Подмена 1

Ремуальд Черняков
Возможно, на этой картине 500 лет тому назад было изображено будущее человечества. С небес изгоняют мятежных ангелов, возомнивших себя богами. Не это ли происходит сегодня с человечеством, которое начало присваивать себе функции, которые  принадлежали только Б-гу?
Мы живем в очень интересное и странное время: идет постепенный откат от созданного Б-гом к каким-то непонятным формам, создаваемым человеком. При этом, функции, когда-то принадлежащие только Б-гу -  создание и изменение ландшафта, законы создания новых пород живых существ, изменение климата, естественный отбор во всем живом мире, посылание на Землю людей с необходимыми для развития человечества способностями и предполагаемой судьбой - всё это современный человек пытается исполнить сам, заменив Б-га. Раньше Б-г мог наказать женщину и её мужа (либо за их грехи, либо за грехи предков) бесплодием.  Сегодня  существует экстракорпоральное оплодотворение. Т.е. - в мир приходят люди, которых не должно было быть! К чему это приведет? Неизвестно! К чему приведут изменения климата? Неизвестно! Выживание нежизнеспособных детей отменяет икусственный отбор. К чему это приведет? Неизвестно! И т.д. Слово "неизвестно" не имеет отношения  к сегодняшнему или к ближайшему завтрашнему дню. Как это отразится на будущих поколениях, которые произойдут от тех, кого в принципе не должно было быть, при условиях, которые также возникли искусственно, вопреки Природе или воле Б-га? Неизвестно!
Странное слово попалось мне где-то - "технооптимисты"... Странно видеть такое сочетание. Никто ведь не знает, к чему может привести ничем  неуправляемое развитие всего, а не только техники. Ведь, вероятно, есть и противоположное понятие - "технопессимисты"... Но если бы речь шла только о технике! Человечество сегодня приобрело силы, которые способны развиваясь уничтожить и само человечество...
Вот так, сидя и пытаясь объять необъятное, я опять возвращаюсь к мыслителям 16 века. И к провидцам следующих  и предыдущих веков.
Ломаное нечеловеческое слово - "Технооптимисты".... Что-то знакомое, из далекого-далекого прошлого... Да ведь в 16 веке были уже полулюди-полузвери-полурастения! Это же у Босха жили странно составленные существа. Прада, все они были составлены из существующих в природе частей - рыбо-собака, дерево-леопард, человек-клювоносец.... У него и появление человека есть, и развитие человечества и Страшный Суд. Но ведь в истории рода человеческого был ещё и Потоп с уничтожением неугодного Б-гу человечества. Не об этом ли размышлял и замечательный молодой человек Питер Брейгель Старший ("Мужицкий")? Он, конечно, знал уже и работы Босха, но жил во время борьбы нидерландского протестантизма с испанским католицизмом. А борьба эта была ожесточенной и доходила до страшных зверств с обеих сторон. При этом еще и техника быстро развивалась... И к чему всё это приведёт можно было только предполагать (впрочем, как и сейчас). А Брейгель, который, конечно, хорошо знал Ветхий завет, взял оттуда историю Потопа и падения мятежных ангелов. Эти ангелы (ну, точь-в-точь как мы сегодня!) решили, что они равны Б-гу и решили свои способности и знания передать людям. В том числе и бессмертие! И будут тогда люди как Боги! И, разгневанный  Б-г изгнал их с небес! Была битва! И со стороны мятежных ангелов принимали в ней участие странные монстры - частично природные (т.е. созданные Б-гом), а частично механические (т.е. созданные людьми). Падшие ангелы — не абстрактные монстры. Они изображены в виде устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные конструкты) и «артификалии» (вещи, сделанные человеком).
Эта картина, «Падение мятежных ангелов»,  стала иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к искусству и  знаниям, которые превышают то, что разрешено Б-гом на сегодняшнем этапе развития человечества. Написанная в 1562 году картина остаётся актуальной и по сей день.  Это  ведь сегодня собираются улучшать людей (как в романе Замятина "МЫ") вживлением каких-то устройств в мозг. Это сегодня ищут возможности обретения бессмертия (правда, никто не знает, а что собственно с этим самым бессмертием делать). И, к сожалению, продолжается отказ от того, что дано нам как Дар.
В 1923 году великий австрийский композитор Шёнберг в письме к Стравинскому написал: "что погубит музыку?".  Вот Вы, читающий меня сейчас, как Вы думаете - что её погубит?
А ведь есть еще и литература - тоже Дар. А что может погубить её?
А поэзию?
А театр?
И, кстати, живопись?
Наш великий Конструктор - "чистый разум, безо всяких пределов, есть само божество" (Гегель) - для кого - Б-г, для кого - Природа - придумал естественный отбор и эволюцию как инструменты для освоения живыми (растениями, животными, людьми) всех созданных им пространств - Земли, Воздуха, Воды. И не только освоить для жизни, но и научиться жить во всём этом, максимально приспособившись к своей среде. И вот развившийся человек, единственный из всех живущих одаренный способностью к абстрактному мышлению, начал использовать эту способность для удовлетворения двух милых склонностей: лени и агрессивности.  Лень породила все устройства, освобождающие нас от необходимости  усилий: много и долго бегать не надо - есть электровелосипеды и автомобили; преодолевать большие расстояния можно не напрягаясь,  в поезде или в самолете; запоминать не надо - есть компьютеры; учить таблицу умножения не надо - есть калькуляторы. Вообще, быть САМОМУ не надо- надо обладать всеми устройствами. НО! Есть ВРАГИ! "С  самых древних времен враг - это прежде всго Другой, посторонний. Его внешность не соответствует нашим критериям красоты, и если у него другие кулинарные пристрастия, нам неприятен запах его пищи...Жители Запада считают неприемлимы, что китайцы едят собак, а англосаксы - что французы едят лягушек. Греки называли варварами (бормотунами) всех, кто не говорил по гречески, а римская скульптура предсталяет побежденных легионерами варваров с косматыми бородами и приплюснутыми носами ("История уродства"Умберто Эко). Уничтожение всех врагов - это мечта, ради осуществления которой необходимо создать мощное оружие. Правда, уже давно известно, что оставшись без врагов, люди снова начинают разграничиваться по разным понятиям или по разным пониманиям одного и того же на непримиримые лагеря. Самые человеколюбивые  движения (например - христианство) успело пролить реки крови из-за разно понимаемых символов, объявления мыслящих по другому, но верящих в те же символы - еретиками и примешивания политики в религию.
Когда актёр кланяется на сцене переполненному залу, движение это может быть как попытка опуститься до уровня зала и стать с ним на одном низком уровне. Но ведь в поклоне может быть и приглашение залу подняться до уровня актёра, до уровня его искусства, до понимания роли. Может ли масса подняться до уровня единицы?  А вот опуститься до неприличных выражений, непристойных жестов, извращения классического текста - это намного проще.
А вот как Стефан Цвейг описывает недавнее прошлое :"...что такое культура, если не извлечение из грубой материи жизни самого тонкого, самого нежного, самого хрупкого - с помощью искусства и любви?...Музицировать, танцевать, играть в театре, беседовать, вести себя деликатно, с тактом...театр - это был микроскоп, отражавший макрокосм,... это было зеркало хорошего вкуса. В.. актере зритель видел образец того, как надлежит одеваться, как входить в комнату, как вести беседу, какие слова следует употреблять воспитанному человеку и каких следует избегать; сцена...была слышимым и зримым пособием по хорошему тону, правильному произношению.." "Луше всего художнику работается там, где его ценят и даже переоценивают. Искусство всегда достигает высот там, где оно становится истинным делом всего народа".