмов "Красота жизни". Получила предложения от балетных трупп из нескольких стран. Благодаря триумфу Сергея Дягилева* даже после его смерти русские танцоры господствовали на сценах послевоенной Европы. Лукашевич выбрала центр европейской культуры Францию. Танцевала в "Оригинальном Русском Балете полковника Базиля". Русские выбирали броские сценические псевдонимы. Полковником Базилем был  антрепренёр из белоэмигрантов царский полковник Василий Воскресенский. Балет полковника де Базиля завоевал европейскую известность, но Лукашевич оставила его. 

   Её привлекло предложение другой эмигрантки Евгении Борисенко, обосновавшейся в Италии. Борисенко придумала для себя трудно переводимый с русского, но привлекательный для публики псевдоним "И я русская", ставший "Ия русская", и создала свою труппу. Танцовщицы "Ия русской" с огромным успехом выступали по всей Европе. Труппа посвятила себя  свободному танцу.  Её представления часто проходили под открытым небом в античных амфитеатрах или среди  других древних памятниках архитектуры.

   Лукашевич быстро выдвинулась в Италии. Ла Скала сделала её своей прима-балериной.  Одновременно она  вернулась в кино, но успела сняться лишь в двух фильмах. Комедия "Плохой субъект" (1933), созданная в стиле "Кино белых телефонов", доминировавшим в итальянском кинематографе, принесла ей актёрскую славу. На волне успеха специально для  неё Джузеппе Адами, либреттист, прославленный  сотрудничеством с тогдашним королём оперы Джакомо Пуччини, написал сценарий фильма "Фанни-балерина Ла Скалы". В основе сюжета лежали события жизни Лукашевич. Создание фильма итальянцы доверили не кому-либо из своих кинорежиссёров, а пригласили знаменитого чеха Густава Махаты. Ожидалось, что фильм завоюет экраны  всего мира, это была эпоха немого кино, но фильм не был окончен. Лукашевич погибла: в её автомобиль врезался сошедший с рельсов трамвай.  Милан похоронил беженку из России на историческом кладбище для миланцев, прославивших свой город.  Муж-итальянец воздвиг на её могиле великолепный памятник "Павшая баллерина", созданный ведущим скульптором Италии межвоенных лет Артуро Мартини.
Хованский. Князья, стр. 259-260.
https://www.imdb.com/name/nm1015194/
http://www.audioifotoarhiv.com/gosti/IrinaSubotic.html
russian ballet dancers and choreographers - accelerando: bjmd 

   СУББОТИЧ, Ирина (Subotic, Irina) (урожд. Иованович) (1941-). Сербия.  Искусствовед, музейная деятельница, музеевед. Внучка Елизаветы Гагариной*. Отец серб, начальник полиции Белграда.
   Окончила университет в  Белграде, докторскую диссертацию защитила в университете Любляны. Куратор Музея современного искусства (1965-1978), куратор, затем советник Национального музея в Белграде(1879-1995). Профессор истории современного искусства в Академии искусств в Нови-Саде (с 1996) и на архитектурном факультете университета в в Белграде (с 1997). Профессор эмерит. Организовала более 100 выставок югославского искусства в XX веке в стране и за рубежом, участвовала во многих конгрессах и симпозиумах в мире, опубликовала книги и статьи об  югославском авангарде, современном искусстве, музееведение и охране культурного наследия на 23 языках.

   Вице президент Europa Nostra — общеевропейской федерации ассоциаций, занимающихся популяризацией и защитой культурного наследия и природной среды Европы, основательница и президент Europa Nostra Сербия. Член Администрации  Международного комитета музеев современного искусства ЮНЕСКО.  Лауреат более десятка престижных сербских и иностранных наград, среди них "Золотое перо" Американского института театральной техники, Орден Искусств и литературы Франции.
        
   ШАНТИЧ, Елена (Shantic, Jelena) (урожд. Иованович) (1944-2003). Сербия. Великая балерина. Хореограф, балетолог, общественная деятельница. Сестра Ирины Субботич.

   "Сколько я себя помню, я ничего другого не хотела, кроме как стать балериной" вспоминала Шантич. С 9 летнего возраста она училась в балетной школе в Белгаде, одновременно окончила музыкальную школу, брала уроки у известных преподавателей балета во Франции, среди них великий Сергей Лифарь. Окончив балетную школу в 1962 через год была принята в  ведущий оперный театр Югославии белградский Национальный театр. Начала с небольших ролей, со временем стала прима-балериной и многие годы танцевала в главных ролях. Её репертуар отличался широтой, включал классические и современном балеты. «Золушка», «Жизель», «Макар Чудра» («Цыганская поэма»), «Лебединое озеро», «Сильфиды», «Анна Каренина», «Пер Гюнт», Сказки Гофмана», «Баядера», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Коппелия». Вместе с Национальным театром с успехом выступала во многих городах мира в Париже, Копенгагене, Москве, Мадриде, Берлине, Будапеште и др. Даже став известной балериной продолжала совершенствовать и расширять своё мастерство. В начале 1970-х стажировалась в Московском хореографическом училище у знаменитой советской балерины Марины Семёновой, в 1984 училась модернисткому балету в США.   

   Одновременно руководила введением в программу балетных школ Югославии современного балетного искусства, участвовала в создании Высшей школы балета. В 1986 окончила свою сценическую карьеру, выступив с "ошеломляющим успехом в главной роли в спектакле  "Настасья Филипповна" по роману Достоевского. За эту роль была награждена Национальной театральной премией.

   Уйдя со сцены, стала успешным хореографом для театра и кино, балетным критиком и историком балета, включая историю русского балета. С развалом в 1990-е годы Югославии посвятила себя  миротворческой деятельности. Получила всемирную известность одной из ключевых  активистов движения за мир и против национализма в Сербии. Одна из основателей Белградского круга и Европейского движения в Сербии.
Белградский круг создали интеллигенты из Белграда, открыто боровшиеся против милитаристской политики сербского правительства Милошевича, этнического национализма, популизма, военных преступлений и этнических чисток на территории бывшей Югославии. Европейское движение выступает за мирной, демократической, общеевропейской интеграции и демократию в Сербии как части Европы.

   В 1991 участвовала в организации многочисленных "Маршей мира", помощи беженцам из мест, охваченных войной. Выступала со статьями в печати. В 1995 объединила вокруг себя единомышленников для оказания помощи 484 сербским беженцам из Хорватии. Их деятельность переросла во внеправительственную гуманитарную организацию "Группа 484". В 1996 католическое движение за мир Pax Christi International присвоило Шантич свою престижную ежегодную премию. "Группа 484".
основала фонд Елены Шантич, ежегодно присуждающий премию её имени.   

http://grupa484.org.rs/en/group-484/; http://fjs.org.rs/en/about/sample-page-2/;
russian ballet dancers and choreographers - accelerando: bjmd