Доброму человеку весь мир свой дом

Эта статья опубликована в ж. «Наше православие», в бел. ж. «Целитель», №4 – 2009г., в г. «Пенсионер», №18 – 2010 г. (г. Минск), в ж. «Природа и Человек. XXI век», №9 – 2008 г. (г. Москва).
Экспертиза
Что оставим внукам
( Доброму человеку весь мир – свой дом )
Каждый день СМИ всего мира сообщают о том, что «криминал наступает», «преступность захлестнула мир», «человек боится человека»… Тогда правомерен вопрос: «А все ли делается для обуздания преступности?» Путей обуздания много. Мы остановимся на одном – воспитании (имеется в виду настоящее воспитание).
Рождается ребенок. Все с умилением смотрят на это безгрешное существо. А как же так получается, что через 10-13-17-20 лет этот ангел будет жестоко издеваться над одноклассниками, учителями, родителями, будет судим за грабежи, изнасилования, убийства? Кто виноват и что делать?
Виноваты в этом только родители и учителя. Это они прошли с ним путь от ангела до дьявола, ничего не сделав, чтобы воспитать настоящего человека, то есть добропорядочного гражданина своей страны, человека высокой совести, который никогда и ни при каких обстоятельствах не встанет на путь преступлений. И поэтому мы имеем то, что имеем: нет, наверное, ни одной школы в России и Беларуси, чьи ученики (или выпускники) не совершали бы преступных действий.
Вот телесообщение («Наши новости», 17.03.08): «Три 16-летние школьницы из дер. Бобр Минской обл. задушили соседку-пенсионерку, чтобы забрать по 65 тыс. бел. руб.» (1 кг сыра, мяса стоил около 16 тыс. руб.). Директор школы заявил, что у этих школьниц неблагополучные семьи. Но ведь и родители этих школьниц учились здесь же у этих, наверное, учителей. Значит, школа из поколения в поколение выпускает неблагополучных. И даже массово – убийц: ни одна из троих не остановила других.
Что главное должна дать человеку школа? Научить его быть Человеком! Добрым, совестливым, сострадательным, трудолюбивым, милосердным…
«Сострадание  - основа всей морали» (А. Шопенгауэр).
Милосердие – огромная сила, связывающая людей. Оно помогает тому, кто в нем нуждается, и тому, кто оказывает его. Милосердие сближает больше кровного родства и преданной дружбы. Если бы этому научили учителя своих учениц, то не душить бы они пошли старушку, а помогать ей. Не надо обвинять среду, бедность и т.д. Миллионы живут в бедности, но не становятся преступниками.
По конечному результату оценивается труд художника и сапожника, артиста и министра, сапера и шофера… И работу учителя нужно оценивать по конечному результату: кого воспитал. Если твои ученики или выпускники совершают преступные действия в школе или за ее пределами – одна оценка. А если они бросаются на помощь, на защиту других, творят добро – другая. Здесь наград учителю не жалеть. Всяких. И материально-высоких в том числе. Очень высоких!
На фоне того, что творится в обществе, чепухой выглядят все эти конкурсы («Лучший учитель города», «Учитель года»…) и звания («Отличник образования»…), все эти рассуждения о применении передовых технологий в педпроцессе…
Это как если бы хирург хвалился, что применяет передовые технологии, а больные умирали бы на операционном столе один за другим.
Конечный результат – вот что важно!
Результат будет хорошим только в том случае, если воспитание начато своевременно и если учитель всю душу вкладывает в это дело, если работает на конечный результат. Такова должна быть цель у настоящего учителя, учителя-патриота.
Сейчас, по-нашему мнению, в школе сделан перекос в сторону накопления знаний, а надо – в сторону воспитания. И тогда в обществе не стало бы множества проблем. Сейчас многие образованные (но не воспитанные нравственно) люди становятся преступниками (взятки, грабежи, вымогательства, угрозы, шантаж, воровство, клевета, захват людей в рабство, убийство с целью завладения квартирами и имуществом, недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей, наносящее вред другим людям, растление малолетних, изнасилования и т.д.).
А разве было бы это все, если бы люди имели совесть? Совесть делает человека подобным Богу! Тот истинно учен, кто хорошо поступает. Человек чувствует потерю кошелька с деньгами, но не чувствует убытка, когда потерял свое лучшее богатство: доброту души.
И если бы трудолюбие воспитали учителя и родителя в детях, то проблем в обществе было бы еще меньше. Почему сейчас столько много жестоких преступлений и бед? Потому что люди работать не хотят, а жить хотят хорошо, поэтому обогащаются неправедным путем.
Как правильно воспитывать детей, все учителя знают, поэтому мы остановимся только на том методе воспитания, который мало кто из учителей (и родителей) применяет – воспитании с помощью религии.
Общеизвестно: то, что человек делает осознанно, добровольно, по убеждениям, является огромной силой. За свои убеждения люди идут даже на смерть. А если воспитание по принуждению (из-под палки), то результат часто очень низок. У верующего «контролер» - его совесть. Истинно верующие делают все по убеждениям, они стараются не делать ничего плохого.
А теперь представим, что все люди усвоили заповеди Бога: никто не лжет, не ворует, никто никого не убивает, все любят друг друга и т.д. Разве плохо будет жить людям на Земле? Раз религия проповедует такой образ жизни и ведет к нему, то почему это не взять на вооружение?
Силу христианской религии понимали и использовали во благо обществу и себе на только гениальные (И. Ньютон, Б. Паскаль, А. Пушкин, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, советский физик-ядерщик А. Сахаров…), но и просто умные люди прошлого и наших дней. Например, директор российского Института мозга человека академик Н.П. Бехтерева. Ректор Волгоградского университета, ставший священником; всемирно известный советский хирург, читавший лекции студентам и писавший для них учебники, удостоенный за свой труд Сталинской премии Войно-Ясенецкий служил одновременно не просто священником, но архиепископом. Верили в Бога К. Циолковский и многие другие.
После всех исканий Л. Толстой пришел к выводу, что христианская вера есть подлинная основа нравственности: «Я верю, что учение Христа даёт благо всему человечеству. Моё благо на земле возможно только тогда, когда все люди будут исполнять это учение» (Л. Толстой, «Исповедь», Ленинград, 1991, стр. 344).
А. Пушкин о Библии: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было пословицей народа; она не заключает уже для нас ничего неизвестного, но книга сия называется Евангелием – такова ее вечно новая прелесть, что если мы, перенасыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие. Горе стране, находящейся вне христианства».
Смертельно раненный поэт послал за священником, чтобы умереть с покаянием.
И. Ньютон: «Кто думает лишь поверхностно, тот не верит в Бога. Кто мыслит глубоко, не может не верить в Бога».
А. Сахаров: «Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов».
Российский хирург, кандидат медицинских наук, врач с богословским образованием Игорь Попов написал недавно в статье «Бог в помощь», что верующие выздоравливают быстрее и при лечении у них мало осложнений; это данные исследований американских и российских ученых.
А белорусский ученый и талантливый хирург А. Волошенюк рассказал читателям «Народной газеты» (№57 – 08 г.): «В моем кабинете есть освященные в церкви иконы, на стене «Молитва врача». Я прошу Господа, чтоб помог, хотя еще три года назад я даже не мог перекреститься. Начиная операцию, говорю: «С Богом!».
Наши бабушки и прабабушки, простые деревенские женщины, воспитанные православием, были людьми неколебимой нравственности. Сами жили и нас учили главному закону Бога: «Живи так, чтобы от тебя не было плохо другим людям, делай добро».
Иисус Христос – пример для подражания любому человеку, особенно учителю. У него слово не расходилось с делом. К нему люди обращались со словом «Учитель». Главным в его учении было: «Любите друг друга!» И из-за своей любви к человеку он пошел на смерть. Несомненно, это самый великий человек, живший когда-либо на Земле. Он старался написать закон Бога, основанный на любви и совести, в сердцах людей и посредством этого сделать людское сообщество самоуправляющимся, где нет необходимости в каких бы то ни было надзирателях. И так никто ничего плохого не сделает.
Сейчас про детей, подростков, молодых людей, соревнующихся в жестокости, «педумники» говорят: «Самоутверждаются». Чушь! Этим они оправдывают свою педагогическую несостоятельность и бездействие. А почему не самоутверждаются в творении добра? Потому что не научили. Жестокости и зверства творят потому, что учатся этому от взрослых, видят это. А если бы видели примеры творения добра, подражали бы этому. Вот чему должны учить учителя и родители. В этом-то и заключается великое мастерство учителя (и родителя), что, несмотря на воздействие окружающего мира, его воспитанник будет самоутверждаться в творении добра. Если учитель (и родитель) не будет делать с ребенком добро другим людям (вспомним тимуровцев и др.), он самоутвердится в творении зла. В этом деле главное – не опоздать; начинать надо с 3-летнего возраста.
Мы не сомневаемся, что если учителя и родители будут посещать христианские храмы и детей за собой поведут, то увидят, что там объединились люди для творения добра, служения ближнему, самосовершенствования, для того, чтобы помочь людям отойти от зла, улучшить жизнь на Земле. Христианская религия учит людей благородству, величию духа, то есть быть человеком, а не животным.

Нужно видеть чужие нужды,
Нужно ставить их выше своих,
По примеру Христову нужно
Жить для ближних, для них, для них.

В каждой ли школе, каждый ли учитель (и родитель) учит этому? Что посеешь – то и пожнешь. Каждый день из СМИ, особенно с телеэкранов, на нас сыплется то, что посеяли. И пожинаем уже то, что боимся по улицам даже столиц ходить: москвич, полковник милиции, рассказывает с телеэкрана, что каждый день встречает свою дочь-студентку на выходе из метро («В центре событий с Анной Прохоровой», 17.03.08).
А что делать тем, у кого нет папы-полковника, и кто живет там, где до ближайшей власти десятки километров? 23.03.08 программа «В центре событий» информировала граждан страны о том, что правоохранительные органы России предупреждают о нарастании преступности, призывают быть бдительными, так как каждому, особенно детям, ежедневно грозит опасность быть ограбленным, изнасилованным, покалеченным или убитым. Правоохранительные органы стали уже раздавать гражданам оружие для защиты собственности и жизни. Процесс пошел!
Умные, дальновидные объясняли и объясняют теперь: «Положение в мире, то есть вокруг нас будет все ухудшаться, потому что люди отошли от Бога; только Бог в силах все исправить. Это не означает, что Он придет и собственноручно наведет везде порядок. Нужно принять Бога в сердце и жить с ним, то есть выполняя его заповеди».

Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или тупа,
Иль, что еще страшней, жестока.

Человек без Бога в душе может позволить себе многое: воровство, ложь, предательство, пьянство, сексуальную распущенность, супружескую неверность, насилие, убийства… Об этом предупреждал Ф. Достоевский: «Без Бога все позволено».
Библия дает ответы на все важнейшие вопросы жизни человека: что делать, чтобы не потерять работу, чтобы муж не бросил, чтобы дети выросли высоконравственными людьми, с которыми не будет горя, чтобы жена была идеальной, чтобы сохранить здоровье, чтобы к тебе хорошо относились окружающие и т.д.
Известный современный российский писатель Александр Солженицын в своей Нобелевской речи назвал причину всех бед человечества: «Бога забыли».
Если родители будут относиться к воспитанию детей так безответственно, как сейчас, если общество не станет спрашивать с родителей за плохое воспитание детей, то негативные явления будут только нарастать.
В жизни всегда есть место подвигам, в том числе родительским. Захотел и сумел родить ребенка – обязан захотеть и суметь вырастить его настоящим человеком. Не знаешь, не умеешь – учись, знай сам или слушай знающих. И обязанность общества учить людей родительскому делу постоянно. Учат на пекаря и лекаря, строителя и водителя. А такому важному делу, как родительство, не учат.
В воспитании все дело в том, кто воспитатель. По статистике, 90% родителей не справляются со своими подрастающими детьми. Не справляются, потому что не умеют, не учились, не любят своих детей. И, наверное, лучше школьных учителей научить этому делу родителей не сможет никто. Если учителя и родители станут работать в тесном союзе, успех обеспечен. И тогда звание «Лучший учитель», «Отличник образования» можно будет давать учителям той школы, где ученики не избивают одноклассников ради развлечения, снимая это на видеотелефон и т.д., чьи ученики и выпускники отличаются нравственным поведением.
Лев Толстой сказал: «Ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего! Это самый длинный, но верный путь».
Если родители сами хорошо воспитаны, то и детей своих будут учить этому. Авторитет родителей должен быть очень высок, иначе другие «авторитеты» подчинят себе детей. Дети всегда кому-то подражают. Они восхищаются теми, кого любят, слушают и уважают того, кто в их глазах герой. Не будут героями в глазах ребенка пьющие, жестокие, нечестные, ленивые, эгоистичные, немилосердные родители, которые мало уделяют времени ему.
Для нас наши отец и дед были героями. Один только пример. Наша семья жила в городском поселке и держала пчел. Работали с пчелами все лето, чтобы был мед. Зимой, когда начинались простуды и грипп, часто приходили люди с пустыми стаканами и просили продать меда: «У внучки (у сыночка, у бабушки…) температура высокая…» Отец (и мы, конечно, тоже) денег никогда не брал: «Лечитесь на здоровье». А нам говорил: «Что б я взял эти, может, последние рубли у больного человека?! Никогда! Какой пример я, учитель, дам своим ученикам? Как я завтра на уроке буду им в глаза смотреть?»
И сколько же было радости, когда, встретив нас, кого-нибудь из троих детей, где-нибудь в центре поселка у магазина, люди счастливо говорили: «Передай своим еще раз «спасибо», помог ваш медок нашей Тане (нашей бабушке…), она уже здорова».
Из СМИ, особенно документальных телефильмов, мы знаем, что в большинстве городов мира правит бал криминал, что пройти без страха даже в столицах можно только по центральным улицам, и то под охраной полиции, бронетранспортеров… Свои жилища люди превращают в крепости, оснащенные разными средствами защиты. А что дальше? Умные люди понимают, что дальше некуда, надо исправлять положение. Глава Германии Анхела Меркель возглавила движение «Вернуть отцов в семью». Не погоня за богатством, а воспитание детей.
На совещании силовиков (18.03.08) президент Белоруссии А. Лукашенко сказал: «В Беларуси за последние 6 лет уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения вырос на 70%». Конечно, у нас, в Беларуси, положение намного лучше, чем в других странах, но время самоуспокоения прошло. Если мы станем равнодушны, не почувствуем ответственности за то, что творится в обществе, если не приложим усилия каждый по своим способностям, то положение еще более ухудшится. Что же мы оставим своим детям, внукам? С молчаливого согласия равнодушных творятся все преступления на Земле.
А у доброго человека душа болит за всех: за соседа, за город, за Родину; ему весь мир – его дом, к которому он не имеет права оставаться равнодушным. Начинать надо с себя: жить по совести и детей своих и внуков воспитывать в том же духе. Ведь не оскудели же сердца наши на доброту?!

Инаида Васильева,
Александр Васильев,
педагоги, г. Витебск.

КОНЕЦ.
Пожалуйста, нажмите внизу под этой статьей на значки социальных сетей (Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Мой мир, Твиттер, Живой Журнал, Гмайл +) и дайте ссылку на мою статью в эти сети, чтобы ее прочитали и другие люди. Спасибо, дорогой друг!

Теперь, пожалуйста, напишите хотя бы коротенькую рецензию на мое произведение (очень интересно ваше мнение). Для этого внизу этой страницы нажмите на слова -- Написать рецензию. После написания рецензии под ней, пожалуйста, поставьте Вашу оценку для рейтинга:  точку в кружке "понравилось". Большое спасибо!


Читайте, пожалуйста, другие мои произведения на этом же сайте Проза.Ру, их перечень у меня на странице -- http://www.proza.ru/avtor/sascha2011tut или нажмите внизу этой странице -- Другие произведения автора Васильев Александр Анатольевич, там и координаты для связи со мной. Там ссылки на мои странички в социальных сетях, добавляйтесь, пожалуйста, там ко мне в друзья и пишите мне сообщения. А кто публикует свои произведения здесь на Проза.Ру, то, пожалуйста, там на моей странице нажмите Добавить в список избранных, чтобы было легко меня найти.


Кто желает, пишите мне по адресу -- va5i1i3v@yandex.by

Можно писать на мою страничку Вконтакте –

https://vk.com/id439578744

Можно писать на мою страничку в Одноклассниках –
https://ok.ru/profile/587826732862

Можно писать на мою страничку в Моем мире –
https://my.mail.ru/mail/vip.vasilev3333/


Пишите мне, пожалуйста, отзывы. Интересна точка зрения на мое творчество.


Рецензии